Служить Богу и людям
Очень часто мне приходилось слышать о том, что Бог помогает людям. Бабушка шептала молитвы перед иконами, крестилась и снова молилась. А я не мог понять, для чего она все это делает и зачем ходит в церковь. Бывало часто, когда я злился на кого-то, бабушка успокаивала меня. Она говорила: «Злость – одно из плохих качеств человека. Обязательно нужно любить людей, даже если они обижают тебя, не нужно держать на них зла. Таких людей нужно жалеть, они очень несчастные. Ведь добрых людей всегда больше. Нужно самому делать добро и оно обязательно к тебе вернётся».
Мне всегда говорили родители, что нужно верить в Бога, в силу молитвы, в человека! Без веры жить трудно, ведь она помогает в тяжелые минуты. Я теперь точно знаю, что так и есть!
Люди живут беззаботно и спокойно до тех пор, пока здоровы сами и их близкие. Но беда подкрадывается незаметно, порой тогда, когда человек по-настоящему счастлив.
Когда я узнал о болезни нашей учительницы Татьяны Михайловны Масловой, то не поверил. С Татьяной Михайловной ничего такого случиться не может! День и ночь я думал о том, что все должно быть хорошо! Мои родители сказали: « Давай, сын, верить только в хорошее! Бог не даст ее в обиду»…
Желание принять участие в конкурсе привело меня к мысли о том, как мало я знаю о людях, посвятивших себя служению Богу.
Кто эти люди? Как они жили, что о них помнят, почему чтят через многие столетия?
Для начала беру практическую православную энциклопедию и внимательно перелистываю её, вот слова «святость», «святые», «святитель», «священник».
Какой огромный смысл имеют эти слова, которые мы слышим с детства, но не всегда задумываемся над тем, что они означают.
Оказывается, слово «святой» существовало в языках народов еще до принятия ими христианской веры. Тогда оно имело значение – «сильный, крепкий», потом – «светлый, сияющий, незапятнанный, чистый, почтенный». Родственными являются слова «цвет», «свет», «свят». Полный православный богословский энциклопедический словарь приводит несколько определений понятия «святой»:
- то же, что и избранный, право верующий, выделенный на служение и славословие Богу;
- живущий по правилам, предписанным верою;
- угодник Божий, наслаждающийся вечным блаженством.
«Священник» – это священнослужитель второй степени священства, совершающий по данной ему благодати все богослужения и таинства (за исключением хиротонии и освящения мира и антиминсов). Священник находится в подчинении у архиерея.
Не так давно мы со своим классным руководителем совершили поездку в п. Ракитное, что находится в нашей Белгородской области. Целью этой поездки было желание посетить места и храм, где служил людям и Богу священник Серафим Тяпочкин, человек, которого почитали при жизни за его веру Богу и помощь страждущим. Его называют местночтимым святым. Говорят, что скоро будут подняты его мощи и, после соблюдения некоторых формальностей, причислят к лику святых. А пока этого не произошло, люди со всех концов России идут и едут к батюшке Серафиму с просьбой помолиться о них. И он молится, тому есть много подтверждений.
Рядом с храмом расположена могила Серафима Ракитянского, а на ней его фотография. С неё смотрят поразительные глаза. Когда мы возвращались домой и делились впечатлениями, оказалось, что батюшка «смотрел» на всех по-разному: строго, добродушно, укоризненно…
Наш классный руководитель Маслова Татьяна Михайловна рассказывала нам, что батюшка Серафим был тем священником, который ее крестил. Узнать это было для меня удивлением, я подумал о том, что история человечества складывается из маленьких историй порой ничем неприметных людей, неприметных до поры до времени, а потом оказывается, что эти люди внесли свой вклад в историю своего православного народа.
Я решил узнать о судьбе знаменитого на Белгородчине священнике.
