Из бабушкиного сундучка воспоминаний. Поршни для Русалочек
Из бабушкиного сундучка воспоминаний»
Предисловие
Бабушка, милая моя бабуля… Бабуля - так и только так называем её мы, семеро внуков, из которых я самая младшая. Сколько в ней любви, нежности, тепла и заботы о каждом из нас: взрослых детях её, которые уже сами бабушки и дедушки, и внуках, и правнуках. Помнит у кого, когда день рождения, обязательно приготовит (хоть небольшой) подарок: особенно я люблю связанные её руками варежки и носки, теплее их нет.
А ещё люблю слушать долгими зимними вечерами рассказы о её далёком детстве, о том, что всё тогда было по-другому: и зимы снежнее, и морозы трескучее, и воды весной – «куда, как больше». Бабулю всё больше захватывают воспоминания, полные ярких красок и чувств. И слова льются неторопливые, интересные. Складываются, вывязываются в узор-образ,.порой совсем незнакомый, непонятный мне, прожившей большую половину своей жизни в двадцать первом веке, с его скоростным Интернетом, сверхсжатыми SMS-записками. Тогда я её прерываю, прошу объяснить или позже заглядываю в словари, и передо мной открываются такие клады русских слов!
Поршни для Русалочек.
Мне купили зимние сапоги. Стою, верчусь перед зеркалом: и боком ножку поставлю, и носочком, и каблучком притопну – нравится обновка! Бабуля вздыхает: «Куда такой каблук, цепляться будешь. Да и холодно в них, наверное, узкие, вон ноги обтянули - ведь с носком шерстяным не полезут ».
- Что ты, бабуля, они из натуральной кожи, и мех натуральный, смотри, какой толстый, мягкий, теплый, и носки не нужны.
А бабуля уже посмеивается: «И кто это тебе сказал, что он натуральный? Вот мы ходили в натуральном, и обувка по меркам шилась, у каждой «склюзивный» экземпляр». Посмеивается, а сама тут же опять вздыхает: «Да, гляжу я на тебя внучка, и себя вспоминаю: такая же маленькая да худенькая была. Как все выдерживала? Самой не верится…
В годы войны нам, 12-14 летним подросткам, приходилось работать наравне со взрослыми: землю пахали, хлеб сеяли, сено косили. Тракторов было мало, а какие были, то работали – дернут да встанут. А землю пахать надо. Вот мы и пахали, и сеяли и косили на быках-болкунах . В бригаде нас было 20 девчат: по две на упряжку быков, в упряжке их три пары; одна быков направляла, подгоняла, а другая за ручки плуга держалась. Гоны были по 2 километра: два – туда, два – обратно – походи-ка целый день.
Вот, чтобы ноги стерней не наколоть, шили нам обувку, «поршни» называлась. Вырезались из невыделанной шкуры коровы или быка куски, вдоль краев проделывались отверстия, в них вставлялась веревка или узкая кожаная полоска, с помощью которой поршень стягивался вокруг щиколотки. Чтобы утром можно было надеть такую «модельную» обувь на ноги, на ночь её надо было положить в воду, кожа-то невыделанная, сырая, ссыхалась. Надевались поршни шерстью внутрь да ещё на шерстяные, ручной вязки, чулки. Пока отработаешь в них до обеда, ноги, как в колодки закует: шкура высыхает, коробится, ступни стягивает, пальцы скрючивает. В обед на стану собирались, первым делом скидывали поршни да в воду «суляли» их, чтоб отмякли, чулки - на солнышко сушить. После обеда опять натягивали чулки, поршни - и до вечера. А вечером босыми ногами 5 шагов до постели пройти нельзя было – подошва за целый день в сырости распарится, белая, сморщенная, ступать больно, ну прям, как Русалочки из сказки, что с тобой читали. Помнишь?»
Конечно, помню. Помню и то, что читать бегло я научилась тоже благодаря бабуле. Все лето после окончания первого класса я прожила в её доме ( в тот год в мае умер мой дедушка, и я своим присутствием помогала ей пережить это горе). Принесла из дому все сказки, которые были, и мы с ней читали их. Вернее, днем читала я, сидя рядом с бабулей, занимавшейся домашними делами. Она просила четко, выразительно произносить слова вслух – ведь ей тоже интересно сказку послушать. Прочитав несколько страниц, я оставляла закладку-ленточку. Бабуля вечерами, когда я уже спала, тоже заглядывала в эту же книжку и оставляла свою закладку-открытку. Проснувшись утром, я видела, что она обогнала меня, и старалась прочитать больше, чтобы моя ленточка была впереди открытки. До сих пор бабушка не признается, читала ли она действительно те сказки, или это была с ее стороны маленькая хитрость, чтобы вызвать во мне азарт, но к началу второго класса я свободно читала любые книжки.
