Анализ стихотворения
БОЛДИНСКАЯ ОСЕНЬ
Вздыхает ветер. Штрихует степи
Осенний дождик - он льет три дня...
Седой, нахохленный, мудрый стрепет
Глядит на всадника и коня.
А мокрый всадник, коня пришпоря,
Летит наметом по целине.
И вот усадьба, и вот подворье,
И тень, метнувшаяся в окне.
Коня - в конюшню, а сам - к бумаге.
Письмо невесте, письмо в Москву:
"Вы зря разгневались, милый ангел,-
Я здесь как узник в тюрьме живу.
Без вас мне тучи весь мир закрыли,
И каждый день безнадежно сер.
Целую кончики ваших крыльев
(Как даме сердца писал Вольтер).
А под окном, словно верный витязь,
Стоит на страже крепыш дубок...
Так одиноко! Вы не сердитесь:
Когда бы мог - был у ваших ног!
Но путь закрыт госпожой Холерой...
Бешусь, тоскую, схожу с ума.
А небо серо, на сердце серо,
Бред карантина - тюрьма, тюрьма..."
Перо гусиное он отбросил,
Припал лицом к холодку стекла...
О злая Болдинская осень!
Какою доброю ты была -
Так много Вечности подарила,
Так много русской земле дала!..
Густеют сумерки, как чернила,
Сгребает листья ветров метла.
С благоговеньем смотрю на степи,
Где он на мокром коне скакал.
И снова дождик, и снова стрепет –
Седой, все помнящий аксакал.
Имя Александра Сергеевича Пушкина неразрывно связано с русской поэзией. Уже с самого раннего детства мы начинаем постепенно знакомиться с его творчеством. Это, прежде всего, его сказки : о золотой рыбке, о мёртвой царевне и семи богатырях.… Позже наш кругозор становится шире, и мы можем обратиться к его более серьёзным литературным шедеврам.
В России, мне кажется, нет и не может быть такого человека, который не знаком с творчеством Пушкина. Это, можно сказать без сомнения, самый известный поэт (и наверняка не только в России, но и за рубежом). Я, конечно же, не имею в виду, что другие писатели и, в особенности, поэты хуже и менее талантливы. Нет. Просто известность Пушкина как поэта обуславливается тем, что именно он заложил основы русской поэзии, начал этот трудный путь, предоставив будущим поколениям множество тем для размышлений.
И, конечно же, поэты, в том числе и поэтессы, всех последующих времён не забывают (и не имеют права) о «родоначальнике» истинно русской поэзии – Александре Сергеевиче Пушкине. Очень часто, изучая лирику самых различных поэтов, я сталкивалась со стихотворениями, посвященными Пушкину, или просто каким-то образом связанными с ним. И сейчас я столкнулась с очередным подобным стихотворением, которое включает в себя и биографический эпизод из жизни поэта, и одновременно дает нам пищу для размышлений: а все-таки, кто же он такой? и как его творчество повлияло на разум отдельного человека и всего русского народа в целом? После прочтения стихотворения ответы становятся очевидны. А стихотворение это – «Болдинская осень» - написано талантливой поэтессой Юлией Друниной.
Название этого замечательного стихотворения – «Болдинская осень» - говорит само за себя. Каждый, кто хотя бы на минимальном уровне знаком с творчеством А.С.Пушкина, скажет: Осень в Болдино – короткий, но самый плодотворный период в жизни поэта( хотя и на это имеются свои причины, но об этом будет упомянуто в дальнейшем).
А теперь перейдем непосредственно к анализу самого произведения, чтобы убедиться на конкретном примере, как высоко оценивается Осень Пушкина в Болдино, и каким благоговением поэтесса рассказывает нам об этом периоде.
Очень часто тема произведения содержится в его названии. И в нашем случае это именно так. Поэтому с определение темы не возникло никаких трудностей: Болдинская осень – вот о чем нам поведает Юлия Друнина в своем незаурядном, но необычайно точном( в отношении данного периода в творчестве и жизни Пушкина) стихотворении, которое наполнено интереснейшими образами и картинами.
