Каждый – сам «ударник» своего счастья
Что для Вас музыка? Для меня это все звуки, которые только может услышать наше ухо: желтые листья клёна, например, поют блюз, а журчащий ручеек играет вальс. Каждый понимает музыку по-своему, но для всех музыка – это настоящее искусство, и оно требует жертв. Но не всегда эти жертвы видимы. Вернее, нет, не так. Только когда мы не видим жертвы, мы видим настоящую суть искусства.
Музыкант - в чёрном фраке или бархатном платье; пианист или скрипач, а, может, саксофонист? Каждый из них дарит нам красоту музыки, каждый из них верит в счастье и несёт эту веру нам. Мы зачастую думаем, что вся работа музыкантов и заключается в том, чтобы выйти в дорогом наряде на сцену и красиво сыграть пару произведений великих классиков. Нам и в голову не приходит, что за этой лёгкостью и плавностью лежат месяцы и годы непрекращающейся работы над собой. Часто музыканты – несчастные люди, которым приходится жертвовать собственным счастьем ради счастья зрителя.
Каждый может научиться играть на музыкальном инструменте, но не каждый может стать музыкантом. Каждый может говорить, что музыкантам легко живётся, но не каждый может жить их жизнью. Узнать о жизни настоящего музыканта можно только от самого музыканта…
В детском саду маленькая Аня всегда мурлыкала себе под нос напевные мелодии. Сначала, как многие дети, хотела стать врачом, потом ветеринаром. Но однажды произошло событие, перевернувшее её жизнь.
- Здравствуйте, - представился седой мужчина. – Меня зовут Казарьян Рафаэль Завенович, я преподаватель ударных в музыкальной школе №4. Мы с ребятами хотим дать в вашем детском саду концерт.
После концерта Рафаэль Завенович спросил:
- Ребята, скажите, кто из вас хочет заниматься на ударных в нашей школе?
Хотя Анечка не особо представляла себе ударные инструменты, кроме барабанов, она уверенно тянула вверх ручку: я хочу!
Кроме неё захотели заниматься ещё человек 5.
- Давайте я вас послушаю, - предложил Рафаэль Завенович – Вот ты, - обратился он к Ане. – Попробуй себя на ксилофоне.
Когда Аня выходила к этому похожему на маленькое пианино инструменту, который казался ей чем-то громадным, у неё дрожали руки. «Лишь бы получилось!» – Аня зажмурила глаза и тихонько ударила молоточком по клавише.
- Динь, - послушно «заговорил» инструмент. Сердце девочки забилось быстрее, она почувствовала себя взрослой и стала смелее бить по клавишам. – Дон – Динь – Дииииинь…
- А знаешь, - мягко сказал Рафаэль Завенович после первого в Аниной жизни прикосновения к ксилофону. – Для человека, который ни разу не подходил к этому инструменту, у тебя здорово получается, приходи к нам на прослушивание.
Когда бабушка Вера Петровна забирала свою маленькую внучку из садика, та взахлёб рассказывала ей о концерте, о музыкантах, о ксилофоне…
Вскоре Аня в праздничном платье отправилась с бабушкой на прослушивание в музыкальную школу.
- Заходи, не бойся, - улыбнулась полная женщина, завуч музыкальной школы.
Голова девочки, мелькнувшая в проёме двери, тут же исчезла. Аня села на стул и положила руки на коленки: «Буду ждать, когда позовут», - решила она.
Вот и её очередь. Толкнув белую дверь, пятилетняя девочка вошла в актовый зал. В центре зала на стульях сидели несколько учителей. Среди них был и Рафаэль Завенович.
- Здравствуйте, - Аня расправила розовое платье. – Меня зовут Аня.
- Очень приятно, детка…
- А знаете, - перебила Аня. - Пока мы с бабушкой к вам шли, нас чуть не покусала собака!
- Бедная! Ну не бойся, всё будет хорошо. Сейчас ты выполнишь несколько упражнений: споёшь, попробуешь запомнить мелодию, и мы решим, готова ли ты к учёбе.
- Ой, - засмеялась Аня. – Вы не волнуйтесь! Я учиться люблю!
Через пару часов девочка с бабушкой сидели в коридоре и держались за руки – ждали результатов. «Прямо как на экзаменах», - вспоминает сейчас Аня.
Ирина Юрьевна, преподаватель пения, позвала всех в зал: «Скоро мы объявим результаты…»
Домой Анечка не шла, а летела. Подпрыгивала, пела, скакала, бегала вокруг бабушки и не могла нарадоваться тому, что поступила.
