Волшебный мир русской сказки
Что за прелесть эти сказки!
А. С. Пушкин
Сказка ложь, да в ней намек:
Добрым молодцам урок.
А. С. Пушкин
Слово «сказка»1 впервые встречается в XVII веке и обозначает произведение в устной форме, для которого характерен поэтический вымысел. Древнейшее название сказки – «байка»2 или «побасенка», от слова «баять» или «говорить». До XIX века в сказках видели одну забаву, достойную только для детей. Но постепенно в русской литературе возник интерес к подлинным народным сказкам – как к произведениям, которые могут стать основой для изучения поэтического творчества русского народа. Исследованием народных сказок занимались такие авторы как В.Н.Татищев, А.А.Бестужев-Марлинский, А.Н.Афанасьев, Ф.И.Буслаев, А.И.Никифоров и В.Я.Пропп.
Но и сегодня, в начале III тысячелетия, изучение сказок не является пустой прихотью. В современном мире сказка хранит важнейшие человеческие ценности и поддерживает в людях веру в добро. И даже если конец у сказки печальный, как в сказке о Снегурочке, все равно остается ощущение, что все еще будет хорошо. Придет следующая зима с новым снегом, и Снегурочка вернется.
1. Г. Тамарин «Русские сказки». – Ташкент, 1987 г.
2. Грушко Е. А., Медведев Ю. М. «Мифы и легенды Древней Руси». – М., Эксмо, 2003 г.
Уверенность в том, что добро обязательно победит, помогает нам сохранить веру в себя, не ожесточиться сердцем. Как пишет В.Е.Добровольская: «Сказка – это рецептура от тяжких болезней нашего времени». Но, приглашая в мир увлекательных волшебных сюжетов, сказка обязательно содержит в себе «урок», который следует извлечь и понять. Ведь сказка не только воспевает красоту, доблесть, силу и смелость, но и учит ценить доброту, помощь друзей, дает силы верить в справедливость. Причудливым образом, сталкивая два мира: мир добра и зла, сказка незаметно подсказывает правильный выбор.
Сказка с малых лет живет в сознании человека, создавая свой мир невозможных и невероятных событий. Порой при помощи сказки человек восполняет пробелы реальной, часто такой жестокой жизни, миром волшебных, сказочных образов. Ведь в сказке возможно все! В ней легко нарушается связь пространства и времени. Например, опустившись на дно колодца, можно оказаться за тридевять земель, а, задержавшись в сказочной стране на день, вернуться домой через год. При помощи живой и мертвой воды можно управлять жизнью и смертью, а дети в сказках растут не по дням, а по часам. Человек понимает язык животных и растений и даже может разговаривать с землей и морем, ветром и камнем. И верно служат человеку волшебные предметы: несут по бездорожью сапоги-скороходы, угощает скатерть-самобранка, прячет от врагов шапка-невидимка, защищает меч-кладенец. Сказка словно указывает нам на скрытые возможности человека.
В старые времена сказки не записывались, они передавались из уст в уста. Таким образом, из сказки уходило все лишнее, и оставалось лишь самое важное, то, без чего сказки бы и не было. Это суть сказки, ее сказочный смысл, таинство, о котором нельзя говорить обычными словами. Язык сказки – особый. А как иначе? Волшебство, тайна древних знаний не может быть передана запросто, а не то мудрость растеряется, растворится, станет глупостью. В сказках – каждое слово важно. Потому, что в сказках важно не только «что и с кем» происходит, но сама атмосфера сказочного мира, бесценные, пусть и не всегда понятные, детали сюжета и, главное, - их общий смысл, соединяющий и оживляющий все повествование.
Иными словами, в сказке, прежде всего, важно то волшебное воздействие, которое тем сильнее, чем оно менее объяснимо.
А. С. Пушкин
Сказка ложь, да в ней намек:
Добрым молодцам урок.