Начинается стихотворение с обычной, на первый взгляд, пейзажной зарисовки. Автор предоставляет нашему взору осеннюю картину. Но посмотрите только, какая она? Дует ветер, льёт дождь уже три дня подряд.… Уже само начало проникнуто грустью, унынием. И, кажется, нет этому конца: и ветер будет так же вздыхать, и дождь будет лить свои слезы на давно уже продрогшую землю. Но здесь поэтесса переключает наше внимание на главного героя картины – всадника. Он очень спешит. пришпоривает коня изо всех сил. всадник, по выражению автора, словно летит над землёй. И зачем все это? Ответ прост. Первым делом всадник бросился к бумаге, чтобы написать «письмо невесте, письмо в Москву». Имя всадника поэтесса нам не называет. Но я могу сказать без сомнения: всадник – это и есть наш знаменитый Пушкин. А Юлия Друнина не указывает на личность всадника, мне кажется, чтобы мы могли самостоятельно понять это стихотворение, вникнуть в его суть. К тому же здесь не приходится и сомневаться, что это именно он. Стоит только лишь прочитать дальше. Всадник пишет письмо даме своего сердца, в Москву, где говорит, что живет здесь как узник в тюрьме. И тут же упоминает причину своего заточения – «но путь закрыт госпожою Холерой», карантин.
Сопоставив некоторые факты биографии А.С.Пушкина, в частности его нахождение в Болдино, с этим стихотворением, получаем точную картину действительности. Здесь, наверное, следует рассказать о Болдинской осени Пушкина немного подробнее. дело в том, что Пушкин вынужден был находиться в Болдино из-за холерных карантинов (сравните: «…но путь закрыт госпожой Холерой, Бред карантина — тюрьма, тюрьма»). А в Москве его жала невеста — Наталья Гончарова. Письмо всадника адресовано ей.
И здесь, в Болдино, Пушкину ничего не оставалось, как заниматься творчеством. Три месяца провёл поэт в Болдино. Это короткий, но самый плодотворный период в творчестве Пушкина. Количество написанного им за эти долгие месяцы вынужденного затворничества сопоставимо с результатами творческого труда за предшествующие десятилетия. Наверняка здесь немалую роль также сыграло то обстоятельство, что осень — любимое время года Пушкина. Но не только это. На мой взгляд, автор хочет показать нам, что поэт находится в состоянии влюблённости. А в этом состоянии люди способны на многое, ведь недаром говорят, что любовь творит чудеса. И она действительно творит… .
Разбираем наше стихотворение дальше. Письмо всадника обрывается, он устал. И дальше мы уже можем наблюдать мысли, переживания лирического героя данного стихотворения. Восклицание «О злая Болдинская осень» сказано, мне кажется, с каким-то чувством горечи, и даже сожаления. Особо здесь выделяется эпитет «злая осень». Почему злая? Ответ прост. Всё из-за вынужденного затворничества. Душа рвётся к любимой, а он здесь. Пушкин действительно чувствует себя здесь «как узник в тюрьме». «На сердце серо» - вот состояние души поэта. Вот почему осень злая.
Но что это? Следом же следуют слова — «Какою доброю ты была…». К чему эта антитеза? И как всё это объяснить? Всё просто. Вчитаемся в следующие строки:
…какою доброю ты была-
так много Вечности подарила,
Так много русской земле дала!
Вот в чём причина доброты той осени! Ведь, как я уже упоминала, в тот период Пушкиным было написано много новых произведений, закончены начатые им ранее. При том произведения были разноплановые — и по содержанию, и по тематике, и по форме. Первыми были написаны «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Одновременно шла работа над последними главами «Евгения Онегина». Одна за другой появлялись маленькие трагедии — цикл философско-психологических «пьес для чтения»: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «каменный гость», «Пир во время чумы». Эта осень принесла «Сказку о попе и работнике его Балде». Ну и, конечно же, не обошлось без стихотворений, которых было написано около тридцати штук. Среди них такие шедевры, как «Элегия», «Бесы», «Для берегов Отчизны дальней…», «Заклинание» и многие другие.