Примечания.
1. Этимологический словарь русского языка. Фасмер Макс (online версия) :
БОЛКУН -"упряжка волов", оренб. (РФВ 56, 242)
2. Словарь искусств ( часть 2) (online версия):
ПОРШНИ -обувь из одного или нескольких кусков кожи (главным образом из конины, лучшие-из свиной) с предварительной обработкой жиром, выделываемая из шкур крупного рогатого скота, свиней, лошадей. Толще и жестче хромовых кож - опойка и шевро.
ПОРШНИ -обувь из одного или нескольких кусков кожи (главным образом из конины, лучшие-из свиной кожи), стянутая на щиколотке ремешком; постолы. Обычно носят летом, на покосе; рыбаки надевают поверх бахил. .
ПОСТОЛЫ - 8-2 вв. до н.э. в Древней Греции мягкая обувь, сшитая из кожи, которую обычно носили бедняки; то же, что поршни.
3. "Толковый словарь живого великорусского языка" В. И. Даля:
ПОРШЕНЬ
м. (от переть, пру) поршни, астрах. порушни (рушать), постолы, кожанцы, калиги, род сандалий; поршни вообще не шьются, а гнутся (загни поршни, сделай) из одного лоскута сырой кожи или шкуры (с шерстью), на вздержке, очкуре, ременной оборе; обычно поршни из конины, лучшие из свиной шкуры, есть и тюленьи и пр.: их больше носят летом, налегке, или на покосе, где трава резуча, а рыбаки обувают их и сверх бахил. Зовут поршнями и обувь из опорков сапожных, или берестяники, шелюжники (лапти), даже кенги, плетения из суконных покромок. Как черт в поршнях, неуклюж. Поршнями медведя не испугаешь: сам космат. Он в поршнях родился, грубый мужик. У тебя голова-та поршень поршнем, всклочена. Переобула его (переобулся) из поршней (из сапог) в лапти. Все люди как люди-а мой муж как поршень.
Предисловие
Бабушка, милая моя бабуля… Бабуля - так и только так называем её мы, семеро внуков, из которых я самая младшая. Сколько в ней любви, нежности, тепла и заботы о каждом из нас: взрослых детях её, которые уже сами бабушки и дедушки, и внуках, и правнуках. Помнит у кого, когда день рождения, обязательно приготовит (хоть небольшой) подарок: особенно я люблю связанные её руками варежки и носки, теплее их нет.
А ещё люблю слушать долгими зимними вечерами рассказы о её далёком детстве, о том, что всё тогда было по-другому: и зимы снежнее, и морозы трескучее, и воды весной – «куда, как больше». Бабулю всё больше захватывают воспоминания, полные ярких красок и чувств. И слова льются неторопливые, интересные. Складываются, вывязываются в узор-образ,.порой совсем незнакомый, непонятный мне, прожившей большую половину своей жизни в двадцать первом веке, с его скоростным Интернетом, сверхсжатыми SMS-записками. Тогда я её прерываю, прошу объяснить или позже заглядываю в словари, и передо мной открываются такие клады русских слов!
Поршни для Русалочек.
Мне купили зимние сапоги. Стою, верчусь перед зеркалом: и боком ножку поставлю, и носочком, и каблучком притопну – нравится обновка! Бабуля вздыхает: «Куда такой каблук, цепляться будешь. Да и холодно в них, наверное, узкие, вон ноги обтянули - ведь с носком шерстяным не полезут ».
- Что ты, бабуля, они из натуральной кожи, и мех натуральный, смотри, какой толстый, мягкий, теплый, и носки не нужны.
А бабуля уже посмеивается: «И кто это тебе сказал, что он натуральный? Вот мы ходили в натуральном, и обувка по меркам шилась, у каждой «склюзивный» экземпляр». Посмеивается, а сама тут же опять вздыхает: «Да, гляжу я на тебя внучка, и себя вспоминаю: такая же маленькая да худенькая была. Как все выдерживала? Самой не верится…
В годы войны нам, 12-14 летним подросткам, приходилось работать наравне со взрослыми: землю пахали, хлеб сеяли, сено косили. Тракторов было мало, а какие были, то работали – дернут да встанут. А землю пахать надо. Вот мы и пахали, и сеяли и косили на быках-болкунах . В бригаде нас было 20 девчат: по две на упряжку быков, в упряжке их три пары; одна быков направляла, подгоняла, а другая за ручки плуга держалась. Гоны были по 2 километра: два – туда, два – обратно – походи-ка целый день.
