Слово о писателе
«Русский национальный поэт во всем
пространстве этого слова».
В. Г.Белинский
Н. В. Гоголь. Это имя дорого каждому, кто ценит настоящее творчество. С полной уверенностью можно сказать: он - художник слова. Завораживают описания природы, созданные им. Удивительно точны, эмоциональны, выразительны высказывания Гоголя о человеке. Талант писателя был способен на великие творения: «Мертвые души», «Ревизор», «Шинель». Эти произведения Н. В. Гоголя - образцы мировой литературы. Он был основоположником реализма и натурализма, им был сделан переворот в нашей современной литературе.
В течение двух десятилетий творчество Н. В. Гоголя знало высокие подъемы духа, светлую радость от создания необходимости своего художнического дела и ... горестное, трагическое сомнение в нем. И в течение этих двух столетий его произведения не утратили свою актуальность.
«Если захотите рассмотреть человека и узнать его душу, то вникайте не в то, как он молчит, или как он говорит, или как плачет... а высмотрите лучше его, когда он смеется. Хорошо смеется человек - значит хороший человек», - говорит Ф. М. Достоевский в романе «Подросток». Как будто эти слова сказаны о Н. В. Гоголе. Н. В. Гоголь очень любил посмеяться, он обладал великим даром иронии. Прекрасные страницы гоголевских произведений веселы, ярки, задорны.
Писатель знал о могучей силе смеха и сумел воплотить ее.
По-моему, смех Гоголя очищает героев, помогает бороться с нечистой силой, возвышает над смертью.
Сам классик считал, что искусство способно пересоздать жизнь, согласно христианскому идеалу. Автор совмещал эту высокую цель со смехом, с даром иронии, насмешки над человеком, над его несовершенством. Писатель видит один путь - это путь любви. В записных книжках Гоголя читаем о русском народе: «В нем света мало, но теплоты много».
Вновь и вновь перечитывая бессмертную комедию, не перестанешь удивляться мастерству ее автора. Несмотря на то, что со времени ее написания прошло полтора века, пьеса не стареет, и каждое новое поколение открывает в ней новые глубины и возможности нового прочтения и переосмысления ее идей и образов.
Что же так привлекает читателей? В чем вечная новизна «Ревизора»? Ответы на эти вопросы приходят к нам не сразу. Что же нас привлекает в этой пьесе? Ее острый обличительный юмор, ее динамика, ее социальное звучание. Тема «Ревизора», по-моему, отнюдь не нова: многие пьесы той эпохи бичевали пороки и язвы тогдашнего общества. Может быть, все дело в сюжете? Пожалуй, нет: он не настолько оригинален. Я думаю, необычайная живучесть и популярность гоголевского шедевра заключается в глубине типизации действительности. В своей комедии Гоголь создал предельно обобщенные типы. Его персонажи, кроме присущих им традиционных комедийных черт, обладают неким неизменным ядром, той сутью, которая не зависит от конкретной обстановки сценического действия. Фактически над ними не властно и само время. Изменился ли в своих существенных чертах тип взяточника, подхалима, самодура - начальника, тупого исполнителя? Едва ли! Стоит лишь пристально вглядеться в негативные явления окружающей жизни, и мы с уверенностью скажем: вот же они, персонажи «Ревизора».
Нет равных «философствующим» персонажам Гоголя! Безусловно, автор
осуждает эту самоуверенность, это некритическое отношение к себе, убежденность в превосходстве над другими, мелкое и крупное чванство, большую и малую подлость, но все же создается впечатление, что и в самых несимпатичных своих созданиях он прозревает душу живую, пусть задавленную пороками, но все же не окончательно погибшую. Гоголь как будто обращается к нам с такими словами: «Смотрите! Ведь создания моей фантазии - не столько злодеи, сколько уроды, и это уродство, иногда смешное, а порой ужасное - вполне исправимо! Смейтесь над ними, но помните: то над чем вы смеетесь, - это часть вашей жизни, часть вас самих!» быть может, в этом и заключается секрет великого Гоголя: обладая могучим талантом художника, тонким умом философа и психолога, безупречно владея опаснейшим оружием сатиры, он не отстраняется от своих созданий.