Вот сколько подарила нам, читателям, Болдинская осень, подарила Вечности (именно с большой буквы, как и написано в стихотворении), запечатлев навеки для нас образ того Пушкина. «Так много русской земле дала!». Эти слова останутся в моей памяти надолго. И ещё. Я считаю, что именно эти строки, которые я сейчас упомянула, отражают идею самого произведения. Ради этих слов было написано это стихотворение. Оно должно было нам показать, насколько же всё-таки важна эта Осень, рассказать о её значении для творчества Пушкина и для нас. И, мне кажется, свою задачу именно в этом плане она выполнила.
Заканчивается стихотворение подобно тому, как и начиналось. Присутствует некая пейзажная зарисовка. Как будто всё та же осень. Кажется, ничего не изменилось. Но сквозь осенний пейзаж наружу пробиваются слова лирического героя:
С благоговеньем смотрю на степи,
Где он на мокром коне скакал
С благоговеньем — слово, означающее бережное отношение, уважение и даже восторг. И вот только лишь одно соприкосновение с миром Поэта побуждает к творчеству. Одним словом, поэтесса сумела показать чувство, волнующее её по этому поводу и отдала дань уважения Пушкину.
И снова дождик, и снова стрепет –
Седой, всё помнящий аксакал.
Пушкин и его бессмертные произведения останутся в Вечности, останутся с нами. Его перечитывают из года в год. Его помнят. И будут помнить
Когда я читала стихотворение в первый раз, мне показалось, что стихотворение проникнуто грустным настроением. Так, наверное, и есть в некоторой степени. Всё-таки психологический параллелизм делает своё дело. Ненастная осенняя погода соответствует состоянию души всадника — Пушкина ( сравните: «А небо серо, на сердце серо» ). И сразу чувствуешь, что и в твоей душе поселяются ростки отчаяния, грусти, сочувствия. Это правильно. Значит стихотворение написано в нужном эмоциональном ключе и способно оказывать психологическое влияние, не оставляя наши сердца равнодушными. И на самом деле, когда вчитываешься в смысл произведения, понимаешь насколько стихотворение пропитано уважением к Пушкину – поэту. Каждое слово говорит само за себя.
А если ещё понаблюдать за звуковым оформлением, то всё вышесказанное только лишь усилит своё значение и поможет прочувствовать стихотворение ещё глубже.
Начало стихотворения отличается некоторой монотонностью, свойственной осеннему дождю, всё спокойно. Но вот появляется мокрый всадник и темп стихотворения убыстряется, показывая нам, что он действительно спешит. Наглядным примером этому может послужить следующая синтаксическая конструкция (эллипсис):
Коня—в конюшню, а сам—к бумагам
Письмо невесте, письмо в Москву
Неполные предложения, повтор — лишь усиливают динамичность сюжета. Отдельно, с данной точки зрения, следует рассмотреть письмо, которое всадник только начал писать. Он сразу спешит успокоить невесту, пытаясь объяснить причину своего долгого отсутствия. Интонация спокойная. И всё-таки ему не удается сохранить это спокойствие — эмоции захлёстывают его:
Так одиноко! Вы не сердитесь:
Когда бы мог—был у ваших ног!
Письмо не закончено: стоит многоточие. Вероятно, очень многое ему ещё хочется сказать. В заключение стихотворения всё та же монотонность. Как будто и не было этих восклицаний.
Стоит отметить, что немаловажно здесь значение такого инструмента как звукопись. Повтор звука [э] (ассонанс) в начале создает впечатление дующего ветра, различных звуков природы. Но в то же время аллитерация (звук [т]) создает спокойную обстановку – обстановку одиночества ( и все это за счет того, что звук [т] – нерезкий, тихий, спокойный).
Важным является также то, что стихотворение написано ямбом. Все в этом лирическом размышлении способствует восприятию нами этого стихотворения. В том числе и метрика.
Написана «Болдинская осень» как единое целое: здесь отсутствует деление на строфы. Но по смыслу я бы выделила из этого монолита несколько микротем:
1.Пейзажная зарисовка
2.Письмо к невесте
3.Размышления лирического героя
4.Пейзажная зарисовка
Начало и конец стихотворения как бы перекликаются друг с другом и помогают сохранить единство тематики произведения. Все выделенные мной микротемы по-своему соответствуют главной теме и объединяются ею же в единое целое - «Болдинская осень».