Архимандрит Серафим (Тяпочкин) родился 1 августа 1894 года в уездном городе Новый Двор Варшавской губернии. Отец его, отставной полковник Александр Иванович Тяпочкин, был начальником почты, мать была знатного рода. Благочестивые родители назвали сына Дмитрием в честь святого великомученика Димитрия Солунского. В большой и дружной семье Дмитрий был самым младшим из детей. С самого раннего детства Дмитрий тяготел к духовной жизни. Однажды отец взял его с собой на богослужение, в котором принимали участие воспитанники духовною училища. Здесь у него впервые появилось горячее желание стать священнослужителем. Во время богослужения маленький Дмитрий увидел икону, которая поразила его, и он сказал отцу, что хочет быть таким, как этот святой. На иконе был изображен преподобный Серафим Саровский, к которому Дмитрий с этого дня стал испытывать особое благоговение. Вскоре он был принят в духовное училище. Затем последовала учеба в Холмской семинарии, которую будущий архимандрит закончил блестяще, в результате чего был послан продолжить обучение в Московскую духовную академию. Там он проучился всего один год, так как в 1918 году академия была закрыта. За время обучения в академии Дмитрию выпало счастье видеть и слышать выдающихся иерархов и служителей Русской Православной церкви. Общение с этими людьми готовило Дмитрия к будущему высокому служению.
В 1920 году в Екатеринославе Димитрий стал пресвитером. У него была жена Антонина, с которой он прожил 13 лет. В 1933 году отец Димитрий овдовел: его супруга умерла от туберкулеза. Из пятерых детей в живых осталось три дочери. С 1921 по 1936 год отец Димитрий был благочинным церквей Солонянского района. Это были страшные годы разгула безбожной власти, которая повсеместно оскверняла святыни, разрушала храмы, подвергала гонениям и уничтожению священнослужителей и мирян. Отец Димитрий был в самой гуще этих событий. Он активно боролся с обновленцами и раскольниками, отстаивая чистоту Православия. Гонители Церкви не могли не заметить любимого народом пастыря. 1941 году он был арестован и приговорен к десяти годам лишения свободы. После истечения этого срока на вопрос следователя, чем он будет заниматься на воле, отец Димитрий сказал, что будет служить Богу и людям. Ну тогда посиди батюшка был отправлен в ссылку на Игарку сроком на пять лет. Одному Богу известно, что ему пришлось испытать за эти годы. Но и там, в неволе, он оставался верным служителем Христовым. Лагерная жизнь, с ее ужасами и лишениями, не только не сломила его, но научила состраданию и любви. Не теряя присутствия духа и непрерывно молясь, он, чем мог, помогал тем, кто был рядом с ним. Достаточно прочитать его краткое письмо-поздравление духовным чадам, которые поддерживали его материально, на сколько это было тогда возможно, и станет ясно, какими смирением и любовью обладал отец Димитрий: «Возлюбленную о Господе дщерь мою Анну, сущих с нею и всех дорогих чад моих приветствую с праздником Рождества Христова, Обрезания и Крещения Господня, а также с новым 1951 годом! Молитвенно желаю, возрождения к святой жизни, которую да продлит Господь на многая лета. Желаю в радости души и здравии тела провождать Святые дни Праздников и все свое жительство. Прошу молите и обо мне; прошу любви и прощения. Господь Милосердный и Его Пречистая Матерь со Святыми да хранят нас! Благословляю и лобызаю Вас. Ваш всегдашний молитвенник, любящий Вас пастырь и отец Димитрий». Как-то ранней весной везли арестантов в ссылку. Буксир тянул баржу с заключенными. По пути следования узников партиями высаживали на берег. Люди разбрелись, и в незнакомых таежных местах отец Димитрий заблудился. Весь день он не мог отыскать дорогу к лагерю. Настал вечер, стемнело. Было снежно и холодно, от реки тянуло сыростью. Завыли волки. Сил больше не было. Продрогший, совсем обессиленный, превозмогая боль, он встал на колени и с глубокой верой помолился Господу, Владычице, Святителю Николаю — его небесным заступникам. Он сам не знает, сколько продолжалась молитва, и как он оказался в десяти шагах от людей, сидящих у костра на территории лагеря. Так Господь и на этот раз сохранил своего избранника. После освобождения отец Димитрий вернулся в Днепропетровск и в течение нескольких месяцев был настоятелем прихода. Прихожане быстро узнали и полюбили благоговейного и аскетически настроенного пастыря. Но властям это никак не могло понравиться, и он был удален из епархии. Отец Димитрий поехал в Патриархию, где встретился с епископом Курским и Белгородским Леонидом, и тот пригласил его служить в своей епархии. Здесь, наконец, осуществилась заветная мечта юности отца