Мы слушаем, ты с нами говоришь..
Как тополь вознесся он гордой главой,
Умом одаренный и речью благой.
Фердоуси
В каждой литературе есть имена, которые вписаны в ее историю золотыми буквами. В ингушской художественной литературе – это имя Идриса Муртузовича Базоркина. Будут появляться новые талантливые мастера пера, выходить интересные произведения прозы, драматургии, поэзии, но неизменным останется среди них вписанное навеки в историю ингушского народа и его литературу слово и дело Идриса Базоркина.
Почти все, что он написал, было первым в молодой ингушской литературе. Он – автор первой литературной сказки «Куни», первой многоактной пьесы «На заре», первой приключенческой повести «Призыв», первого киносценария «Труд и розы», первого романа – эпопеи «Из тьмы веков».
Писать об Идрисе Базоркине - большая честь и величайшая ответственность. Он - неиссякаемый, животворный источник, откуда наш народ черпает все новые и новые возможности мыслить, чувствовать, двигаться вперед, чтобы осилить долгую и трудную дорогу к счастью.
Не было в истории ингушского народа двадцатого столетия такого судьбоносного события, в котором он не принял бы деятельного и посильного участия, которое бы его не коснулось, а в некоторых из них не был бы катализатором. Разделить судьбу народа для него было также естественно, как жить, дышать, есть.
Он жил думами и чаяниями своего народа, и это определило его творческое и жизненное кредо. Он был и остается вершиной художественного творчества ингушского народа, олицетворением стойкости духа, высокого патриотизма и подлинного служения отечеству. Он никогда намеренно, из тщеславия, не вырывался вперед, не ступал по чужим судьбам. Но в силу своего таланта, мудрости, честности всегда был впереди.
Из собственной жизни он черпал терпение, такт, мудрость в общении с молодыми людьми, несущими к нему на суд свои первые, порой неумелые, пробы. Он никогда не гасил творчество, а терпеливо учил, что хорошо, что плохо, и убеждал творить дальше. Одни ему полностью обязаны своими первыми шагами в литературе и искусстве, других он поддерживал словом и делом. Вся его жизнь – гражданский подвиг. Она подтверждение того, что идущий осилит дорогу, какой бы трудной она не была.
Долгая работа в архивах, устные рассказы стариков, хорошие знания исторической и художественной литературы о Кавказе, пребывание в местах, где жили наши предки – все это легло в основу его монументального романа «Из тьмы веков». Роман страница за страницей, раскрывает перед нами трудную, порой жестокую судьбу нашего многострадального народа. Уже в запеве мы узнаем, какую цель преследует автор:
В день завтрашний уходим вместе мы.
Идущим вслед оставив эту повесть
О том, как выходил народ из тьмы…
Да, - приходишь к выводу, прочитав роман, - жизнь была трудная, суровая, но поучительная. Много пережил народ, многое выстрадал, пока выходил из тьмы веков.
Потребность в целостном рассказе о народном бытии, раздумья о прошлом народа и нации связаны у него с глубокой и серьезной необходимостью сегодняшнего дня: что из далекого прошлого можно взять в настоящее и будущее? Базоркин однозначно отвечает: непреходящие по своей нравственной сути ценности, как братство, верность, честь, борьба с несправедливостью. «Передавая эти ценности последующим поколениям, народ сохранит и продолжит себя в общем развитии и движении истории человечества», - вот те выводы, которые делаешь, прочитав этот роман.
И если мы сегодня хотим вырастить прекрасных сыновей и дочерей, то необходимо подарить каждому из них роман «Из тьмы веков». Пусть читают и учатся, подражают и взрослеют, становятся достойными представителями своего народа! Пусть учатся у Калоя, воплотившего в себе лучшие черты народа. пусть учатся у Дали верности и терпению. Пусть приучаются к поучительному и своеобразному духовному опыту предков. Пусть узнают, через что пришлось пройти нашему народу, чтобы выстоять, не раствориться в массе завоевателей, сохранить свой язык.