Неслучайно для этого стихотворения выбран и способ рифмовки – перекрестный. Мне кажется, это самый простой способ из существующих, благодаря которому поэтесса Юлия Друнина смогла в доступной для нас форме, без излишней вычурности донести до нас главный смысл своего маленького шедевра. Рифмуются здесь последние слова в строках - это конечная рифма (также наиболее распространенная). В стихотворении присутствует и односложная (мужская): дня-коня, целине-окне, - и двусложная (женская) рифма: бумаге -ангел, закрыли -крыльев.
Ну и, конечно же, анализ любого произведения, будь то лирика или проза, невозможно без выделения различных изобразительно-выразительных средств, которых в данном стихотворении великое множество.
Первым делом хочу отметить присутствие эпитетов - образных определений, которые придают стихотворению «Болдинская осень» особую поэтичность. Перечислю самые запоминающиеся из них: седой, мудрый стрепет, крепыш дубок, злая осень…
Если вглядеться в строки стихотворения, можно обнаружить почти в каждой из них присутствие метафоры. «Дождик штрихует степи», «стоит на страже крепыш дубок», «госпожа Холера», «всадник летит», «сгребает листья ветров метла» - разве возможно было создать тот запоминающийся образ Болдинской осени без этого средства образной выразительности.
Олицетворения, представленные здесь, словно оживляют нарисованную нашим воображением картину. «Вздыхает ветер»… И сразу представляется не пустой поток воздуха, а наделенное разумом существо, которое обладает способностью жить, обладает настроением.
А многочисленные сравнения позволяют нам заглянуть в особый мир – мир чудес Вот примеры: «живу как узник», «дубок, словно верный витязь», «сумерки, как чернила».
В конечном итоге, сплав всех перечисленных средств образной выразительности создает ту непередаваемую атмосферу, которая очаровывает читателя и оставляет после прочтения легкое чувство восторга. К этому стихотворению хочется возвращаться и возвращаться. Оно не только покоряет своим художественным совершенством, но и заряжает творческой энергетикой, её нам передает лирический герой, охваченный восторгом от соприкосновения с местом, где жил и творил Великий Поэт.
Вздыхает ветер. Штрихует степи
Осенний дождик - он льет три дня...
Седой, нахохленный, мудрый стрепет
Глядит на всадника и коня.
А мокрый всадник, коня пришпоря,
Летит наметом по целине.
И вот усадьба, и вот подворье,
И тень, метнувшаяся в окне.
Коня - в конюшню, а сам - к бумаге.
Письмо невесте, письмо в Москву:
"Вы зря разгневались, милый ангел,-
Я здесь как узник в тюрьме живу.
Без вас мне тучи весь мир закрыли,
И каждый день безнадежно сер.
Целую кончики ваших крыльев
(Как даме сердца писал Вольтер).
А под окном, словно верный витязь,
Стоит на страже крепыш дубок...
Так одиноко! Вы не сердитесь:
Когда бы мог - был у ваших ног!
Но путь закрыт госпожой Холерой...
Бешусь, тоскую, схожу с ума.
А небо серо, на сердце серо,
Бред карантина - тюрьма, тюрьма..."
Перо гусиное он отбросил,
Припал лицом к холодку стекла...
О злая Болдинская осень!
Какою доброю ты была -
Так много Вечности подарила,
Так много русской земле дала!..
Густеют сумерки, как чернила,
Сгребает листья ветров метла.
С благоговеньем смотрю на степи,
Где он на мокром коне скакал.
И снова дождик, и снова стрепет –
Седой, все помнящий аксакал.
Имя Александра Сергеевича Пушкина неразрывно связано с русской поэзией. Уже с самого раннего детства мы начинаем постепенно знакомиться с его творчеством. Это, прежде всего, его сказки : о золотой рыбке, о мёртвой царевне и семи богатырях.… Позже наш кругозор становится шире, и мы можем обратиться к его более серьёзным литературным шедеврам.
В России, мне кажется, нет и не может быть такого человека, который не знаком с творчеством Пушкина. Это, можно сказать без сомнения, самый известный поэт (и наверняка не только в России, но и за рубежом). Я, конечно же, не имею в виду, что другие писатели и, в особенности, поэты хуже и менее талантливы. Нет. Просто известность Пушкина как поэта обуславливается тем, что именно он заложил основы русской поэзии, начал этот трудный путь, предоставив будущим поколениям множество тем для размышлений.