Димитрия. От владыки Леонида он принял постриг с именем Серафим в честь преподобного Серафима Саровского, которого очень почитал с самого детства.. В октябре 1961 года отец Серафим начал свое служение в Свято-Никольском храме поселка Ракитное. С первых дней его пребывания на новом месте к нему потянулись из Днепропетровска и других городов и весей многочисленные почитатели и духовные дети, число которых постоянно возрастало. Здесь в полноте раскрылись благодатные дары мудрого старца-наставника, непрестанного и горячего молитвенника и смиренного пастыря. Любовь, которой было преисполнено его сердце, обнимала всех, и те, кто когда-либо соприкасался с ним, ощущали это на себе. Были и благоговейные, ни с чем не сравнимые богослужения, были неповторимые сердечные проповеди, во время которых плакали и отец Серафим и весь храм, были исцеления по его святым молитвам. Но более всего запомнилась всем его любовь, беспредельная и всепрощающая. Эта Христова любовь позволяла отцу Серафиму видеть всего человека насквозь — с его нуждами, скорбями и грехами — и давать ему предельно ясные и спасительные советы. И если человек находил в себе силы и мужество следовать этим советам, дела его почти тут же начинали поправляться. Можно перечислять десятки и сотни фактов и свидетельств того, как по молитвам отца Серафима и при жизни его, и после его смерти люди вновь обретали себя, восставали из пепла, исцелялись иногда на глазах, иногда через месяцы, а может и годы. Многие, казалось бы, неразрешимые обстоятельства разрешались легко и просто после молитвенного участия отца Серафима. Многие болящие подолгу жили на церковном дворе. Спать приходилось и на поленьях в подвале, и в складе с углем, но жажда исцеления и духовного укрепления была велика. Одним нужны были месяцы, другим — годы, чтобы крепко стать на ноги рядом с таким светильником веры, как отец Серафим. Можно сказать, что Ракитное во время служения здесь Серафима стало одним из самых знаменитых духовных источников, к которым прибегали многие, жаждущие правды и любви. Каждодневная трапеза у отца Серафима всегда была долгой, во время ее разрешались многие вопросы и зачастую определялись человеческие судьбы. Никто не уходил из-за стола голодным - как духовно, так и телесно. Лишь отец Серафим обычно едва прикасался к еде. Его главной пищей в то время уже была молитва, помноженная на деятельную любовь к богу и ко всему Его творению. Как при жизни отца серафима Свято-Никольский храм не пустовал, а был наполнен его почитателями, так и теперь к его могиле непрерывным потоком стекаются те, кто нуждается в его молитвах. Это люди с разных концов России – и те, кому посчастливилось знать и видеть батюшку, и те, кто никогда не видел его, но жаждет духовного подкрепления в наш озлобленный и лукавый век. Этот непрерывный поток, который заметно увеличивается с каждым днем, является неоспоримым свидетельством праведности отца Серафима, подтверждением того, что нуждаемся в его молитвах, верим в них и желаем духовного общения с батюшкой как благодатным посредником между нами и богом. Некоторые паломники, в том числе и священнослужители, иногда ощущали благоухание, исходящее от могилы. Благочестивая жизнь отца Серафима, дает нам право верить в то, что и в наше время, когда кажется, что мир переполнен злом и насилием, когда для людей важно лишь богатство и собственное благополучие, есть люди, поступками которых хочется восхищаться. Знание того, что ты всегда можешь найти человека, для которого твои страдания не станут для него чужими, вселяет в душу надежду. А у нашей Татьяны Михайловны все хорошо. Я очень рад, что могу видеть улыбку на ее лице, что она снова в кругу любящей семьи. По возвращению домой Татьяна Михайловна рассказывала, что в самый трудный момент ее жизни, в одно из посещений врача, на столе у него она увидела фотографию батюшки Серафима. Конечно же, это был знак! Ведь отец Серафим крестил ее еще младенцем! И я верю в то, что его прикосновение вселило в неё силу, которая помогает ей справляться с любым недугом. Любовь, которая переполняла отца Серафима, коснулась и Татьяны Михайловны. Наверное, он и сейчас молится за нее перед Богом, и подтверждение тому фотография на столе. «Батюшка Серафим», - так называют Серафима Ракитянского (Тяпочкина) верующие. Любовь к Христу и к ближнему позволяла отцу Серафиму видеть всего человека насквозь – с его нуждами, скорбями, грехами, и давать ему предельно ясные и спасительные советы. И если человек находил в себе силы и мужество следовать этим советам, дела его тут же начинали поправляться. По молитвам отца Серафима люди вновь обретают себя.