Вот, чтобы ноги стерней не наколоть, шили нам обувку, «поршни» называлась. Вырезались из невыделанной шкуры коровы или быка куски, вдоль краев проделывались отверстия, в них вставлялась веревка или узкая кожаная полоска, с помощью которой поршень стягивался вокруг щиколотки. Чтобы утром можно было надеть такую «модельную» обувь на ноги, на ночь её надо было положить в воду, кожа-то невыделанная, сырая, ссыхалась. Надевались поршни шерстью внутрь да ещё на шерстяные, ручной вязки, чулки. Пока отработаешь в них до обеда, ноги, как в колодки закует: шкура высыхает, коробится, ступни стягивает, пальцы скрючивает. В обед на стану собирались, первым делом скидывали поршни да в воду «суляли» их, чтоб отмякли, чулки - на солнышко сушить. После обеда опять натягивали чулки, поршни - и до вечера. А вечером босыми ногами 5 шагов до постели пройти нельзя было – подошва за целый день в сырости распарится, белая, сморщенная, ступать больно, ну прям, как Русалочки из сказки, что с тобой читали. Помнишь?»
Конечно, помню. Помню и то, что читать бегло я научилась тоже благодаря бабуле. Все лето после окончания первого класса я прожила в её доме ( в тот год в мае умер мой дедушка, и я своим присутствием помогала ей пережить это горе). Принесла из дому все сказки, которые были, и мы с ней читали их. Вернее, днем читала я, сидя рядом с бабулей, занимавшейся домашними делами. Она просила четко, выразительно произносить слова вслух – ведь ей тоже интересно сказку послушать. Прочитав несколько страниц, я оставляла закладку-ленточку. Бабуля вечерами, когда я уже спала, тоже заглядывала в эту же книжку и оставляла свою закладку-открытку. Проснувшись утром, я видела, что она обогнала меня, и старалась прочитать больше, чтобы моя ленточка была впереди открытки. До сих пор бабушка не признается, читала ли она действительно те сказки, или это была с ее стороны маленькая хитрость, чтобы вызвать во мне азарт, но к началу второго класса я свободно читала любые книжки.
Примечания.
1. Этимологический словарь русского языка. Фасмер Макс (online версия) :
БОЛКУН -"упряжка волов", оренб. (РФВ 56, 242)
2. Словарь искусств ( часть 2) (online версия):
ПОРШНИ -обувь из одного или нескольких кусков кожи (главным образом из конины, лучшие-из свиной) с предварительной обработкой жиром, выделываемая из шкур крупного рогатого скота, свиней, лошадей. Толще и жестче хромовых кож - опойка и шевро.
ПОРШНИ -обувь из одного или нескольких кусков кожи (главным образом из конины, лучшие-из свиной кожи), стянутая на щиколотке ремешком; постолы. Обычно носят летом, на покосе; рыбаки надевают поверх бахил. .
ПОСТОЛЫ - 8-2 вв. до н.э. в Древней Греции мягкая обувь, сшитая из кожи, которую обычно носили бедняки; то же, что поршни.
3. "Толковый словарь живого великорусского языка" В. И. Даля:
ПОРШЕНЬ
м. (от переть, пру) поршни, астрах. порушни (рушать), постолы, кожанцы, калиги, род сандалий; поршни вообще не шьются, а гнутся (загни поршни, сделай) из одного лоскута сырой кожи или шкуры (с шерстью), на вздержке, очкуре, ременной оборе; обычно поршни из конины, лучшие из свиной шкуры, есть и тюленьи и пр.: их больше носят летом, налегке, или на покосе, где трава резуча, а рыбаки обувают их и сверх бахил. Зовут поршнями и обувь из опорков сапожных, или берестяники, шелюжники (лапти), даже кенги, плетения из суконных покромок. Как черт в поршнях, неуклюж. Поршнями медведя не испугаешь: сам космат. Он в поршнях родился, грубый мужик. У тебя голова-та поршень поршнем, всклочена. Переобула его (переобулся) из поршней (из сапог) в лапти. Все люди как люди-а мой муж как поршень.
Юткина Надежда, 17 лет, с.Привольное
Рейтинг: 3
Комментарии ВКонтакте
Комментарии
Добавить сообщение
Связаться с фондом
Вход
Помощь проекту
Сделать пожертвование через систeму элeктронных пeрeводов Яndex Деньги на кошeлёк: 41001771973652 |