И, конечно же, поэты, в том числе и поэтессы, всех последующих времён не забывают (и не имеют права) о «родоначальнике» истинно русской поэзии – Александре Сергеевиче Пушкине. Очень часто, изучая лирику самых различных поэтов, я сталкивалась со стихотворениями, посвященными Пушкину, или просто каким-то образом связанными с ним. И сейчас я столкнулась с очередным подобным стихотворением, которое включает в себя и биографический эпизод из жизни поэта, и одновременно дает нам пищу для размышлений: а все-таки, кто же он такой? и как его творчество повлияло на разум отдельного человека и всего русского народа в целом? После прочтения стихотворения ответы становятся очевидны. А стихотворение это – «Болдинская осень» - написано талантливой поэтессой Юлией Друниной.
Название этого замечательного стихотворения – «Болдинская осень» - говорит само за себя. Каждый, кто хотя бы на минимальном уровне знаком с творчеством А.С.Пушкина, скажет: Осень в Болдино – короткий, но самый плодотворный период в жизни поэта( хотя и на это имеются свои причины, но об этом будет упомянуто в дальнейшем).
А теперь перейдем непосредственно к анализу самого произведения, чтобы убедиться на конкретном примере, как высоко оценивается Осень Пушкина в Болдино, и каким благоговением поэтесса рассказывает нам об этом периоде.
Очень часто тема произведения содержится в его названии. И в нашем случае это именно так. Поэтому с определение темы не возникло никаких трудностей: Болдинская осень – вот о чем нам поведает Юлия Друнина в своем незаурядном, но необычайно точном( в отношении данного периода в творчестве и жизни Пушкина) стихотворении, которое наполнено интереснейшими образами и картинами.
Начинается стихотворение с обычной, на первый взгляд, пейзажной зарисовки. Автор предоставляет нашему взору осеннюю картину. Но посмотрите только, какая она? Дует ветер, льёт дождь уже три дня подряд.… Уже само начало проникнуто грустью, унынием. И, кажется, нет этому конца: и ветер будет так же вздыхать, и дождь будет лить свои слезы на давно уже продрогшую землю. Но здесь поэтесса переключает наше внимание на главного героя картины – всадника. Он очень спешит. пришпоривает коня изо всех сил. всадник, по выражению автора, словно летит над землёй. И зачем все это? Ответ прост. Первым делом всадник бросился к бумаге, чтобы написать «письмо невесте, письмо в Москву». Имя всадника поэтесса нам не называет. Но я могу сказать без сомнения: всадник – это и есть наш знаменитый Пушкин. А Юлия Друнина не указывает на личность всадника, мне кажется, чтобы мы могли самостоятельно понять это стихотворение, вникнуть в его суть. К тому же здесь не приходится и сомневаться, что это именно он. Стоит только лишь прочитать дальше. Всадник пишет письмо даме своего сердца, в Москву, где говорит, что живет здесь как узник в тюрьме. И тут же упоминает причину своего заточения – «но путь закрыт госпожою Холерой», карантин.
Сопоставив некоторые факты биографии А.С.Пушкина, в частности его нахождение в Болдино, с этим стихотворением, получаем точную картину действительности. Здесь, наверное, следует рассказать о Болдинской осени Пушкина немного подробнее. дело в том, что Пушкин вынужден был находиться в Болдино из-за холерных карантинов (сравните: «…но путь закрыт госпожой Холерой, Бред карантина — тюрьма, тюрьма»). А в Москве его жала невеста — Наталья Гончарова. Письмо всадника адресовано ей.
И здесь, в Болдино, Пушкину ничего не оставалось, как заниматься творчеством. Три месяца провёл поэт в Болдино. Это короткий, но самый плодотворный период в творчестве Пушкина. Количество написанного им за эти долгие месяцы вынужденного затворничества сопоставимо с результатами творческого труда за предшествующие десятилетия. Наверняка здесь немалую роль также сыграло то обстоятельство, что осень — любимое время года Пушкина. Но не только это. На мой взгляд, автор хочет показать нам, что поэт находится в состоянии влюблённости. А в этом состоянии люди способны на многое, ведь недаром говорят, что любовь творит чудеса. И она действительно творит… .