Мне всегда говорили родители, что нужно верить в Бога, в силу молитвы, в человека! Без веры жить трудно, ведь она помогает в тяжелые минуты. Я теперь точно знаю, что так и есть!
Люди живут беззаботно и спокойно до тех пор, пока здоровы сами и их близкие. Но беда подкрадывается незаметно, порой тогда, когда человек по-настоящему счастлив.
Когда я узнал о болезни нашей учительницы Татьяны Михайловны Масловой, то не поверил. С Татьяной Михайловной ничего такого случиться не может! День и ночь я думал о том, что все должно быть хорошо! Мои родители сказали: « Давай, сын, верить только в хорошее! Бог не даст ее в обиду»…
Желание принять участие в конкурсе привело меня к мысли о том, как мало я знаю о людях, посвятивших себя служению Богу.
Кто эти люди? Как они жили, что о них помнят, почему чтят через многие столетия?
Для начала беру практическую православную энциклопедию и внимательно перелистываю её, вот слова «святость», «святые», «святитель», «священник».
Какой огромный смысл имеют эти слова, которые мы слышим с детства, но не всегда задумываемся над тем, что они означают.
Оказывается, слово «святой» существовало в языках народов еще до принятия ими христианской веры. Тогда оно имело значение – «сильный, крепкий», потом – «светлый, сияющий, незапятнанный, чистый, почтенный». Родственными являются слова «цвет», «свет», «свят». Полный православный богословский энциклопедический словарь приводит несколько определений понятия «святой»:
- то же, что и избранный, право верующий, выделенный на служение и славословие Богу;
- живущий по правилам, предписанным верою;
- угодник Божий, наслаждающийся вечным блаженством.
«Священник» – это священнослужитель второй степени священства, совершающий по данной ему благодати все богослужения и таинства (за исключением хиротонии и освящения мира и антиминсов). Священник находится в подчинении у архиерея.
Не так давно мы со своим классным руководителем совершили поездку в п. Ракитное, что находится в нашей Белгородской области. Целью этой поездки было желание посетить места и храм, где служил людям и Богу священник Серафим Тяпочкин, человек, которого почитали при жизни за его веру Богу и помощь страждущим. Его называют местночтимым святым. Говорят, что скоро будут подняты его мощи и, после соблюдения некоторых формальностей, причислят к лику святых. А пока этого не произошло, люди со всех концов России идут и едут к батюшке Серафиму с просьбой помолиться о них. И он молится, тому есть много подтверждений.
Рядом с храмом расположена могила Серафима Ракитянского, а на ней его фотография. С неё смотрят поразительные глаза. Когда мы возвращались домой и делились впечатлениями, оказалось, что батюшка «смотрел» на всех по-разному: строго, добродушно, укоризненно…
Наш классный руководитель Маслова Татьяна Михайловна рассказывала нам, что батюшка Серафим был тем священником, который ее крестил. Узнать это было для меня удивлением, я подумал о том, что история человечества складывается из маленьких историй порой ничем неприметных людей, неприметных до поры до времени, а потом оказывается, что эти люди внесли свой вклад в историю своего православного народа.
Я решил узнать о судьбе знаменитого на Белгородчине священнике.
Архимандрит Серафим (Тяпочкин) родился 1 августа 1894 года в уездном городе Новый Двор Варшавской губернии. Отец его, отставной полковник Александр Иванович Тяпочкин, был начальником почты, мать была знатного рода. Благочестивые родители назвали сына Дмитрием в честь святого великомученика Димитрия Солунского. В большой и дружной семье Дмитрий был самым младшим из детей. С самого раннего детства Дмитрий тяготел к духовной жизни. Однажды отец взял его с собой на богослужение, в котором принимали участие воспитанники духовною училища. Здесь у него впервые появилось горячее желание стать священнослужителем. Во время богослужения маленький Дмитрий увидел икону, которая поразила его, и он сказал отцу, что хочет быть таким, как этот святой. На иконе был изображен преподобный Серафим Саровский, к которому Дмитрий с этого дня стал испытывать особое благоговение. Вскоре он был принят в духовное училище. Затем последовала учеба в Холмской семинарии, которую будущий архимандрит закончил блестяще, в результате чего был послан продолжить обучение в Московскую духовную академию. Там он проучился всего один год, так как в 1918 году академия была закрыта. За время обучения в академии Дмитрию выпало счастье видеть и слышать выдающихся иерархов и служителей Русской Православной церкви. Общение с этими людьми готовило Дмитрия к будущему высокому служению.
