Кукла с человеческим лицом
В театре на Главной улице в воскресенье всегда полный зал. Люди приходят посмотреть, как на их глазах оживают прекрасные куклы всеми известного Алонса. В маленьком городе он для взрослых старый человек с доброй душой, для детей – волшебник. Многие дети, несмотря на убеждения родителей, что волшебники – герои сказок, не верили, что Алонс – просто фокусник.
Свой небольшой театр старик Алонс открывал только по воскресеньям, в остальные дни он был закрыт. Но дети так и толпились вокруг него, они хотели знать тайну марионеток, как будто оживавших, прямо на их глазах. Алонс в ответ ребятам дружелюбно улыбался, говоря, что никакой тайны нет и что марионетки – просто куклы, сделанные хорошей рукой мастера (он имел в виду себя, у него действительно был большой опыт). В одно из воскресений спектакль длился недолго, и вместо главных героев – кукол, в тот день были показаны в основном фокусы, но зритель всё равно был доволен. После этого спектакля, главного (и единственного) волшебника в городе не было видно целых две недели. Все поняли, что он творит новую куклу, только вместо одной недели (как обычно), её изготовление длилось две.
Алонс – волшебник сидел за столом, рисуя новый образ. Он готов сделать самое великое из творений в его жизни… Он выводил линии, которые уже к вечеру соединились в прекрасный образ девушки. Она была высокой, с длинными волосами, большими глазами и губами, не очень длинным носом, как и всё лицо в общем. Одежду для неё автор придумал тоже особенную: у неё было платье, прикрывавшее колени (которые были точно как у человека). Платье было тёмно-фиолетового цвета, с круглыми узорами на верхней части и без узоров на нижней – ниже пояса, который был ярко-фиолетового цвета. Такой одежды для кукол он ещё не делал. Когда дело дошло до пошивки платья, Алонс вышел из своего маленького ничем не приметного дома и направился не на рынок, как обычно, а в магазин. Там он выбрал хорошую ткань подходящего цвета и чёрно-красные гольфы в полоску. Увидев чёрные туфли, не особо привлекающие внимания, но при этом красивые, он достал последние монеты из своего кармана и купил их. Возвращаясь домой, он думал о своём и не обращал внимания ни на детей, здоровавшимися с ним, ни на взрослых, которые то и дело кивали ему головой. Он думал о ней. О его новой кукле. Она будет особенная, он это знал.
Войдя в дом, он положил покупки на стол для шитья и направился в комнату, где лежали бревна для изготовления кукол из различных деревьев. Выбрав нужную породу (нужно заметить, что она была светлого цвета), он взял бревно и внёс его в комнату, предназначенную специально для изготовления кукол. На вырезку куклы была потрачена целая неделя. Автор придал ей человеческие формы, сохранил все пропорции. Глаза, губы, ноги…всё получилось, как на картинке, которую Алонс нарисовал не так давно. После того, как кукла была вырезана, старик начал шить одежду. Следует отметить, что она вышла действительно красивой…всё, как по задумке. Кукла – молодая девушка была готова, одежда и туфли одеты. Осталось дать только имя. Это решение волшебник принимал в течение ночи. Теперь «новорождённую» куклу звали Жанна. Надо было сделать последний штрих – чтобы кукла двигалась, к ней нужно привязать верёвки. Алонс крепко зацепил их и решил проверить марионетку только на спектакле, не делая этого сейчас. Он посадил Жанну на стул рядом с сундуком, в котором находились куклы, сел напротив, и стал любоваться своим творением. Он так и уснул, сидя на стуле.
Это выступление не решился пропустить никто в городе. Явились абсолютно все. Так как город был достаточно маленьким, в театр поместилось всё его население, никому даже не пришлось стоять. Начало задерживалось, некоторые даже почему-то ощущали волнение. И вот занавес открылся, появился лёгкий свет. На сцене появились уже знакомые зрителям куклы. Они танцевали и двигались, как люди. Казалось, что они даже переговаривались. Зрители чувствовали, что скоро появится то, ради чего они пришли. И они были правы. Уже вскоре на сцене появилась незнакомая для них девушка. Люди подумали, что это человек. Но нет, эта девушка была изготовлена Алонсом из бревна за две недели. Она была одета в тёмно-фиолетовое платье, чёрно-красные гольфы и чёрные туфельки. Жанна начала двигаться. Её движения были легки. Всё внимание досталось ей. Спектакль был недолгим и представлял собой обычную историю из жизни. После закрытия занавеса зал взорвался аплодисментами. Алонс вышел на сцену и поклонился зрителям. Куклы стояли за занавесом, не слыша аплодисментов, которые предназначались то ли им, то ли их создателю. А как куклы могут слушать?.. они же КУКЛЫ. Старику в то время как куклы стояли без движений, подарили цветы. Они были прекрасны. Он ещё несколько минут пообщался с благодарными зрителями и закрыл свой театр. Выдохнув, он раскрыл занавес (он всегда держал его раскрытым).
- Ну что, с первым успехом. – Произнёс он, посмотрев на Жанну, – А вы как всегда были послушны. – С улыбкой обратился он к другим куклам.
Он начал снимать кукол с верёвок и укладывать кого в сундук, кого вешать на крючки. Жанна осталась последней куклой, которую надо было поставить на место. Её старик усадил на стул возле сундука.
Ночью раздались шорохи. В комнате возникали какие-то движения. Алонс спал в своей кровати. Даже если бы он и слышал шорохи из дальней комнаты, он всё равно не удивился бы. В комнате кукол засверкали глаза. Кто-то переглядывался. Вдогонку к глазам зашевелились губы. Это были куклы…несомненно это были куклы, ведь в комнате никого и ничего больше не находилось. Сундук раскрылся, наружу показались пара рук. Затем третья, четвёртая, начали появляться головы. Куклы выходили из своего «домика». Жители крючков начали раскачиваться, пока не очутились на полу. Обитатели комнаты дружелюбно о чём-то говорили. Говорили очень тихо. С ними говорила и Жанна, которая была мало знакома марионеткам, но в течение для (и особенно спектакля) куклы с ней подружились. Все поняли, что её Алонс создал не просто для спектаклей (как впрочем, и всех кукол, он относился к ним по-особенному), у неё была ещё никому не известная миссия. Говорить то, о чём разговаривали куклы, не имеет смысла. Это были самые обычные разговоры – обсуждения дня, жители дальней комнаты даже пели. Разговоры в комнате длились до раннего утра. Как только на небе появились розовые облака, говорящие о том, что скоро встанет солнце, куклы разошлись по «домам»: в сундук, на крючки, на стул.