Он любил движение. Движение физическое, духовное, нравственное. Его любимой ингушской пословицей была «Кто идет, тот далеко уходит». И не случайно он многие свои печальные заметки заканчивал словами: «А я иду…». И он шел насколько ему позволила судьба. Идет и сейчас, уже после смерти. Идет в книгах, делах, мыслях, в сердцах и памяти всех, кто его знал и любил. Великий и могучий спутник, он идет с нами от нашего детства и будет сопровождать нас до нашей старости, вливая в наши души «ручьи любви» ко всему, что нас окружает.
Из тьмы веков, как из забвенья,
Народ он словом выводил.
Призывом чести, вдохновенья
Его могучий голос был.
31 мая 1993 года его не стало.
В Назрани ингушский народ под молитвы, на руках, нес своего Идриса на летное поле, где его ждал вертолет. Он улетел в родные, бесконечно дорогие и любимые им горы.
В Эгикале, там, где жили, трудились, любили и страдали изумительные герои его великолепного романа «Из тьмы веков», среди циклопических камней и башен на старинном ингушском кладбище стоит большой серо – синий камень – цвета его глаз - чурт. Здесь похоронена наша эпоха, наша совесть и боль.
Идрис Базоркин – это целый мир во всей его многогранности и многокрасочности, и нам еще долго предстоит по достоинству оценить его Великий Труд и Великий Подвиг.
Всех судеб лихолетие презрев,
Ты написал великий свой «Запев»,
То – не пролог к роману – вечный зов,
Ведущий к свету нас из тьмы веков:
Здесь мудрость назидательно звучит:
«Кто слушает, с тем время говорит…»
Ты истину в том времени нашел
И сущность человечью превзошел.
Над нами ныне в небесах паришь,
Мы слушаем, ты снами говоришь;
Духовная не оборвется нить,
Ты в нас живешь, нам помогая жить.
Умом одаренный и речью благой.
Фердоуси
В каждой литературе есть имена, которые вписаны в ее историю золотыми буквами. В ингушской художественной литературе – это имя Идриса Муртузовича Базоркина. Будут появляться новые талантливые мастера пера, выходить интересные произведения прозы, драматургии, поэзии, но неизменным останется среди них вписанное навеки в историю ингушского народа и его литературу слово и дело Идриса Базоркина.
Почти все, что он написал, было первым в молодой ингушской литературе. Он – автор первой литературной сказки «Куни», первой многоактной пьесы «На заре», первой приключенческой повести «Призыв», первого киносценария «Труд и розы», первого романа – эпопеи «Из тьмы веков».
Писать об Идрисе Базоркине - большая честь и величайшая ответственность. Он - неиссякаемый, животворный источник, откуда наш народ черпает все новые и новые возможности мыслить, чувствовать, двигаться вперед, чтобы осилить долгую и трудную дорогу к счастью.
Не было в истории ингушского народа двадцатого столетия такого судьбоносного события, в котором он не принял бы деятельного и посильного участия, которое бы его не коснулось, а в некоторых из них не был бы катализатором. Разделить судьбу народа для него было также естественно, как жить, дышать, есть.
Он жил думами и чаяниями своего народа, и это определило его творческое и жизненное кредо. Он был и остается вершиной художественного творчества ингушского народа, олицетворением стойкости духа, высокого патриотизма и подлинного служения отечеству. Он никогда намеренно, из тщеславия, не вырывался вперед, не ступал по чужим судьбам. Но в силу своего таланта, мудрости, честности всегда был впереди.
Из собственной жизни он черпал терпение, такт, мудрость в общении с молодыми людьми, несущими к нему на суд свои первые, порой неумелые, пробы. Он никогда не гасил творчество, а терпеливо учил, что хорошо, что плохо, и убеждал творить дальше. Одни ему полностью обязаны своими первыми шагами в литературе и искусстве, других он поддерживал словом и делом. Вся его жизнь – гражданский подвиг. Она подтверждение того, что идущий осилит дорогу, какой бы трудной она не была.