А. С. Пушкин
Слово «сказка»1 впервые встречается в XVII веке и обозначает произведение в устной форме, для которого характерен поэтический вымысел. Древнейшее название сказки – «байка»2 или «побасенка», от слова «баять» или «говорить». До XIX века в сказках видели одну забаву, достойную только для детей. Но постепенно в русской литературе возник интерес к подлинным народным сказкам – как к произведениям, которые могут стать основой для изучения поэтического творчества русского народа. Исследованием народных сказок занимались такие авторы как В.Н.Татищев, А.А.Бестужев-Марлинский, А.Н.Афанасьев, Ф.И.Буслаев, А.И.Никифоров и В.Я.Пропп.
Но и сегодня, в начале III тысячелетия, изучение сказок не является пустой прихотью. В современном мире сказка хранит важнейшие человеческие ценности и поддерживает в людях веру в добро. И даже если конец у сказки печальный, как в сказке о Снегурочке, все равно остается ощущение, что все еще будет хорошо. Придет следующая зима с новым снегом, и Снегурочка вернется.
1. Г. Тамарин «Русские сказки». – Ташкент, 1987 г.
2. Грушко Е. А., Медведев Ю. М. «Мифы и легенды Древней Руси». – М., Эксмо, 2003 г.
Уверенность в том, что добро обязательно победит, помогает нам сохранить веру в себя, не ожесточиться сердцем. Как пишет В.Е.Добровольская: «Сказка – это рецептура от тяжких болезней нашего времени». Но, приглашая в мир увлекательных волшебных сюжетов, сказка обязательно содержит в себе «урок», который следует извлечь и понять. Ведь сказка не только воспевает красоту, доблесть, силу и смелость, но и учит ценить доброту, помощь друзей, дает силы верить в справедливость. Причудливым образом, сталкивая два мира: мир добра и зла, сказка незаметно подсказывает правильный выбор.
Сказка с малых лет живет в сознании человека, создавая свой мир невозможных и невероятных событий. Порой при помощи сказки человек восполняет пробелы реальной, часто такой жестокой жизни, миром волшебных, сказочных образов. Ведь в сказке возможно все! В ней легко нарушается связь пространства и времени. Например, опустившись на дно колодца, можно оказаться за тридевять земель, а, задержавшись в сказочной стране на день, вернуться домой через год. При помощи живой и мертвой воды можно управлять жизнью и смертью, а дети в сказках растут не по дням, а по часам. Человек понимает язык животных и растений и даже может разговаривать с землей и морем, ветром и камнем. И верно служат человеку волшебные предметы: несут по бездорожью сапоги-скороходы, угощает скатерть-самобранка, прячет от врагов шапка-невидимка, защищает меч-кладенец. Сказка словно указывает нам на скрытые возможности человека.
В старые времена сказки не записывались, они передавались из уст в уста. Таким образом, из сказки уходило все лишнее, и оставалось лишь самое важное, то, без чего сказки бы и не было. Это суть сказки, ее сказочный смысл, таинство, о котором нельзя говорить обычными словами. Язык сказки – особый. А как иначе? Волшебство, тайна древних знаний не может быть передана запросто, а не то мудрость растеряется, растворится, станет глупостью. В сказках – каждое слово важно. Потому, что в сказках важно не только «что и с кем» происходит, но сама атмосфера сказочного мира, бесценные, пусть и не всегда понятные, детали сюжета и, главное, - их общий смысл, соединяющий и оживляющий все повествование.
Иными словами, в сказке, прежде всего, важно то волшебное воздействие, которое тем сильнее, чем оно менее объяснимо.
Гусаров Алексей, 13 лет, Малоярославец
Рейтинг: 2
Комментарии ВКонтакте
Комментарии
Добавить сообщение
Связаться с фондом
Вход
Помощь проекту
Сделать пожертвование через систeму элeктронных пeрeводов Яndex Деньги на кошeлёк: 41001771973652 |