Настало утро – утро понедельника. Алонс вышел из дома по своим делам. Он забрал свою сумку – почтальонку и ушёл. В доме было тихо. Куклы неподвижно находились на своих местах и молчали. Но вдруг…шаги по гостиной. Кто–то пробрался в дом волшебника и бродил там…нет, это были не воры. Это Жанна вышла из дальней комнаты, где обитали куклы. Она ходила по дому и рассматривала интересные безделушки. Всё вокруг казалось ей интересным, она только начала познавать этот мир, и познание началось с дома, где её создали. Жанна не отказалась бы от компании, но её друзья – куклы, почему–то молчали и не двигались, как будто и не было ночного шороха. Так Жанна проходила по дому до обеда, затем вернулась на свое привычное место – стул, и свесила голову вбок. Где–то через час вернулся Алонс. Он зашёл в комнату его марионеток, осмотрел всё и подмигнул Жанне. Кукла повернула голову.
- Не скучно тебе тут было одной? – спросил её хозяин театра.
- Нет, я ходила по дому и любовалась этим местом, - так ответила Жанна.
- Поверь, это не из лучших зданий, ты многого не знаешь и не видела в этой жизни. Да что говорить, ты вообще ничего не знаешь, но всё впереди, Жанна, - с улыбкой сказал старик. Кукла поверила этим словам. Пусть она многого и не знает, но она точно знала, что Алонсу можно верить.
День прошёл спокойно и без новых открытий. Жанна, которая была единственной из кукол, которая могла говорить и двигаться утром, днём, вечером и ночью, провела остаток дня, сидя на стуле, который, кстати, ей очень нравился. И вот наступила ночь… вновь раздались шорохи… куклы оживали. Глаза Жанны заблестели, на лице образовалась милая улыбка. Она была рада, что её собеседники вновь с ней. Первой заговорила кукла в чёрно – розовом костюмчике, напоминавшем торшер.
- Ну здравствуйте, друзья – товарищи! Начинаем разговор? – сказала она, пытаясь подражать Карлсону во втором предложении.
Все дружно поддержали идею криком «да!» , который уже выходил за рамки шёпота.
- Тише вы! Разбудите Алонса! Совсем одурели? – пригрозила всем та самая кукла, которая спровоцировала шум. Её звали Лалочка (из-за её костюма, куклы просто переделали слово лампочка, кстати, это была единственная кукла, которой дали имя куклы, а не Алонс). Все резко замолчали. Только один голос раздался в комнате.
- А чего это вы весь день молчали? – это был удивлённый и радостный одновременно голос не спавшей днём куклы.
- Жанна, мы днём не оживаем, так уж устроены куклы. Ты чего глупые вопросы задаёшь? – с улыбкой ответила ей кукла Ромашка (её платье было в цветок), - разве ты не спала?
- Я? Я спала, спала… но… если мы всё время, корме ночи, спим, то как тогда на спектакле? На спектакле мы же переглядываемся и даже переговариваемся… - соврала и спросила Жанна в одном монологе.
Все хихикнули.
- Так спектакль совсем другое дело! Там хочешь – не хочешь, оживёшь. На спектакле нами управляют, нити, они и рука хозяина заставляют пробудиться! Ты так спрашиваешь, как будто устроена по–другому, - со смехом ответила Лалочка. Остальные куклы тоже засмеялись. Всего, не считая Жанны, в комнате находилось девятнадцать кукол, и все такие разные… но все смеялись в один голос. Это был дружеский смех, поэтому Жанна улыбнулась, затем и сама засмеялась.
- Действительно, чего это я? – смеясь со всеми, задала сама себе риторический вопрос Жанна. – А вы когда–нибудь были за пределами этой комнаты?
- А ты была? – ответил вопросом на вопрос Люци (один из кукол – парней).
Тут Жанна задумалась и не знала, что ей отвечать. Она уже поняла, что она единственная из кукол может не находиться в состоянии «сна» в течение дня. И ответ «да, была» мог её выдать.
- Н-нет, не была, - дрожащим голосом выдала она.
- Хм, я как–то раз был. Ночью я очнулся в какой–то комнате, знаю точно, что это не спальня Алонса, на кухню тоже не смахивало, хотя в темноте…кто его знает! Может, это была гостиная. В общем, побывал я за пределами нашей комнаты, - похвастался Люци.
- И как там, красиво? – Жанна не стала скрывать своё любопытство, ей было интересно, испытал ли Люци тех же чувств, что и она.
- Да так. В темноте ничего интересного я не разглядел. Обычный дом, - равнодушно ответил парень, сделанный из бревна дуба.
Жанне захотелось заступиться за прекрасный дом, который она сегодня исследовала.
- Я уверена, что при свете солнца всё выглядит по–другому, ярко и красочно, как наши костюмы! – выпалила Жанна.
- Ага, особенно, как мой, - захохотал Бродяга Пупс, одетый в старую потертую рубаху. Все захохотали вместе с ним. Жанна, пока все смеялись, вернулась на свой стул и больше в этом ночном разговоре не участвовала. Разговоры продолжились без неё и длились, как обычно до появления розовых облаков.
Эту ночь «живая кукла» не спала. Она смотрела в окно, встретила рассвет, а, услышав, что Алонс уже что–то готовит себе на завтрак, пошла к нему.
- О, Жанна! Здравствуй! Как спалось? – встретил её Алонс, держа в руке кружку горячего чая с лимоном.
- Я не спала.
- Что, ночные споры? – поинтересовался старик.
- Э-э… Вы всё знаете?
- Дорогая моя Жанна, я же вас создал, - улыбаясь, ответил уже сидевший за столом пожилой человек, смотрящий голодным взглядом на свой завтрак – омлет с колбасой. – Хочешь, включи радио и сделай громче, сейчас там будет очень хорошая песня, я хочу, чтобы ты её услышала.