Разбираем наше стихотворение дальше. Письмо всадника обрывается, он устал. И дальше мы уже можем наблюдать мысли, переживания лирического героя данного стихотворения. Восклицание «О злая Болдинская осень» сказано, мне кажется, с каким-то чувством горечи, и даже сожаления. Особо здесь выделяется эпитет «злая осень». Почему злая? Ответ прост. Всё из-за вынужденного затворничества. Душа рвётся к любимой, а он здесь. Пушкин действительно чувствует себя здесь «как узник в тюрьме». «На сердце серо» - вот состояние души поэта. Вот почему осень злая.
Но что это? Следом же следуют слова — «Какою доброю ты была…». К чему эта антитеза? И как всё это объяснить? Всё просто. Вчитаемся в следующие строки:
…какою доброю ты была-
так много Вечности подарила,
Так много русской земле дала!
Вот в чём причина доброты той осени! Ведь, как я уже упоминала, в тот период Пушкиным было написано много новых произведений, закончены начатые им ранее. При том произведения были разноплановые — и по содержанию, и по тематике, и по форме. Первыми были написаны «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Одновременно шла работа над последними главами «Евгения Онегина». Одна за другой появлялись маленькие трагедии — цикл философско-психологических «пьес для чтения»: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «каменный гость», «Пир во время чумы». Эта осень принесла «Сказку о попе и работнике его Балде». Ну и, конечно же, не обошлось без стихотворений, которых было написано около тридцати штук. Среди них такие шедевры, как «Элегия», «Бесы», «Для берегов Отчизны дальней…», «Заклинание» и многие другие.
Вот сколько подарила нам, читателям, Болдинская осень, подарила Вечности (именно с большой буквы, как и написано в стихотворении), запечатлев навеки для нас образ того Пушкина. «Так много русской земле дала!». Эти слова останутся в моей памяти надолго. И ещё. Я считаю, что именно эти строки, которые я сейчас упомянула, отражают идею самого произведения. Ради этих слов было написано это стихотворение. Оно должно было нам показать, насколько же всё-таки важна эта Осень, рассказать о её значении для творчества Пушкина и для нас. И, мне кажется, свою задачу именно в этом плане она выполнила.
Заканчивается стихотворение подобно тому, как и начиналось. Присутствует некая пейзажная зарисовка. Как будто всё та же осень. Кажется, ничего не изменилось. Но сквозь осенний пейзаж наружу пробиваются слова лирического героя:
С благоговеньем смотрю на степи,
Где он на мокром коне скакал
С благоговеньем — слово, означающее бережное отношение, уважение и даже восторг. И вот только лишь одно соприкосновение с миром Поэта побуждает к творчеству. Одним словом, поэтесса сумела показать чувство, волнующее её по этому поводу и отдала дань уважения Пушкину.
И снова дождик, и снова стрепет –
Седой, всё помнящий аксакал.
Пушкин и его бессмертные произведения останутся в Вечности, останутся с нами. Его перечитывают из года в год. Его помнят. И будут помнить
Когда я читала стихотворение в первый раз, мне показалось, что стихотворение проникнуто грустным настроением. Так, наверное, и есть в некоторой степени. Всё-таки психологический параллелизм делает своё дело. Ненастная осенняя погода соответствует состоянию души всадника — Пушкина ( сравните: «А небо серо, на сердце серо» ). И сразу чувствуешь, что и в твоей душе поселяются ростки отчаяния, грусти, сочувствия. Это правильно. Значит стихотворение написано в нужном эмоциональном ключе и способно оказывать психологическое влияние, не оставляя наши сердца равнодушными. И на самом деле, когда вчитываешься в смысл произведения, понимаешь насколько стихотворение пропитано уважением к Пушкину – поэту. Каждое слово говорит само за себя.
А если ещё понаблюдать за звуковым оформлением, то всё вышесказанное только лишь усилит своё значение и поможет прочувствовать стихотворение ещё глубже.