- Наверное, именно в тот момент, - рассказывает сейчас Аня. – Я решила стать музыкантом. А бабушке приходилось ежесекундо усмирять такую непоседу, как я.
Да, бедная Анина бабушка: сначала отвести малютку в садик, потом забрать её оттуда и бежать с ней в музыкальную школу, а там ждать часа полтора… А ведь Вера Петровна тоже работает: она библиотекарь. Из-за любимой внучки ей пришлось бросить работу и уйти на пенсию. А ведь это так сложно – «осесть» дома - человеку культуры, который привык ходить в музеи и театры. Но Вера Петровна смогла. Когда Аня пошла в первый класс, бабушка решительно отказалась от работы и стала заниматься воспитанием своей внучки. С утра и до вечера.
- Аня, тебя воспитывала бабушка?
- Да, и я очень этому рада.
- А где же твои родители? – удивляюсь я.
- Ну, где… Напиши, что их у меня нет. Я думаю, это не так важно для твоей статьи.
- И всё-таки, Аня, расскажи о них, - настойчиво прошу я.
- Ну, мама, дочь бабушки, часто заходит в гости, но живёт в другом городе. Я не считаю её родным человеком и не хочу с ней общаться.
- А твоя бабушка её не ругает за то, что она тебя бросила?
- Ругает, конечно, но мою мать уже не изменишь. Я такая, что вообще бы её не видела.
Аня, желая забыть о ссоре с родителями, ещё больше окунулась в работу: Репетиции, конкурсы, концерты, конкурсы, репетиции – часто маленькую Аню бабушка приводила домой только к полуночи, так долго она репетировала. Заставить ребёнка заниматься музыкой хоть пару часов в день практически невозможно, но Анечка играла сама, и репетировала она минимум по 6 часов в сутки. У неё не было времени ни на друзей, ни на какие-то другие хобби, зато она занималась тем, чем хотела.
Помню, когда я ещё была маленькой, в нашей музыкальной школе частенько проходили концерты наших дарований. Аня всегда выступала одной из первых. Такая маленькая, что ей приходилось подставлять табуреточку, чтобы дотягиваться до клавиш, она, тем не менее, всегда выходила на сцену спокойно, собранно, уверенно, с высоко поднятой головой. Но даже с табуреточкой из-за ксилофона виднелась лишь её белокурая макушка.
Каждое произведение Аня играла правильно – от ноты и до ноты. Но ведь не это главное. Самое замечательное в творчестве Ани было то, что её игра в каждом слушателе рождала то чувство спокойствия и то ощущение всесилия, которых каждый человек так старается добиться. Аня выражала свои эмоции не словами, а звуками, нотами, музыкой. Вот пролетела маленькая синичка в её высоком «аллегро», вот зевает медвежонок в сосредоточенном «ленте», а Аня всё внимательно смотрит на клавиши, в то время как каждый слушатель улыбается талантам этой малышки.
Сосредоточенность и серьёзность к выполняемым делам всегда отличали её от других ребят. И то усердие, которое она прилагала к своему творчеству, не замедлило сказаться на результатах обучения. Призёр множества краевых конкурсов, в ноябре 1998 года – победитель открытого юношеского конкурса в Санкт – Петербурге, где её прослушал доцент и предложил после школы приехать учиться к ним, а в октябре этого же года – самый младший участник Всероссийского конкурса, проходившего в Краснодаре в Краснодарском музыкальном колледже им. Н.А.Римского-Корсакова. Кажется, мечта о всенародной славе начинает приобретать всё более реалистичные очертания.
- Аня, расскажи, как это – быть самой младшей участницей конкурса.
- Я была по сравнению со всеми вообще малышка, мне было всего девять, - улыбается Аня. – Мне сказали: «Спасибо, что пришла, ты здорово играешь, но ещё совсем маленькая. Приходи к нам попозже».
- Наверное, обидно?
- Конечно, ты что. Готовишься, готовишься, ночи не спишь, волнуешься, а тебя мягко так посылают репетировать дальше.
- Ну а ты потом пошла ещё раз, попозже?
- Конечно, как иначе. Но получилось так, что я снова была самой маленькой! Я тогда, кажется, училась в музыкалке классе в шестом из семи. А там уже были ребята из колледжей. Меня вообще оставляли несколько раз в шестом классе – чтобы мои выпускные в обычной и музыкальной школах пришлись на один год, чтобы было удобнее поступать в музыкальное училище.