Жанна так и сделала. Она достала рукой до висящего на стене аппарата и включила его. Песня была такая:
Мир как будто надвое расколат
За ветрины голубым стеклом,
Тихо плачет манекен бесполый –
Кукла с человеческим лицом.
Просит одинокими ночами,
Просит он у неба одного –
Чтоб огонь от искры изначальной
Разгорелся в сердце у него.
Чтобы было сладко,
Чтобы было больно,
Чтобы каяться потом…
Вот и плачет манекен бесполый –
Кукла с человеческим, да кукла с человеческим лицом.
Станет он перекоти – поле,
Станет ждать, чтоб жар надежды стих,
Чтоб одну стеклянную неволю
Разменять на тысячу, да разменять на тысячу других.
А пока он тишиною скован
За ветрины голубым стеклом,
Тихо плачет манекен бесполый – кукла с человеческим лицом,
Тихо у-у-у-у… кукла с человеческим лицом,
Тихо у-у-у-у… кукла с человеческим, да кукла с человеческим лицом.
- Ну как тебе песня? Хорошая, не так ли? – спросил, напевая, Алонс.
- Да, песня хорошая. И правдивая, - честно ответила кукла. Ей понравилась эта песня.
- Вот такие песни пишут… Жанна, ты не думай, что если ты кукла, то ты не имеешь никаких прав и не можешь жить. Видишь, ты стоишь передо мною, значит, ты движешься. Ты поддерживаешь диалог, значит, ты умеешь разговаривать. Ты даже выглядишь абсолютно как человек. Честно тебе говорю, зрители, когда тебя увидели, подумали, что ты живая, что ты человек! Мне кажется, они и сейчас так думают, - разговорился Алонс, позабыв о том, что держит в руке вилку, на которой находится кусочек его любимого омлета.
- Гляди, сейчас упадёт с вилки… - заметила Жанна.
Алонс быстро отправил еду в рот и принялся жевать, не отпуская при этом улыбки с лица.
- Нужно быть самим собой! – сказал Алонс, доедая. – Жанна, пойди, почитай, порисуй, займись чем–нибудь в своё удовольствие, а то твои товарищи ещё не скоро очнуться. Пойду посмотрю, всё ли у них там в порядке, а то вдруг нить или ещё что–то отходит. – С этими словами он отправился в дальнюю комнату своего дома. Кстати, следует рассказать о самом Алонсе. Это был пожилой человек, никто точно не знал, сколько ему лет. На взгляд давали пятьдесят - шестьдесят лет, но это было приблизительно. Он был тихим, вполне дружелюбным и вежливым человеком. Молодость его прошла за книгами, фигурки Алонс начал изготавливать, когда ему попала в руки книга о резьбе из дерева. Сначала фигурки, потом и куклы. Никто из жителей города не мог на него пожаловаться, дети его очень любили. Они считали, что Алонс приносит чудо. Вообще он является загадкой для города, а также человеком, о жизни которого почти ничего неизвестно. У него не было семьи, его семьей считались его марионетки. Злые языки города так и обсуждали, кому же завещает свой прекрасный театр старик, когда отойдёт в мир иной. Для этого–то Алонс и сделал кое–что… но не будем забегать вперёд. В общем, он был одинок и добр.
Так прошла неделя. Жанна познавала мир, она уже изучила улицу, правда, с помощью окна, выходить на улицу она побоялась. И вот воскресенье. Театр принимает гостей. В начале представления Алонс показывал фокусы. Они были просто прекрасным волшебством! Казалось, что Алонс всё делает, не используя никакой иллюзии, обмана и всех секретов фокусов. Они сами рождались у него на руках. Все смотрели с восхищением. У старика в руках от взгляда появлялся огонь, из ушей он доставал конфеты странного вкуса, и даже глотал собственный глаз! Такое разве возможно?! А вы приходите в театр к старику Алонсу, и убедитесь во всём сами! Конечно, хозяин театра не мог оставить зрителя без своих прекрасных кукол. Он привязал нити к пальцам, и начал управлять куклами, размерами с людей. Все были в восторге, другого и не ждали. Спектакль был окончен, Алонс потирал руки, говоря: «Как ужаснётся свет, узнав, что обмана нет…». Он улыбнулся от получившейся рифмы и подумал, что мог бы даже и стихи писать. Но в ответ на эту мысль с ухмылкой качнул головой. За ним в этот момент из–за угла наблюдала Жанна. Она прислонилась к стене и начала думать о фразе Алонса. Она всё поняла…
На следующий день произошло неприятное событие для театра. Его хозяин, руководитель и единственный работник заболел. Все представления на следующие две недели были отменены. К Алонсу приходили соседи с пирогами, мёдом и пожеланиями скорейшего выздоровления. Алонс с благодарностью принимал всех желающих (особенно много приходило детей), но он знал, что выздоровления не будет. Жанна весь этот день сидела недвижно в комнате, чтоб не создавать никаких звуков. К вечеру все ушли. Жанна вышла к Алонсу.
- Я ждал этого дня, - сказал больной старик.
- Ты ждал болезни? О чем ты говоришь? – с удивлением спросило творение Алонса.
- Я не болен, я просто умираю…
- Ещё лучше! – перебила Жанна.
- Послушай, пришло время тебе всё рассказать. Как ты поняла, я не просто фокусник или создатель прекрасных кукол. Нет, я настоящий волшебник, за какого и принимают меня дети. Я прожил шестьсот пятнадцать лет, и все эти годы я занимался волшебством. Никто не знает моей тайны – никто даже и не догадывается, что огонь в руке действительно появляется от моей мысли о нём, никто даже и подумать не может, что я действительно глотаю собственный глаз, ведь человек на такое не способен. Человек такого не может, а я могу. Я хочу, чтобы моя тайна ушла со мной в могилу. Ты закопаешь меня в гробу, который находится в кладовке, он уже давно ждёт меня, а место, где я должен быть погребён – шестьсот пятнадцать шагов от моего дома к старому лесу, это получится, что ты закопаешь меня под старым раскидистым дубом. Слушай дальше, ты продолжишь моё дело! Это самое главное! Теперь ты хозяйка моего дома, театра и всего, что в них находится. Представься городу моей троюродной внучкой, и прошу, никому не рассказывай о моей тайне! Я тебя создал, и ты живая кукла, только рука волшебника может такое сотворить. Жанна, но этого никто не должен знать! Ты меня поняла?