Начало стихотворения отличается некоторой монотонностью, свойственной осеннему дождю, всё спокойно. Но вот появляется мокрый всадник и темп стихотворения убыстряется, показывая нам, что он действительно спешит. Наглядным примером этому может послужить следующая синтаксическая конструкция (эллипсис):
Коня—в конюшню, а сам—к бумагам
Письмо невесте, письмо в Москву
Неполные предложения, повтор — лишь усиливают динамичность сюжета. Отдельно, с данной точки зрения, следует рассмотреть письмо, которое всадник только начал писать. Он сразу спешит успокоить невесту, пытаясь объяснить причину своего долгого отсутствия. Интонация спокойная. И всё-таки ему не удается сохранить это спокойствие — эмоции захлёстывают его:
Так одиноко! Вы не сердитесь:
Когда бы мог—был у ваших ног!
Письмо не закончено: стоит многоточие. Вероятно, очень многое ему ещё хочется сказать. В заключение стихотворения всё та же монотонность. Как будто и не было этих восклицаний.
Стоит отметить, что немаловажно здесь значение такого инструмента как звукопись. Повтор звука [э] (ассонанс) в начале создает впечатление дующего ветра, различных звуков природы. Но в то же время аллитерация (звук [т]) создает спокойную обстановку – обстановку одиночества ( и все это за счет того, что звук [т] – нерезкий, тихий, спокойный).
Важным является также то, что стихотворение написано ямбом. Все в этом лирическом размышлении способствует восприятию нами этого стихотворения. В том числе и метрика.
Написана «Болдинская осень» как единое целое: здесь отсутствует деление на строфы. Но по смыслу я бы выделила из этого монолита несколько микротем:
1.Пейзажная зарисовка
2.Письмо к невесте
3.Размышления лирического героя
4.Пейзажная зарисовка
Начало и конец стихотворения как бы перекликаются друг с другом и помогают сохранить единство тематики произведения. Все выделенные мной микротемы по-своему соответствуют главной теме и объединяются ею же в единое целое - «Болдинская осень».
Неслучайно для этого стихотворения выбран и способ рифмовки – перекрестный. Мне кажется, это самый простой способ из существующих, благодаря которому поэтесса Юлия Друнина смогла в доступной для нас форме, без излишней вычурности донести до нас главный смысл своего маленького шедевра. Рифмуются здесь последние слова в строках - это конечная рифма (также наиболее распространенная). В стихотворении присутствует и односложная (мужская): дня-коня, целине-окне, - и двусложная (женская) рифма: бумаге -ангел, закрыли -крыльев.
Ну и, конечно же, анализ любого произведения, будь то лирика или проза, невозможно без выделения различных изобразительно-выразительных средств, которых в данном стихотворении великое множество.
Первым делом хочу отметить присутствие эпитетов - образных определений, которые придают стихотворению «Болдинская осень» особую поэтичность. Перечислю самые запоминающиеся из них: седой, мудрый стрепет, крепыш дубок, злая осень…
Если вглядеться в строки стихотворения, можно обнаружить почти в каждой из них присутствие метафоры. «Дождик штрихует степи», «стоит на страже крепыш дубок», «госпожа Холера», «всадник летит», «сгребает листья ветров метла» - разве возможно было создать тот запоминающийся образ Болдинской осени без этого средства образной выразительности.
Олицетворения, представленные здесь, словно оживляют нарисованную нашим воображением картину. «Вздыхает ветер»… И сразу представляется не пустой поток воздуха, а наделенное разумом существо, которое обладает способностью жить, обладает настроением.
А многочисленные сравнения позволяют нам заглянуть в особый мир – мир чудес Вот примеры: «живу как узник», «дубок, словно верный витязь», «сумерки, как чернила».
В конечном итоге, сплав всех перечисленных средств образной выразительности создает ту непередаваемую атмосферу, которая очаровывает читателя и оставляет после прочтения легкое чувство восторга. К этому стихотворению хочется возвращаться и возвращаться. Оно не только покоряет своим художественным совершенством, но и заряжает творческой энергетикой, её нам передает лирический герой, охваченный восторгом от соприкосновения с местом, где жил и творил Великий Поэт.
Сидоренко Ирина Степановна, 16 лет, Ураково
Рейтинг: 15
Комментарии ВКонтакте
Комментарии
Добавить сообщение
Связаться с фондом
Вход
Помощь проекту
Сделать пожертвование через систeму элeктронных пeрeводов Яndex Деньги на кошeлёк: 41001771973652 |