Долгая работа в архивах, устные рассказы стариков, хорошие знания исторической и художественной литературы о Кавказе, пребывание в местах, где жили наши предки – все это легло в основу его монументального романа «Из тьмы веков». Роман страница за страницей, раскрывает перед нами трудную, порой жестокую судьбу нашего многострадального народа. Уже в запеве мы узнаем, какую цель преследует автор:
В день завтрашний уходим вместе мы.
Идущим вслед оставив эту повесть
О том, как выходил народ из тьмы…
Да, - приходишь к выводу, прочитав роман, - жизнь была трудная, суровая, но поучительная. Много пережил народ, многое выстрадал, пока выходил из тьмы веков.
Потребность в целостном рассказе о народном бытии, раздумья о прошлом народа и нации связаны у него с глубокой и серьезной необходимостью сегодняшнего дня: что из далекого прошлого можно взять в настоящее и будущее? Базоркин однозначно отвечает: непреходящие по своей нравственной сути ценности, как братство, верность, честь, борьба с несправедливостью. «Передавая эти ценности последующим поколениям, народ сохранит и продолжит себя в общем развитии и движении истории человечества», - вот те выводы, которые делаешь, прочитав этот роман.
И если мы сегодня хотим вырастить прекрасных сыновей и дочерей, то необходимо подарить каждому из них роман «Из тьмы веков». Пусть читают и учатся, подражают и взрослеют, становятся достойными представителями своего народа! Пусть учатся у Калоя, воплотившего в себе лучшие черты народа. пусть учатся у Дали верности и терпению. Пусть приучаются к поучительному и своеобразному духовному опыту предков. Пусть узнают, через что пришлось пройти нашему народу, чтобы выстоять, не раствориться в массе завоевателей, сохранить свой язык.
Он любил движение. Движение физическое, духовное, нравственное. Его любимой ингушской пословицей была «Кто идет, тот далеко уходит». И не случайно он многие свои печальные заметки заканчивал словами: «А я иду…». И он шел насколько ему позволила судьба. Идет и сейчас, уже после смерти. Идет в книгах, делах, мыслях, в сердцах и памяти всех, кто его знал и любил. Великий и могучий спутник, он идет с нами от нашего детства и будет сопровождать нас до нашей старости, вливая в наши души «ручьи любви» ко всему, что нас окружает.
Из тьмы веков, как из забвенья,
Народ он словом выводил.
Призывом чести, вдохновенья
Его могучий голос был.
31 мая 1993 года его не стало.
В Назрани ингушский народ под молитвы, на руках, нес своего Идриса на летное поле, где его ждал вертолет. Он улетел в родные, бесконечно дорогие и любимые им горы.
В Эгикале, там, где жили, трудились, любили и страдали изумительные герои его великолепного романа «Из тьмы веков», среди циклопических камней и башен на старинном ингушском кладбище стоит большой серо – синий камень – цвета его глаз - чурт. Здесь похоронена наша эпоха, наша совесть и боль.
Идрис Базоркин – это целый мир во всей его многогранности и многокрасочности, и нам еще долго предстоит по достоинству оценить его Великий Труд и Великий Подвиг.
Всех судеб лихолетие презрев,
Ты написал великий свой «Запев»,
То – не пролог к роману – вечный зов,
Ведущий к свету нас из тьмы веков:
Здесь мудрость назидательно звучит:
«Кто слушает, с тем время говорит…»
Ты истину в том времени нашел
И сущность человечью превзошел.
Над нами ныне в небесах паришь,
Мы слушаем, ты снами говоришь;
Духовная не оборвется нить,
Ты в нас живешь, нам помогая жить.
Картоева Хава, 16 лет, с.п. Инарки
Рейтинг: 0
Комментарии ВКонтакте
Комментарии
Добавить сообщение
Связаться с фондом
Вход
Помощь проекту
Сделать пожертвование через систeму элeктронных пeрeводов Яndex Деньги на кошeлёк: 41001771973652 |