- Да, но… - начала Жанна.
- Никаких «но» и вопросов. Я всё объясняю так, как должно быть. Не волнуйся за меня, после своего последнего вздоха я начну особую жизнь под дубом, там уже лежат несколько таких как я, и моя жена – ведьма. Обещаю приходить к тебе во снах. Прощай. – Он закрыл глаза и заснул вечным сном, не дождавшись ответа.
Жанна пошла в кладовку, достала оттуда гроб и поместила туда Алонса. Была уже звёздная ночь, в небе засияла полная луна. Жанна вышла на улицу, таща гроб. На пороге сидел мальчик, он очень любил фокусы умершего старика.
- Алонс умер, просил, чтоб на похороны никто не являлся, - заявила мальчику Жанна прямо с порога. Тот испугался и с криком отправился домой рассказывать печальную новость.
Кукла отсчитала шестьсот пятнадцать шагов, всё сошлось, ровно на шестьсот пятнадцатом шагу она уперлась в огромный дуб. Она принялась копать яму. Когда она была готова, она стащила туда гроб, сказала слова любви к умершему, и закопала гроб. Всё это время куклы в дальней комнате дома теперь уже Жанны сидели молча. У них было плохое предчувствие, да и отсутствие Жанны вызывало не самые радужные эмоции. И вот она вернулась, вся в грязи и запутанными волосами.
- Встречайте нового Алонса. Наш любимый создатель умер, и теперь я ваша мать, - со слезами навзрыд сказала Жанна. Все куклы молча встали и почтили его память минутой молчания. Всю ночь куклы вспоминали старика хорошими словами, а он, в тот момент, лежал в гробу с улыбкой, обнажающей его слегка неровные зубы.
К утру у дома собрался весь город. На пороге их встретила девушка, с заплаканным лицом.
- Я троюродная внучка погибшего, - начала она.
Вся толпа зашумела, все шёпотом что–то говорили друг другу. И лишь один мальчик поинтересовался, как умер старик. Жанна сказала, что без мук.
- Девушка, вы очень похожи на одну куклу…
- Да, дедушка очень любил меня и сделал куклу – меня прямо перед моим приездом, - не дала договорить женщине с рыжими волосами Жанна (и правильно сделала). – Приглашаю всех вас на бесплатное представление – прощание с Алонсом, вспомним его добрым словом…
- Скажите, а теперь театр закроют? Вы его продадите? Или…
- Скажите, а зачем тут я? Дедушка велел мне продолжить его дело и я намерена это сделать, - снова оборвала девушка, уж никак не напоминавшую куклу, она была совсем как человек, - ещё глупые вопросы будут?
Толпа молчала.
- Вот и прекрасно. – Она удалилась.
Детям она сразу понравилась. Внучка Алонса казалась им невероятным созданием, то, что хоть как–то связано с Алонсом – волшебником, казалось им чудесным и прекрасным. Вскоре толпа разошлась. Жанна готовилась к настоящей жизни. Скоро её первый спектакль, где она выступит в роли управляющего марионетками, такими же, как и она. Кукла испытала волнение, но переполняло её счастье. Она привязала к своим пальцам товарищей и удивилась, как послушны они. Всё легко и красиво получалось. Марионетки грациозно двигались. Они были довольны выбором Алонса – выбором Жанны их новой «мамы». Внучка Алонса Жанна была готова встретить гостей в воскресенье. Менять график работы театра она не собиралась, пусть всё останется так, как есть сейчас и было раньше. Да и тем более Алонс про изменение театра ничего не говорил. Хотя он сказал, что она должна жить, а так как театр теперь её, она может с ним делать всё, что захочет. Но Жанна не хотела его менять, она только с ним познакомилась, ещё совсем недавно было её первое выступление на этой сцене, и она любила этот театр именно таким. Он привлекал своей загадочностью гостей (конечно, бывший хозяин – волшебник, настоящий – кукла, прям театр абсурда). Театр был не только знаменит своими куклами, но и был тёплым и радушным, как будто это живое доброе существо. Так что решено было ничего не менять. Жизнь сама всё поменяет.
Воскресенье… это значит, что к вечеру придут зрители. Это воскресенье уж точно никто не мог пропустить. Всем было любопытно, кому досталось такое наследство и кто такая эта особа, что она из себя представляет, и вообще умеет ли управлять марионетками. Как и следовало ожидать, ещё за долгое время до начала спектакля начали подходить люди. Но не смотря ни на что, ни на какое количество людей, Жанна не собиралась начинать раньше положенного времени. Она спокойно пила чай и смотрела на толпу из окна. Она была готова к встрече, она не опозорит умершего волшебника и сделает всё так, как надо. И вот двери театра открылись. Туда по парам начали входить жители города. Они садились на свои привычные места и ждали. Занавес открылся, выключился свет… Зрителей встретил голос молодой девушки, все сразу поняли, что это была троюродная внучка прежнего хозяина театра. Голос гласил: «Здравствуйте! Меня зовут Жанна, я новая хозяйка театра и рада вас приветствовать. Я очень люблю своего дедушку и этот вечер посвящаю ему… давайте почтим его минутой молчания». Зал молча встал. Через минуту все сели. Начался спектакль. Все узнали знакомых кукол, они были как всегда великолепны… Все смотрели с открытым ртом… Волна удивления прошла по залу… Все были восхищены. Сразу видно, что это родственница Алонса… Прекрасно они двигались… Не хуже, чем у Алонса. Зрители откинули начальные мысли и усмешки о Жанне и были восхищены этой девушкой. Она знала своё дело. Двигала пальцами, заставляя марионеток двигаться. А в это время… в это время Алонс в своём гробу шевелил пальцами, всё с той же самой улыбкой на лице, обнажающей его слегка неровные зубы. Возможно, это помогало Жанне. Спектакль длился долго - весь вечер. Все наблюдали с удивлением и восторгом.
Спектакль закончился. Зал встал и разнёсся аплодисментами. Потом последовала ещё одна минута молчания в память Алонса. Все были восхищены… Мог бы кто знать, что марионетками управляла кукла…Кукла С Человеческим Лицом.