Однажды в подростковой жизни Ани произошло событие, которое перевернуло всё восприятие мира девочки. Ученики музыкальной школы часто ездили на концерты в детские дома, чтобы донести радость всем-всем. А тогда в начале ноября к ним в школу привезли ребят из школы-интерната для глухих и слабослышащих детей, чтобы те смогли убедить музыкантов, что люди с ограниченными способностями ограничены только физически.
- Ты не представляешь, - взволнованно заговорила Аня. – Какие это хорошие ребята! Все дружелюбные, улыбчивые, почти все читают по губам. Сначала немного напрягаешься, когда смотрят не в глаза, а на губы, но потом понимаешь, что по-другому они тебя не поймут. К нам приезжал ансамбль жестового пения. Я не думала, что можно нарисовать музыкальный пейзаж жестами, но, оказалось, эти ребята рисуют лето и зиму ещё красивее, чем художник красками. Как только они «запели», у меня побежали мурашки по коже, и сердце понеслось куда-то к пяткам. Что самое интересное, жалко этих ребят было только пару мгновений, пока мы не познакомились. Когда же мы узнали имена друг друга, то я поняла, что они счастливее нас, потому что не слышат всего того, что отвлекает нас от мечты. Когда я рассказала о своём знакомстве бабушке, она предложила сходить к ним в гости. И сейчас я поддерживаю с некоторыми из этих ребят связь.
Вера Петровна всегда и во всем поддерживала свою внучку. Если Аня увлеклась музыкой, пусть будет так. Уже с раннего возраста Анина бабушка привыкла к тому, что её внучка может прийти домой очень поздно. Чтобы Аня всегда была на связи, Вера Петровна немного сократила расходы и купила ей мобильный телефон.
- Представь, - рассказывает Аня. - 99-ый год, у меня был первый мобильник в классе! Но в нашем случае это было необходимостью, хоть и не суровой.
6 марта 2003 года – эту дату Аня назвала мне без раздумий – в муниципальном концертном зале был её первый сольный концерт. Когда взволнованная девочка, которой через пару минут предстояло выйти на сцену, выглядывала из-за кулисы, она, конечно, первым делом стала искать в зале знакомое лицо.
- Это было так здорово, - у Ани и сейчас светятся глаза при воспоминании об этом событии. – Когда в первом ряду я увидела бабулю с букетом цветов в руках, мне стало так спокойно. Тогда мне подарила цветы не только бабушка. Я была так счастлива, как никогда раньше! Первый раз я плакала на музыкальном концерте. Я была одета в шикарное бордовое платье с оборками, как у взрослых музыкантов, и вообще, всё было по-настоящему…
- А мама была? – спрашиваю я.
- Нет, - Аня нахмурилась. - Её, в общем, никто и не приглашал.
У каждого в жизни есть мечта. Такая мечта была и у Ани. Она хотела стать студенткой Санкт-Петербургской консерватории. Но перед этим нужно было окончить музыкальное училище. Конечно, и в училище Аня хотела поступить Питерское, но бабушку оставлять одну девушка не решилась, поэтому город на Неве пришлось отложить года на четыре. Аня поступила в Краснодарский музыкальный колледж им. Н.А.Римского-Корсакова, куда девушку приняли без экзаменов как подающую надежды ксилофонистку. И там Аня не переставала участвовать в различных конкурсах со своим преподавателем ударных, Рычиком Владимиром Валентиновичем. Уже к 2005 году Аня стала дважды стипендиатом международного благотворительного конкурса «Новые имена» при поддержке администрации Краснодарского края. И в 2005 же году Аня снова участвовала во Всероссийском конкурсе, проходящем в Краснодаре. К сожалению, вторая.
Отрывок из документа:
Приказ Федерального агентства по культуре и кинематографии от 16.06.2006 № 252
О государственных стипендиях (премиях) одаренным детям за 2006 год
Подписан: Руководитель федерального агентства по культуре и кинематографии М.E. Швыдкой
Чарковская Анна - инструментальное исполнительство (оркестровые духовые и ударные инструменты), 2 курс, Краснодарский музыкальный колледж им. Н.А.Римского-Корсакова (г.Краснодар)
Шульгина Светлана - фольклорное отделение, 2 курс, Барабинский филиал Новосибирского областного колледжа культуры и искусства (г.Новосибирск)
- Сильно обидно? – спрашиваю я. – Занять второе место.
- Было обиднее не от второго места, - говорит Аня. – А оттого, что первое место дали питерцу.