В 1920 году в Екатеринославе Димитрий стал пресвитером. У него была жена Антонина, с которой он прожил 13 лет. В 1933 году отец Димитрий овдовел: его супруга умерла от туберкулеза. Из пятерых детей в живых осталось три дочери. С 1921 по 1936 год отец Димитрий был благочинным церквей Солонянского района. Это были страшные годы разгула безбожной власти, которая повсеместно оскверняла святыни, разрушала храмы, подвергала гонениям и уничтожению священнослужителей и мирян. Отец Димитрий был в самой гуще этих событий. Он активно боролся с обновленцами и раскольниками, отстаивая чистоту Православия. Гонители Церкви не могли не заметить любимого народом пастыря. 1941 году он был арестован и приговорен к десяти годам лишения свободы. После истечения этого срока на вопрос следователя, чем он будет заниматься на воле, отец Димитрий сказал, что будет служить Богу и людям. Ну тогда посиди батюшка был отправлен в ссылку на Игарку сроком на пять лет. Одному Богу известно, что ему пришлось испытать за эти годы. Но и там, в неволе, он оставался верным служителем Христовым. Лагерная жизнь, с ее ужасами и лишениями, не только не сломила его, но научила состраданию и любви. Не теряя присутствия духа и непрерывно молясь, он, чем мог, помогал тем, кто был рядом с ним. Достаточно прочитать его краткое письмо-поздравление духовным чадам, которые поддерживали его материально, на сколько это было тогда возможно, и станет ясно, какими смирением и любовью обладал отец Димитрий: «Возлюбленную о Господе дщерь мою Анну, сущих с нею и всех дорогих чад моих приветствую с праздником Рождества Христова, Обрезания и Крещения Господня, а также с новым 1951 годом! Молитвенно желаю, возрождения к святой жизни, которую да продлит Господь на многая лета. Желаю в радости души и здравии тела провождать Святые дни Праздников и все свое жительство. Прошу молите и обо мне; прошу любви и прощения. Господь Милосердный и Его Пречистая Матерь со Святыми да хранят нас! Благословляю и лобызаю Вас. Ваш всегдашний молитвенник, любящий Вас пастырь и отец Димитрий». Как-то ранней весной везли арестантов в ссылку. Буксир тянул баржу с заключенными. По пути следования узников партиями высаживали на берег. Люди разбрелись, и в незнакомых таежных местах отец Димитрий заблудился. Весь день он не мог отыскать дорогу к лагерю. Настал вечер, стемнело. Было снежно и холодно, от реки тянуло сыростью. Завыли волки. Сил больше не было. Продрогший, совсем обессиленный, превозмогая боль, он встал на колени и с глубокой верой помолился Господу, Владычице, Святителю Николаю — его небесным заступникам. Он сам не знает, сколько продолжалась молитва, и как он оказался в десяти шагах от людей, сидящих у костра на территории лагеря. Так Господь и на этот раз сохранил своего избранника. После освобождения отец Димитрий вернулся в Днепропетровск и в течение нескольких месяцев был настоятелем прихода. Прихожане быстро узнали и полюбили благоговейного и аскетически настроенного пастыря. Но властям это никак не могло понравиться, и он был удален из епархии. Отец Димитрий поехал в Патриархию, где встретился с епископом Курским и Белгородским Леонидом, и тот пригласил его служить в своей епархии. Здесь, наконец, осуществилась заветная мечта юности отца Димитрия. От владыки Леонида он принял постриг с именем Серафим в честь преподобного Серафима Саровского, которого очень почитал с самого детства.. В октябре 1961 года отец Серафим начал свое служение в Свято-Никольском храме поселка Ракитное. С первых дней его пребывания на новом месте к нему потянулись из Днепропетровска и других городов и весей многочисленные почитатели и духовные дети, число которых постоянно возрастало. Здесь в полноте раскрылись благодатные дары мудрого старца-наставника, непрестанного и горячего молитвенника и смиренного пастыря. Любовь, которой было преисполнено его сердце, обнимала всех, и те, кто когда-либо соприкасался с ним, ощущали это на себе. Были и благоговейные, ни с чем не сравнимые богослужения, были неповторимые сердечные проповеди, во время которых плакали