Свой небольшой театр старик Алонс открывал только по воскресеньям, в остальные дни он был закрыт. Но дети так и толпились вокруг него, они хотели знать тайну марионеток, как будто оживавших, прямо на их глазах. Алонс в ответ ребятам дружелюбно улыбался, говоря, что никакой тайны нет и что марионетки – просто куклы, сделанные хорошей рукой мастера (он имел в виду себя, у него действительно был большой опыт). В одно из воскресений спектакль длился недолго, и вместо главных героев – кукол, в тот день были показаны в основном фокусы, но зритель всё равно был доволен. После этого спектакля, главного (и единственного) волшебника в городе не было видно целых две недели. Все поняли, что он творит новую куклу, только вместо одной недели (как обычно), её изготовление длилось две.
Алонс – волшебник сидел за столом, рисуя новый образ. Он готов сделать самое великое из творений в его жизни… Он выводил линии, которые уже к вечеру соединились в прекрасный образ девушки. Она была высокой, с длинными волосами, большими глазами и губами, не очень длинным носом, как и всё лицо в общем. Одежду для неё автор придумал тоже особенную: у неё было платье, прикрывавшее колени (которые были точно как у человека). Платье было тёмно-фиолетового цвета, с круглыми узорами на верхней части и без узоров на нижней – ниже пояса, который был ярко-фиолетового цвета. Такой одежды для кукол он ещё не делал. Когда дело дошло до пошивки платья, Алонс вышел из своего маленького ничем не приметного дома и направился не на рынок, как обычно, а в магазин. Там он выбрал хорошую ткань подходящего цвета и чёрно-красные гольфы в полоску. Увидев чёрные туфли, не особо привлекающие внимания, но при этом красивые, он достал последние монеты из своего кармана и купил их. Возвращаясь домой, он думал о своём и не обращал внимания ни на детей, здоровавшимися с ним, ни на взрослых, которые то и дело кивали ему головой. Он думал о ней. О его новой кукле. Она будет особенная, он это знал.
Войдя в дом, он положил покупки на стол для шитья и направился в комнату, где лежали бревна для изготовления кукол из различных деревьев. Выбрав нужную породу (нужно заметить, что она была светлого цвета), он взял бревно и внёс его в комнату, предназначенную специально для изготовления кукол. На вырезку куклы была потрачена целая неделя. Автор придал ей человеческие формы, сохранил все пропорции. Глаза, губы, ноги…всё получилось, как на картинке, которую Алонс нарисовал не так давно. После того, как кукла была вырезана, старик начал шить одежду. Следует отметить, что она вышла действительно красивой…всё, как по задумке. Кукла – молодая девушка была готова, одежда и туфли одеты. Осталось дать только имя. Это решение волшебник принимал в течение ночи. Теперь «новорождённую» куклу звали Жанна. Надо было сделать последний штрих – чтобы кукла двигалась, к ней нужно привязать верёвки. Алонс крепко зацепил их и решил проверить марионетку только на спектакле, не делая этого сейчас. Он посадил Жанну на стул рядом с сундуком, в котором находились куклы, сел напротив, и стал любоваться своим творением. Он так и уснул, сидя на стуле.
Это выступление не решился пропустить никто в городе. Явились абсолютно все. Так как город был достаточно маленьким, в театр поместилось всё его население, никому даже не пришлось стоять. Начало задерживалось, некоторые даже почему-то ощущали волнение. И вот занавес открылся, появился лёгкий свет. На сцене появились уже знакомые зрителям куклы. Они танцевали и двигались, как люди. Казалось, что они даже переговаривались. Зрители чувствовали, что скоро появится то, ради чего они пришли. И они были правы. Уже вскоре на сцене появилась незнакомая для них девушка. Люди подумали, что это человек. Но нет, эта девушка была изготовлена Алонсом из бревна за две недели. Она была одета в тёмно-фиолетовое платье, чёрно-красные гольфы и чёрные туфельки. Жанна начала двигаться. Её движения были легки. Всё внимание досталось ей. Спектакль был недолгим и представлял собой обычную историю из жизни. После закрытия занавеса зал взорвался аплодисментами. Алонс вышел на сцену и поклонился зрителям. Куклы стояли за занавесом, не слыша аплодисментов, которые предназначались то ли им, то ли их создателю. А как куклы могут слушать?.. они же КУКЛЫ. Старику в то время как куклы стояли без движений, подарили цветы. Они были прекрасны. Он ещё несколько минут пообщался с благодарными зрителями и закрыл свой театр. Выдохнув, он раскрыл занавес (он всегда держал его раскрытым).
- Ну что, с первым успехом. – Произнёс он, посмотрев на Жанну, – А вы как всегда были послушны. – С улыбкой обратился он к другим куклам.
Он начал снимать кукол с верёвок и укладывать кого в сундук, кого вешать на крючки. Жанна осталась последней куклой, которую надо было поставить на место. Её старик усадил на стул возле сундука.
Ночью раздались шорохи. В комнате возникали какие-то движения. Алонс спал в своей кровати. Даже если бы он и слышал шорохи из дальней комнаты, он всё равно не удивился бы. В комнате кукол засверкали глаза. Кто-то переглядывался. Вдогонку к глазам зашевелились губы. Это были куклы…несомненно это были куклы, ведь в комнате никого и ничего больше не находилось. Сундук раскрылся, наружу показались пара рук. Затем третья, четвёртая, начали появляться головы. Куклы выходили из своего «домика». Жители крючков начали раскачиваться, пока не очутились на полу. Обитатели комнаты дружелюбно о чём-то говорили. Говорили очень тихо. С ними говорила и Жанна, которая была мало знакома марионеткам, но в течение для (и особенно спектакля) куклы с ней подружились. Все поняли, что её Алонс создал не просто для спектаклей (как впрочем, и всех кукол, он относился к ним по-особенному), у неё была ещё никому не известная миссия. Говорить то, о чём разговаривали куклы, не имеет смысла. Это были самые обычные разговоры – обсуждения дня, жители дальней комнаты даже пели. Разговоры в комнате длились до раннего утра. Как только на небе появились розовые облака, говорящие о том, что скоро встанет солнце, куклы разошлись по «домам»: в сундук, на крючки, на стул.