- А почему обидно-то именно из–за этого? – удивляюсь я.
- Понимаешь, в чём тут дело, - объясняет девушка. – К нам после объявления результатов подошёл председатель комиссии, заведующий отделением Санкт–Петербургской консерватории, Сумеркин, и сказал, что жюри было из Питера, поэтому они и дали первое место своему земляку. После этих слов у меня исчезло желание заниматься музыкой. Какой смысл, если теперь даже в искусстве всё по блату.
- У тебя сильно изменилось отношение к музыке, да?
- Сначала очень, хотелось всё бросить и убежать подальше, но потом я поняла, что, даже если не соберусь заниматься музыкой в дальнейшем, у меня уже будет профессия. А со временем свыклась с мыслью, что моя музыка может кому-то не нравиться.
Каждый человек в глубине души мечтает о признании и у каждого внутри есть такое чувство, как честолюбие. Аня тоже хотела во всем быть лучшей и старательно шла на красный диплом. В колледже, как объяснила девушка, можно иметь до 12 четвёрок в аттестате, и всё равно получить диплом с отличием. У Ани четвёрок было 5, и девушка с нетерпением ждала выпускного, чтобы получить свой красный диплом.
Но её мечтам не суждено было сбыться. Снова. Из-за работы Аня постоянно пропускала предмет, названия которого даже не может вспомнить. В конце концов преподаватель этого, как сказала Аня, скучнейшего предмета, поставил ей тройку, а с тройкой красный диплом, конечно, получить не удалось.
Но девушка вновь не стала долго горевать над потухшей мечтой и тут же создала себе новую цель.
- Анют, а как насчёт большой мечты, связанной с музыкой?
- Ну, это для музыканта, даже бывшего, святое, - улыбается Аня. – Очень хотелось поступить в Санкт–Петербург. Ну, и… - помолчала мгновенье. – Мне бы очень хотелось, чтобы ещё хоть раз конферансье сказал: «А сейчас на эту сцену поднимется и сыграет Вам концерт Чайковского стипендиат государственной премии Анна Чарковская» – И зал взорвётся аплодисментами…
Сейчас девушка Аня работает в букмекерской конторе и принимает ставки на счёт в матчах. Она мечтает уже не о собственных концертах, а об открытии приюта для бездомных животных и парикмахерской. Хочет поступить на заочное отделение Кубанского Государственного Университета на специальность связи с общественностью и только иногда, очень редко, приходит в колледж поиграть на ксилофоне, который мог сделать из неё всемирно известного музыканта, но оставил всего лишь след в её памяти – яркий незабываемый след музыки…
- Аня, что для тебя воспитание сердца?
- Воспитание сердца? Дай подумать… я думаю, что воспитание сердца – это когда человек имеет желания и стремится к собственной цели, когда он не опускает руки, а борется до последнего. Знаешь, есть такая картинка: Цапля крепко держит в клюве лягушку, но земноводное, несмотря на безвыходное положение, душит цаплю и пытается вырваться из её клюва. А внизу надпись: Никогда не сдавайся!
- Можно ли сказать, что это твой девиз – Никогда не сдавайся?
- Да, любому человеку нужно поставить перед собой цель и добиваться её, ломая преграды.
- Значит, ты считаешь, что воспитание сердца – это, прежде всего, самовоспитание?
- Да, отличное ты слова подобрала – САМОвоспитание, именно самовоспитание даёт самые сочные и спелые плоды.
- Ну а если взять, например, тебя, Ань. Ты же сначала хотела заниматься музыкой, а теперь мечтаешь совсем о другом. Получается, ты предала свою мечту?
- Нет, понимаешь, в чём тут загвоздка. Одно дело, если ты добиваешься того, чего действительно желаешь, и совсем другое, если ты идёшь вперёд, не желая заглянуть в себя и спросить: это нужно тебе или кому-то другому. Почему я бросила профессиональную музыку? Я поняла, что не смогу заниматься ею всю жизнь, это не то, чтобы не моё, но не полностью моё. Я ищу себя, как это делает любой из нас.
- Не считаешь ли ты возможным для себя вернуться в музыку?
- Нет, ты знаешь, в своё возвращение я уже не верю.
- Но ведь ты бы не отказалась от сольного концерта, ведь так?