и отец Серафим и весь храм, были исцеления по его святым молитвам. Но более всего запомнилась всем его любовь, беспредельная и всепрощающая. Эта Христова любовь позволяла отцу Серафиму видеть всего человека насквозь — с его нуждами, скорбями и грехами — и давать ему предельно ясные и спасительные советы. И если человек находил в себе силы и мужество следовать этим советам, дела его почти тут же начинали поправляться. Можно перечислять десятки и сотни фактов и свидетельств того, как по молитвам отца Серафима и при жизни его, и после его смерти люди вновь обретали себя, восставали из пепла, исцелялись иногда на глазах, иногда через месяцы, а может и годы. Многие, казалось бы, неразрешимые обстоятельства разрешались легко и просто после молитвенного участия отца Серафима. Многие болящие подолгу жили на церковном дворе. Спать приходилось и на поленьях в подвале, и в складе с углем, но жажда исцеления и духовного укрепления была велика. Одним нужны были месяцы, другим — годы, чтобы крепко стать на ноги рядом с таким светильником веры, как отец Серафим. Можно сказать, что Ракитное во время служения здесь Серафима стало одним из самых знаменитых духовных источников, к которым прибегали многие, жаждущие правды и любви. Каждодневная трапеза у отца Серафима всегда была долгой, во время ее разрешались многие вопросы и зачастую определялись человеческие судьбы. Никто не уходил из-за стола голодным - как духовно, так и телесно. Лишь отец Серафим обычно едва прикасался к еде. Его главной пищей в то время уже была молитва, помноженная на деятельную любовь к богу и ко всему Его творению. Как при жизни отца серафима Свято-Никольский храм не пустовал, а был наполнен его почитателями, так и теперь к его могиле непрерывным потоком стекаются те, кто нуждается в его молитвах. Это люди с разных концов России – и те, кому посчастливилось знать и видеть батюшку, и те, кто никогда не видел его, но жаждет духовного подкрепления в наш озлобленный и лукавый век. Этот непрерывный поток, который заметно увеличивается с каждым днем, является неоспоримым свидетельством праведности отца Серафима, подтверждением того, что нуждаемся в его молитвах, верим в них и желаем духовного общения с батюшкой как благодатным посредником между нами и богом. Некоторые паломники, в том числе и священнослужители, иногда ощущали благоухание, исходящее от могилы. Благочестивая жизнь отца Серафима, дает нам право верить в то, что и в наше время, когда кажется, что мир переполнен злом и насилием, когда для людей важно лишь богатство и собственное благополучие, есть люди, поступками которых хочется восхищаться. Знание того, что ты всегда можешь найти человека, для которого твои страдания не станут для него чужими, вселяет в душу надежду. А у нашей Татьяны Михайловны все хорошо. Я очень рад, что могу видеть улыбку на ее лице, что она снова в кругу любящей семьи. По возвращению домой Татьяна Михайловна рассказывала, что в самый трудный момент ее жизни, в одно из посещений врача, на столе у него она увидела фотографию батюшки Серафима. Конечно же, это был знак! Ведь отец Серафим крестил ее еще младенцем! И я верю в то, что его прикосновение вселило в неё силу, которая помогает ей справляться с любым недугом. Любовь, которая переполняла отца Серафима, коснулась и Татьяны Михайловны. Наверное, он и сейчас молится за нее перед Богом, и подтверждение тому фотография на столе. «Батюшка Серафим», - так называют Серафима Ракитянского (Тяпочкина) верующие. Любовь к Христу и к ближнему позволяла отцу Серафиму видеть всего человека насквозь – с его нуждами, скорбями, грехами, и давать ему предельно ясные и спасительные советы. И если человек находил в себе силы и мужество следовать этим советам, дела его тут же начинали поправляться. По молитвам отца Серафима люди вновь обретают себя.
Щепотин Игорь, 15 лет, Белгородская область
Рейтинг: 0
Комментарии ВКонтакте
Комментарии
Добавить сообщение
Связаться с фондом
Вход
Помощь проекту
Сделать пожертвование через систeму элeктронных пeрeводов Яndex Деньги на кошeлёк: 41001771973652 |