Настало утро – утро понедельника. Алонс вышел из дома по своим делам. Он забрал свою сумку – почтальонку и ушёл. В доме было тихо. Куклы неподвижно находились на своих местах и молчали. Но вдруг…шаги по гостиной. Кто–то пробрался в дом волшебника и бродил там…нет, это были не воры. Это Жанна вышла из дальней комнаты, где обитали куклы. Она ходила по дому и рассматривала интересные безделушки. Всё вокруг казалось ей интересным, она только начала познавать этот мир, и познание началось с дома, где её создали. Жанна не отказалась бы от компании, но её друзья – куклы, почему–то молчали и не двигались, как будто и не было ночного шороха. Так Жанна проходила по дому до обеда, затем вернулась на свое привычное место – стул, и свесила голову вбок. Где–то через час вернулся Алонс. Он зашёл в комнату его марионеток, осмотрел всё и подмигнул Жанне. Кукла повернула голову.
- Не скучно тебе тут было одной? – спросил её хозяин театра.
- Нет, я ходила по дому и любовалась этим местом, - так ответила Жанна.
- Поверь, это не из лучших зданий, ты многого не знаешь и не видела в этой жизни. Да что говорить, ты вообще ничего не знаешь, но всё впереди, Жанна, - с улыбкой сказал старик. Кукла поверила этим словам. Пусть она многого и не знает, но она точно знала, что Алонсу можно верить.
День прошёл спокойно и без новых открытий. Жанна, которая была единственной из кукол, которая могла говорить и двигаться утром, днём, вечером и ночью, провела остаток дня, сидя на стуле, который, кстати, ей очень нравился. И вот наступила ночь… вновь раздались шорохи… куклы оживали. Глаза Жанны заблестели, на лице образовалась милая улыбка. Она была рада, что её собеседники вновь с ней. Первой заговорила кукла в чёрно – розовом костюмчике, напоминавшем торшер.
- Ну здравствуйте, друзья – товарищи! Начинаем разговор? – сказала она, пытаясь подражать Карлсону во втором предложении.
Все дружно поддержали идею криком «да!» , который уже выходил за рамки шёпота.
- Тише вы! Разбудите Алонса! Совсем одурели? – пригрозила всем та самая кукла, которая спровоцировала шум. Её звали Лалочка (из-за её костюма, куклы просто переделали слово лампочка, кстати, это была единственная кукла, которой дали имя куклы, а не Алонс). Все резко замолчали. Только один голос раздался в комнате.
- А чего это вы весь день молчали? – это был удивлённый и радостный одновременно голос не спавшей днём куклы.
- Жанна, мы днём не оживаем, так уж устроены куклы. Ты чего глупые вопросы задаёшь? – с улыбкой ответила ей кукла Ромашка (её платье было в цветок), - разве ты не спала?
- Я? Я спала, спала… но… если мы всё время, корме ночи, спим, то как тогда на спектакле? На спектакле мы же переглядываемся и даже переговариваемся… - соврала и спросила Жанна в одном монологе.
Все хихикнули.
- Так спектакль совсем другое дело! Там хочешь – не хочешь, оживёшь. На спектакле нами управляют, нити, они и рука хозяина заставляют пробудиться! Ты так спрашиваешь, как будто устроена по–другому, - со смехом ответила Лалочка. Остальные куклы тоже засмеялись. Всего, не считая Жанны, в комнате находилось девятнадцать кукол, и все такие разные… но все смеялись в один голос. Это был дружеский смех, поэтому Жанна улыбнулась, затем и сама засмеялась.
- Действительно, чего это я? – смеясь со всеми, задала сама себе риторический вопрос Жанна. – А вы когда–нибудь были за пределами этой комнаты?
- А ты была? – ответил вопросом на вопрос Люци (один из кукол – парней).
Тут Жанна задумалась и не знала, что ей отвечать. Она уже поняла, что она единственная из кукол может не находиться в состоянии «сна» в течение дня. И ответ «да, была» мог её выдать.
- Н-нет, не была, - дрожащим голосом выдала она.
- Хм, я как–то раз был. Ночью я очнулся в какой–то комнате, знаю точно, что это не спальня Алонса, на кухню тоже не смахивало, хотя в темноте…кто его знает! Может, это была гостиная. В общем, побывал я за пределами нашей комнаты, - похвастался Люци.
- И как там, красиво? – Жанна не стала скрывать своё любопытство, ей было интересно, испытал ли Люци тех же чувств, что и она.
- Да так. В темноте ничего интересного я не разглядел. Обычный дом, - равнодушно ответил парень, сделанный из бревна дуба.
Жанне захотелось заступиться за прекрасный дом, который она сегодня исследовала.
- Я уверена, что при свете солнца всё выглядит по–другому, ярко и красочно, как наши костюмы! – выпалила Жанна.
- Ага, особенно, как мой, - захохотал Бродяга Пупс, одетый в старую потертую рубаху. Все захохотали вместе с ним. Жанна, пока все смеялись, вернулась на свой стул и больше в этом ночном разговоре не участвовала. Разговоры продолжились без неё и длились, как обычно до появления розовых облаков.
Эту ночь «живая кукла» не спала. Она смотрела в окно, встретила рассвет, а, услышав, что Алонс уже что–то готовит себе на завтрак, пошла к нему.
- О, Жанна! Здравствуй! Как спалось? – встретил её Алонс, держа в руке кружку горячего чая с лимоном.
- Я не спала.
- Что, ночные споры? – поинтересовался старик.
- Э-э… Вы всё знаете?
- Дорогая моя Жанна, я же вас создал, - улыбаясь, ответил уже сидевший за столом пожилой человек, смотрящий голодным взглядом на свой завтрак – омлет с колбасой. – Хочешь, включи радио и сделай громче, сейчас там будет очень хорошая песня, я хочу, чтобы ты её услышала.
Жанна так и сделала. Она достала рукой до висящего на стене аппарата и включила его. Песня была такая:
Мир как будто надвое расколат
За ветрины голубым стеклом,
Тихо плачет манекен бесполый –
Кукла с человеческим лицом.
Просит одинокими ночами,
Просит он у неба одного –
Чтоб огонь от искры изначальной
Разгорелся в сердце у него.