- Кто бы отказался, - улыбается девушка и задумывается. Я будто слышу голос конферансье и бурные аплодисменты зала: ДА, безусловно, она талантливый человек! А ведь, как сказала Галина Вишневская, талант не является чем-то преходящим и он никогда не пропадает бесследно…
Музыкант - в чёрном фраке или бархатном платье; пианист или скрипач, а, может, саксофонист? Каждый из них дарит нам красоту музыки, каждый из них верит в счастье и несёт эту веру нам. Мы зачастую думаем, что вся работа музыкантов и заключается в том, чтобы выйти в дорогом наряде на сцену и красиво сыграть пару произведений великих классиков. Нам и в голову не приходит, что за этой лёгкостью и плавностью лежат месяцы и годы непрекращающейся работы над собой. Часто музыканты – несчастные люди, которым приходится жертвовать собственным счастьем ради счастья зрителя.
Каждый может научиться играть на музыкальном инструменте, но не каждый может стать музыкантом. Каждый может говорить, что музыкантам легко живётся, но не каждый может жить их жизнью. Узнать о жизни настоящего музыканта можно только от самого музыканта…
В детском саду маленькая Аня всегда мурлыкала себе под нос напевные мелодии. Сначала, как многие дети, хотела стать врачом, потом ветеринаром. Но однажды произошло событие, перевернувшее её жизнь.
- Здравствуйте, - представился седой мужчина. – Меня зовут Казарьян Рафаэль Завенович, я преподаватель ударных в музыкальной школе №4. Мы с ребятами хотим дать в вашем детском саду концерт.
После концерта Рафаэль Завенович спросил:
- Ребята, скажите, кто из вас хочет заниматься на ударных в нашей школе?
Хотя Анечка не особо представляла себе ударные инструменты, кроме барабанов, она уверенно тянула вверх ручку: я хочу!
Кроме неё захотели заниматься ещё человек 5.
- Давайте я вас послушаю, - предложил Рафаэль Завенович – Вот ты, - обратился он к Ане. – Попробуй себя на ксилофоне.
Когда Аня выходила к этому похожему на маленькое пианино инструменту, который казался ей чем-то громадным, у неё дрожали руки. «Лишь бы получилось!» – Аня зажмурила глаза и тихонько ударила молоточком по клавише.
- Динь, - послушно «заговорил» инструмент. Сердце девочки забилось быстрее, она почувствовала себя взрослой и стала смелее бить по клавишам. – Дон – Динь – Дииииинь…
- А знаешь, - мягко сказал Рафаэль Завенович после первого в Аниной жизни прикосновения к ксилофону. – Для человека, который ни разу не подходил к этому инструменту, у тебя здорово получается, приходи к нам на прослушивание.
Когда бабушка Вера Петровна забирала свою маленькую внучку из садика, та взахлёб рассказывала ей о концерте, о музыкантах, о ксилофоне…
Вскоре Аня в праздничном платье отправилась с бабушкой на прослушивание в музыкальную школу.
- Заходи, не бойся, - улыбнулась полная женщина, завуч музыкальной школы.
Голова девочки, мелькнувшая в проёме двери, тут же исчезла. Аня села на стул и положила руки на коленки: «Буду ждать, когда позовут», - решила она.
Вот и её очередь. Толкнув белую дверь, пятилетняя девочка вошла в актовый зал. В центре зала на стульях сидели несколько учителей. Среди них был и Рафаэль Завенович.
- Здравствуйте, - Аня расправила розовое платье. – Меня зовут Аня.
- Очень приятно, детка…
- А знаете, - перебила Аня. - Пока мы с бабушкой к вам шли, нас чуть не покусала собака!
- Бедная! Ну не бойся, всё будет хорошо. Сейчас ты выполнишь несколько упражнений: споёшь, попробуешь запомнить мелодию, и мы решим, готова ли ты к учёбе.
- Ой, - засмеялась Аня. – Вы не волнуйтесь! Я учиться люблю!
Через пару часов девочка с бабушкой сидели в коридоре и держались за руки – ждали результатов. «Прямо как на экзаменах», - вспоминает сейчас Аня.
Ирина Юрьевна, преподаватель пения, позвала всех в зал: «Скоро мы объявим результаты…»
Домой Анечка не шла, а летела. Подпрыгивала, пела, скакала, бегала вокруг бабушки и не могла нарадоваться тому, что поступила.
- Наверное, именно в тот момент, - рассказывает сейчас Аня. – Я решила стать музыкантом. А бабушке приходилось ежесекундо усмирять такую непоседу, как я.