Чтобы было сладко,
Чтобы было больно,
Чтобы каяться потом…
Вот и плачет манекен бесполый –
Кукла с человеческим, да кукла с человеческим лицом.
Станет он перекоти – поле,
Станет ждать, чтоб жар надежды стих,
Чтоб одну стеклянную неволю
Разменять на тысячу, да разменять на тысячу других.
А пока он тишиною скован
За ветрины голубым стеклом,
Тихо плачет манекен бесполый – кукла с человеческим лицом,
Тихо у-у-у-у… кукла с человеческим лицом,
Тихо у-у-у-у… кукла с человеческим, да кукла с человеческим лицом.
- Ну как тебе песня? Хорошая, не так ли? – спросил, напевая, Алонс.
- Да, песня хорошая. И правдивая, - честно ответила кукла. Ей понравилась эта песня.
- Вот такие песни пишут… Жанна, ты не думай, что если ты кукла, то ты не имеешь никаких прав и не можешь жить. Видишь, ты стоишь передо мною, значит, ты движешься. Ты поддерживаешь диалог, значит, ты умеешь разговаривать. Ты даже выглядишь абсолютно как человек. Честно тебе говорю, зрители, когда тебя увидели, подумали, что ты живая, что ты человек! Мне кажется, они и сейчас так думают, - разговорился Алонс, позабыв о том, что держит в руке вилку, на которой находится кусочек его любимого омлета.
- Гляди, сейчас упадёт с вилки… - заметила Жанна.
Алонс быстро отправил еду в рот и принялся жевать, не отпуская при этом улыбки с лица.
- Нужно быть самим собой! – сказал Алонс, доедая. – Жанна, пойди, почитай, порисуй, займись чем–нибудь в своё удовольствие, а то твои товарищи ещё не скоро очнуться. Пойду посмотрю, всё ли у них там в порядке, а то вдруг нить или ещё что–то отходит. – С этими словами он отправился в дальнюю комнату своего дома. Кстати, следует рассказать о самом Алонсе. Это был пожилой человек, никто точно не знал, сколько ему лет. На взгляд давали пятьдесят - шестьдесят лет, но это было приблизительно. Он был тихим, вполне дружелюбным и вежливым человеком. Молодость его прошла за книгами, фигурки Алонс начал изготавливать, когда ему попала в руки книга о резьбе из дерева. Сначала фигурки, потом и куклы. Никто из жителей города не мог на него пожаловаться, дети его очень любили. Они считали, что Алонс приносит чудо. Вообще он является загадкой для города, а также человеком, о жизни которого почти ничего неизвестно. У него не было семьи, его семьей считались его марионетки. Злые языки города так и обсуждали, кому же завещает свой прекрасный театр старик, когда отойдёт в мир иной. Для этого–то Алонс и сделал кое–что… но не будем забегать вперёд. В общем, он был одинок и добр.
Так прошла неделя. Жанна познавала мир, она уже изучила улицу, правда, с помощью окна, выходить на улицу она побоялась. И вот воскресенье. Театр принимает гостей. В начале представления Алонс показывал фокусы. Они были просто прекрасным волшебством! Казалось, что Алонс всё делает, не используя никакой иллюзии, обмана и всех секретов фокусов. Они сами рождались у него на руках. Все смотрели с восхищением. У старика в руках от взгляда появлялся огонь, из ушей он доставал конфеты странного вкуса, и даже глотал собственный глаз! Такое разве возможно?! А вы приходите в театр к старику Алонсу, и убедитесь во всём сами! Конечно, хозяин театра не мог оставить зрителя без своих прекрасных кукол. Он привязал нити к пальцам, и начал управлять куклами, размерами с людей. Все были в восторге, другого и не ждали. Спектакль был окончен, Алонс потирал руки, говоря: «Как ужаснётся свет, узнав, что обмана нет…». Он улыбнулся от получившейся рифмы и подумал, что мог бы даже и стихи писать. Но в ответ на эту мысль с ухмылкой качнул головой. За ним в этот момент из–за угла наблюдала Жанна. Она прислонилась к стене и начала думать о фразе Алонса. Она всё поняла…
На следующий день произошло неприятное событие для театра. Его хозяин, руководитель и единственный работник заболел. Все представления на следующие две недели были отменены. К Алонсу приходили соседи с пирогами, мёдом и пожеланиями скорейшего выздоровления. Алонс с благодарностью принимал всех желающих (особенно много приходило детей), но он знал, что выздоровления не будет. Жанна весь этот день сидела недвижно в комнате, чтоб не создавать никаких звуков. К вечеру все ушли. Жанна вышла к Алонсу.
- Я ждал этого дня, - сказал больной старик.
- Ты ждал болезни? О чем ты говоришь? – с удивлением спросило творение Алонса.
- Я не болен, я просто умираю…
- Ещё лучше! – перебила Жанна.
- Послушай, пришло время тебе всё рассказать. Как ты поняла, я не просто фокусник или создатель прекрасных кукол. Нет, я настоящий волшебник, за какого и принимают меня дети. Я прожил шестьсот пятнадцать лет, и все эти годы я занимался волшебством. Никто не знает моей тайны – никто даже и не догадывается, что огонь в руке действительно появляется от моей мысли о нём, никто даже и подумать не может, что я действительно глотаю собственный глаз, ведь человек на такое не способен. Человек такого не может, а я могу. Я хочу, чтобы моя тайна ушла со мной в могилу. Ты закопаешь меня в гробу, который находится в кладовке, он уже давно ждёт меня, а место, где я должен быть погребён – шестьсот пятнадцать шагов от моего дома к старому лесу, это получится, что ты закопаешь меня под старым раскидистым дубом. Слушай дальше, ты продолжишь моё дело! Это самое главное! Теперь ты хозяйка моего дома, театра и всего, что в них находится. Представься городу моей троюродной внучкой, и прошу, никому не рассказывай о моей тайне! Я тебя создал, и ты живая кукла, только рука волшебника может такое сотворить. Жанна, но этого никто не должен знать! Ты меня поняла?
- Да, но… - начала Жанна.