Да, бедная Анина бабушка: сначала отвести малютку в садик, потом забрать её оттуда и бежать с ней в музыкальную школу, а там ждать часа полтора… А ведь Вера Петровна тоже работает: она библиотекарь. Из-за любимой внучки ей пришлось бросить работу и уйти на пенсию. А ведь это так сложно – «осесть» дома - человеку культуры, который привык ходить в музеи и театры. Но Вера Петровна смогла. Когда Аня пошла в первый класс, бабушка решительно отказалась от работы и стала заниматься воспитанием своей внучки. С утра и до вечера.
- Аня, тебя воспитывала бабушка?
- Да, и я очень этому рада.
- А где же твои родители? – удивляюсь я.
- Ну, где… Напиши, что их у меня нет. Я думаю, это не так важно для твоей статьи.
- И всё-таки, Аня, расскажи о них, - настойчиво прошу я.
- Ну, мама, дочь бабушки, часто заходит в гости, но живёт в другом городе. Я не считаю её родным человеком и не хочу с ней общаться.
- А твоя бабушка её не ругает за то, что она тебя бросила?
- Ругает, конечно, но мою мать уже не изменишь. Я такая, что вообще бы её не видела.
Аня, желая забыть о ссоре с родителями, ещё больше окунулась в работу: Репетиции, конкурсы, концерты, конкурсы, репетиции – часто маленькую Аню бабушка приводила домой только к полуночи, так долго она репетировала. Заставить ребёнка заниматься музыкой хоть пару часов в день практически невозможно, но Анечка играла сама, и репетировала она минимум по 6 часов в сутки. У неё не было времени ни на друзей, ни на какие-то другие хобби, зато она занималась тем, чем хотела.
Помню, когда я ещё была маленькой, в нашей музыкальной школе частенько проходили концерты наших дарований. Аня всегда выступала одной из первых. Такая маленькая, что ей приходилось подставлять табуреточку, чтобы дотягиваться до клавиш, она, тем не менее, всегда выходила на сцену спокойно, собранно, уверенно, с высоко поднятой головой. Но даже с табуреточкой из-за ксилофона виднелась лишь её белокурая макушка.
Каждое произведение Аня играла правильно – от ноты и до ноты. Но ведь не это главное. Самое замечательное в творчестве Ани было то, что её игра в каждом слушателе рождала то чувство спокойствия и то ощущение всесилия, которых каждый человек так старается добиться. Аня выражала свои эмоции не словами, а звуками, нотами, музыкой. Вот пролетела маленькая синичка в её высоком «аллегро», вот зевает медвежонок в сосредоточенном «ленте», а Аня всё внимательно смотрит на клавиши, в то время как каждый слушатель улыбается талантам этой малышки.
Сосредоточенность и серьёзность к выполняемым делам всегда отличали её от других ребят. И то усердие, которое она прилагала к своему творчеству, не замедлило сказаться на результатах обучения. Призёр множества краевых конкурсов, в ноябре 1998 года – победитель открытого юношеского конкурса в Санкт – Петербурге, где её прослушал доцент и предложил после школы приехать учиться к ним, а в октябре этого же года – самый младший участник Всероссийского конкурса, проходившего в Краснодаре в Краснодарском музыкальном колледже им. Н.А.Римского-Корсакова. Кажется, мечта о всенародной славе начинает приобретать всё более реалистичные очертания.
- Аня, расскажи, как это – быть самой младшей участницей конкурса.
- Я была по сравнению со всеми вообще малышка, мне было всего девять, - улыбается Аня. – Мне сказали: «Спасибо, что пришла, ты здорово играешь, но ещё совсем маленькая. Приходи к нам попозже».
- Наверное, обидно?
- Конечно, ты что. Готовишься, готовишься, ночи не спишь, волнуешься, а тебя мягко так посылают репетировать дальше.
- Ну а ты потом пошла ещё раз, попозже?
- Конечно, как иначе. Но получилось так, что я снова была самой маленькой! Я тогда, кажется, училась в музыкалке классе в шестом из семи. А там уже были ребята из колледжей. Меня вообще оставляли несколько раз в шестом классе – чтобы мои выпускные в обычной и музыкальной школах пришлись на один год, чтобы было удобнее поступать в музыкальное училище.
Однажды в подростковой жизни Ани произошло событие, которое перевернуло всё восприятие мира девочки. Ученики музыкальной школы часто ездили на концерты в детские дома, чтобы донести радость всем-всем. А тогда в начале ноября к ним в школу привезли ребят из школы-интерната для глухих и слабослышащих детей, чтобы те смогли убедить музыкантов, что люди с ограниченными способностями ограничены только физически.
- Ты не представляешь, - взволнованно заговорила Аня. – Какие это хорошие ребята! Все дружелюбные, улыбчивые, почти все читают по губам. Сначала немного напрягаешься, когда смотрят не в глаза, а на губы, но потом понимаешь, что по-другому они тебя не поймут. К нам приезжал ансамбль жестового пения. Я не думала, что можно нарисовать музыкальный пейзаж жестами, но, оказалось, эти ребята рисуют лето и зиму ещё красивее, чем художник красками. Как только они «запели», у меня побежали мурашки по коже, и сердце понеслось куда-то к пяткам. Что самое интересное, жалко этих ребят было только пару мгновений, пока мы не познакомились. Когда же мы узнали имена друг друга, то я поняла, что они счастливее нас, потому что не слышат всего того, что отвлекает нас от мечты. Когда я рассказала о своём знакомстве бабушке, она предложила сходить к ним в гости. И сейчас я поддерживаю с некоторыми из этих ребят связь.
Вера Петровна всегда и во всем поддерживала свою внучку. Если Аня увлеклась музыкой, пусть будет так. Уже с раннего возраста Анина бабушка привыкла к тому, что её внучка может прийти домой очень поздно. Чтобы Аня всегда была на связи, Вера Петровна немного сократила расходы и купила ей мобильный телефон.
- Представь, - рассказывает Аня. - 99-ый год, у меня был первый мобильник в классе! Но в нашем случае это было необходимостью, хоть и не суровой.
6 марта 2003 года – эту дату Аня назвала мне без раздумий – в муниципальном концертном зале был её первый сольный концерт. Когда взволнованная девочка, которой через пару минут предстояло выйти на сцену, выглядывала из-за кулисы, она, конечно, первым делом стала искать в зале знакомое лицо.
- Это было так здорово, - у Ани и сейчас светятся глаза при воспоминании об этом событии. – Когда в первом ряду я увидела бабулю с букетом цветов в руках, мне стало так спокойно. Тогда мне подарила цветы не только бабушка. Я была так счастлива, как никогда раньше! Первый раз я плакала на музыкальном концерте. Я была одета в шикарное бордовое платье с оборками, как у взрослых музыкантов, и вообще, всё было по-настоящему…
- А мама была? – спрашиваю я.
- Нет, - Аня нахмурилась. - Её, в общем, никто и не приглашал.
У каждого в жизни есть мечта. Такая мечта была и у Ани. Она хотела стать студенткой Санкт-Петербургской консерватории. Но перед этим нужно было окончить музыкальное училище. Конечно, и в училище Аня хотела поступить Питерское, но бабушку оставлять одну девушка не решилась, поэтому город на Неве пришлось отложить года на четыре. Аня поступила в Краснодарский музыкальный колледж им. Н.А.Римского-Корсакова, куда девушку приняли без экзаменов как подающую надежды ксилофонистку. И там Аня не переставала участвовать в различных конкурсах со своим преподавателем ударных, Рычиком Владимиром Валентиновичем. Уже к 2005 году Аня стала дважды стипендиатом международного благотворительного конкурса «Новые имена» при поддержке администрации Краснодарского края. И в 2005 же году Аня снова участвовала во Всероссийском конкурсе, проходящем в Краснодаре. К сожалению, вторая.
Отрывок из документа:
Приказ Федерального агентства по культуре и кинематографии от 16.06.2006 № 252
О государственных стипендиях (премиях) одаренным детям за 2006 год
Подписан: Руководитель федерального агентства по культуре и кинематографии М.E. Швыдкой
Чарковская Анна - инструментальное исполнительство (оркестровые духовые и ударные инструменты), 2 курс, Краснодарский музыкальный колледж им. Н.А.Римского-Корсакова (г.Краснодар)
Шульгина Светлана - фольклорное отделение, 2 курс, Барабинский филиал Новосибирского областного колледжа культуры и искусства (г.Новосибирск)
- Сильно обидно? – спрашиваю я. – Занять второе место.
- Было обиднее не от второго места, - говорит Аня. – А оттого, что первое место дали питерцу.
- А почему обидно-то именно из–за этого? – удивляюсь я.
- Понимаешь, в чём тут дело, - объясняет девушка. – К нам после объявления результатов подошёл председатель комиссии, заведующий отделением Санкт–Петербургской консерватории, Сумеркин, и сказал, что жюри было из Питера, поэтому они и дали первое место своему земляку. После этих слов у меня исчезло желание заниматься музыкой. Какой смысл, если теперь даже в искусстве всё по блату.