- Никаких «но» и вопросов. Я всё объясняю так, как должно быть. Не волнуйся за меня, после своего последнего вздоха я начну особую жизнь под дубом, там уже лежат несколько таких как я, и моя жена – ведьма. Обещаю приходить к тебе во снах. Прощай. – Он закрыл глаза и заснул вечным сном, не дождавшись ответа.
Жанна пошла в кладовку, достала оттуда гроб и поместила туда Алонса. Была уже звёздная ночь, в небе засияла полная луна. Жанна вышла на улицу, таща гроб. На пороге сидел мальчик, он очень любил фокусы умершего старика.
- Алонс умер, просил, чтоб на похороны никто не являлся, - заявила мальчику Жанна прямо с порога. Тот испугался и с криком отправился домой рассказывать печальную новость.
Кукла отсчитала шестьсот пятнадцать шагов, всё сошлось, ровно на шестьсот пятнадцатом шагу она уперлась в огромный дуб. Она принялась копать яму. Когда она была готова, она стащила туда гроб, сказала слова любви к умершему, и закопала гроб. Всё это время куклы в дальней комнате дома теперь уже Жанны сидели молча. У них было плохое предчувствие, да и отсутствие Жанны вызывало не самые радужные эмоции. И вот она вернулась, вся в грязи и запутанными волосами.
- Встречайте нового Алонса. Наш любимый создатель умер, и теперь я ваша мать, - со слезами навзрыд сказала Жанна. Все куклы молча встали и почтили его память минутой молчания. Всю ночь куклы вспоминали старика хорошими словами, а он, в тот момент, лежал в гробу с улыбкой, обнажающей его слегка неровные зубы.
К утру у дома собрался весь город. На пороге их встретила девушка, с заплаканным лицом.
- Я троюродная внучка погибшего, - начала она.
Вся толпа зашумела, все шёпотом что–то говорили друг другу. И лишь один мальчик поинтересовался, как умер старик. Жанна сказала, что без мук.
- Девушка, вы очень похожи на одну куклу…
- Да, дедушка очень любил меня и сделал куклу – меня прямо перед моим приездом, - не дала договорить женщине с рыжими волосами Жанна (и правильно сделала). – Приглашаю всех вас на бесплатное представление – прощание с Алонсом, вспомним его добрым словом…
- Скажите, а теперь театр закроют? Вы его продадите? Или…
- Скажите, а зачем тут я? Дедушка велел мне продолжить его дело и я намерена это сделать, - снова оборвала девушка, уж никак не напоминавшую куклу, она была совсем как человек, - ещё глупые вопросы будут?
Толпа молчала.
- Вот и прекрасно. – Она удалилась.
Детям она сразу понравилась. Внучка Алонса казалась им невероятным созданием, то, что хоть как–то связано с Алонсом – волшебником, казалось им чудесным и прекрасным. Вскоре толпа разошлась. Жанна готовилась к настоящей жизни. Скоро её первый спектакль, где она выступит в роли управляющего марионетками, такими же, как и она. Кукла испытала волнение, но переполняло её счастье. Она привязала к своим пальцам товарищей и удивилась, как послушны они. Всё легко и красиво получалось. Марионетки грациозно двигались. Они были довольны выбором Алонса – выбором Жанны их новой «мамы». Внучка Алонса Жанна была готова встретить гостей в воскресенье. Менять график работы театра она не собиралась, пусть всё останется так, как есть сейчас и было раньше. Да и тем более Алонс про изменение театра ничего не говорил. Хотя он сказал, что она должна жить, а так как театр теперь её, она может с ним делать всё, что захочет. Но Жанна не хотела его менять, она только с ним познакомилась, ещё совсем недавно было её первое выступление на этой сцене, и она любила этот театр именно таким. Он привлекал своей загадочностью гостей (конечно, бывший хозяин – волшебник, настоящий – кукла, прям театр абсурда). Театр был не только знаменит своими куклами, но и был тёплым и радушным, как будто это живое доброе существо. Так что решено было ничего не менять. Жизнь сама всё поменяет.
Воскресенье… это значит, что к вечеру придут зрители. Это воскресенье уж точно никто не мог пропустить. Всем было любопытно, кому досталось такое наследство и кто такая эта особа, что она из себя представляет, и вообще умеет ли управлять марионетками. Как и следовало ожидать, ещё за долгое время до начала спектакля начали подходить люди. Но не смотря ни на что, ни на какое количество людей, Жанна не собиралась начинать раньше положенного времени. Она спокойно пила чай и смотрела на толпу из окна. Она была готова к встрече, она не опозорит умершего волшебника и сделает всё так, как надо. И вот двери театра открылись. Туда по парам начали входить жители города. Они садились на свои привычные места и ждали. Занавес открылся, выключился свет… Зрителей встретил голос молодой девушки, все сразу поняли, что это была троюродная внучка прежнего хозяина театра. Голос гласил: «Здравствуйте! Меня зовут Жанна, я новая хозяйка театра и рада вас приветствовать. Я очень люблю своего дедушку и этот вечер посвящаю ему… давайте почтим его минутой молчания». Зал молча встал. Через минуту все сели. Начался спектакль. Все узнали знакомых кукол, они были как всегда великолепны… Все смотрели с открытым ртом… Волна удивления прошла по залу… Все были восхищены. Сразу видно, что это родственница Алонса… Прекрасно они двигались… Не хуже, чем у Алонса. Зрители откинули начальные мысли и усмешки о Жанне и были восхищены этой девушкой. Она знала своё дело. Двигала пальцами, заставляя марионеток двигаться. А в это время… в это время Алонс в своём гробу шевелил пальцами, всё с той же самой улыбкой на лице, обнажающей его слегка неровные зубы. Возможно, это помогало Жанне. Спектакль длился долго - весь вечер. Все наблюдали с удивлением и восторгом.
Спектакль закончился. Зал встал и разнёсся аплодисментами. Потом последовала ещё одна минута молчания в память Алонса. Все были восхищены… Мог бы кто знать, что марионетками управляла кукла…Кукла С Человеческим Лицом.
Светличная Ксения, 14 лет, Краснодар
Рейтинг: 0
Комментарии ВКонтакте
Комментарии
Добавить сообщение
Связаться с фондом
Вход
Помощь проекту
Сделать пожертвование через систeму элeктронных пeрeводов Яndex Деньги на кошeлёк: 41001771973652 |