- У тебя сильно изменилось отношение к музыке, да?
- Сначала очень, хотелось всё бросить и убежать подальше, но потом я поняла, что, даже если не соберусь заниматься музыкой в дальнейшем, у меня уже будет профессия. А со временем свыклась с мыслью, что моя музыка может кому-то не нравиться.
Каждый человек в глубине души мечтает о признании и у каждого внутри есть такое чувство, как честолюбие. Аня тоже хотела во всем быть лучшей и старательно шла на красный диплом. В колледже, как объяснила девушка, можно иметь до 12 четвёрок в аттестате, и всё равно получить диплом с отличием. У Ани четвёрок было 5, и девушка с нетерпением ждала выпускного, чтобы получить свой красный диплом.
Но её мечтам не суждено было сбыться. Снова. Из-за работы Аня постоянно пропускала предмет, названия которого даже не может вспомнить. В конце концов преподаватель этого, как сказала Аня, скучнейшего предмета, поставил ей тройку, а с тройкой красный диплом, конечно, получить не удалось.
Но девушка вновь не стала долго горевать над потухшей мечтой и тут же создала себе новую цель.
- Анют, а как насчёт большой мечты, связанной с музыкой?
- Ну, это для музыканта, даже бывшего, святое, - улыбается Аня. – Очень хотелось поступить в Санкт–Петербург. Ну, и… - помолчала мгновенье. – Мне бы очень хотелось, чтобы ещё хоть раз конферансье сказал: «А сейчас на эту сцену поднимется и сыграет Вам концерт Чайковского стипендиат государственной премии Анна Чарковская» – И зал взорвётся аплодисментами…
Сейчас девушка Аня работает в букмекерской конторе и принимает ставки на счёт в матчах. Она мечтает уже не о собственных концертах, а об открытии приюта для бездомных животных и парикмахерской. Хочет поступить на заочное отделение Кубанского Государственного Университета на специальность связи с общественностью и только иногда, очень редко, приходит в колледж поиграть на ксилофоне, который мог сделать из неё всемирно известного музыканта, но оставил всего лишь след в её памяти – яркий незабываемый след музыки…
- Аня, что для тебя воспитание сердца?
- Воспитание сердца? Дай подумать… я думаю, что воспитание сердца – это когда человек имеет желания и стремится к собственной цели, когда он не опускает руки, а борется до последнего. Знаешь, есть такая картинка: Цапля крепко держит в клюве лягушку, но земноводное, несмотря на безвыходное положение, душит цаплю и пытается вырваться из её клюва. А внизу надпись: Никогда не сдавайся!
- Можно ли сказать, что это твой девиз – Никогда не сдавайся?
- Да, любому человеку нужно поставить перед собой цель и добиваться её, ломая преграды.
- Значит, ты считаешь, что воспитание сердца – это, прежде всего, самовоспитание?
- Да, отличное ты слова подобрала – САМОвоспитание, именно самовоспитание даёт самые сочные и спелые плоды.
- Ну а если взять, например, тебя, Ань. Ты же сначала хотела заниматься музыкой, а теперь мечтаешь совсем о другом. Получается, ты предала свою мечту?
- Нет, понимаешь, в чём тут загвоздка. Одно дело, если ты добиваешься того, чего действительно желаешь, и совсем другое, если ты идёшь вперёд, не желая заглянуть в себя и спросить: это нужно тебе или кому-то другому. Почему я бросила профессиональную музыку? Я поняла, что не смогу заниматься ею всю жизнь, это не то, чтобы не моё, но не полностью моё. Я ищу себя, как это делает любой из нас.
- Не считаешь ли ты возможным для себя вернуться в музыку?
- Нет, ты знаешь, в своё возвращение я уже не верю.
- Но ведь ты бы не отказалась от сольного концерта, ведь так?
- Кто бы отказался, - улыбается девушка и задумывается. Я будто слышу голос конферансье и бурные аплодисменты зала: ДА, безусловно, она талантливый человек! А ведь, как сказала Галина Вишневская, талант не является чем-то преходящим и он никогда не пропадает бесследно…
Еркушова Софья, 16 лет, Краснодар
Рейтинг: 1
Комментарии ВКонтакте
Комментарии
Добавить сообщение
Связаться с фондом
Вход
Помощь проекту
Сделать пожертвование через систeму элeктронных пeрeводов Яndex Деньги на кошeлёк: 41001771973652 |