Гоголь всю свою жизнь посвятил служению искусству. Служение искусству
становилось для него высоким и строгим нравственным долгом, требования которого он старался исполнять свято. Писатель выделился исключительной оригинальностью и самобытностью. Но на протяжении всей своей жизни Гоголь чувствовал себя одиноким. Ему казалось, что современники плохо его понимают. И хотя при жизни его высоко ценил Белинский и другие русские критики, этими оценками он не был удовлетворен: они не касались глубины его души, творчества. В Гоголе все видели писателя - сатирика, обличителя пороков современного общественного строя. Но скрытые духовные корни современники были склонны не замечать. Религиозную глубину гоголевского реализма Белинский не чувствовал никогда, поэтому он так и отнесся к «Выбранным местам...» Гоголя. Написанный до этого «Ревизор» имел необычайное действие: ничего подобного не видела русская сцена, все приняли его так восторженно, поэтому «Выбранные места...» приняли как измену Гоголя своему направлению.
Проблемы, поднятые Гоголем в его произведениях также актуальны и в наши
дни, как и в XIX веке, и заставляют задуматься над их решением. Секрет этой актуальности, по-моему, в том, что Гоголь писал о самой, о настоящей России. Он умел показать все пороки тогдашней Руси. После этого прошло столько времени, поменялись нравы и обычаи.
Еще одна причина актуальности Гоголя в том, что он писал про простой народ,
про их жизнь, чувства, нужды. А ведь большинство людей страны составляют «маленькие» люди. Гоголь умел так хорошо понимать и описывать характеры людей, их чувства. В этом он схож с Менделеевым, потому что подобно менделеевской таблице химических элементов Гоголь создает таблицу человеческих характеров и образов. И никто в этом направлении не сделал больше, чем он. «Творения чисто русского, национального, выхваченного из тайника народной жизни, дышащего страстною, нервистою, кровною любовью к плодовитому зерну русской жизни...» - писал В. Г. Белинский. И к тому же ни один из его героев не повторяет друг друга. И, по-моему, актуальность Гоголя не только в его произведениях. Ведь читатель полюбил его самого. Он сам близок народу. Гоголь первый прямо и смело смог взглянуть на русскую действительность и его бесконечную иронию. Он рассказал всю правду про жизнь чиновников, помещиков, про их «грешки». И. С. Тургенев писал про это: «Для нас он больше, чем писатель: он раскрыл нам нас самих». Ведь и сам Н. В. Гоголь о свойствах своего таланта сам говорил: «У меня только то и выходило хорошо, что взято было мной из действительности, из данных, мне известных»... «Воображение мое до сих пор не одарило меня ни одним замечательным характером и не создало ни одной такой вещи, которую где-нибудь не подметил мой взгляд в натуре». Значит, он наблюдал, видел и понимал людей, видел как им трудно, хотя сам и не чувствовал этой нищеты. Он в самом скромном человеческом существовании мог открыть поразительно внутреннюю жизнь. У писателя было такое любящее отношение к народу, любовь к родине - и это выражалось в каждом его произведении. Н. В. Гоголь умел сочувствовать человеческому страданию. Он находил для их выражения возвышенный поэтический язык, глубокий юмор и потрясающие картины. Белинский писал про повести Гоголя, что для него характерны «простота вымысла, народность, совершенная истина жизни, оригинальность...». Гоголь писал простым, понятным языком, и поэтому было легко понять и полюбить его. Ведь каждому близко то, с чем он знаком. Из-за этого он очень быстро вырос в глазах своего ближайшего круга.
Конечно, современной молодежи трудновато понять некоторые философские
повести писателя, но если вникнуть в суть, то видишь, что в каждой строчке раскрывается одна философская мысль.
В конце жизни Н. В. Гоголь уезжает за границу, остается один в это время он
обращается к религии. В это время он впал в крайнее самомнение: с одной стороны, его настроение становилось возвышенным идеализмом, а с другой, возникала возможность тех глубоких ошибок, которые были отмечены в последние годы жизни.
А для меня Н. В. Гоголь актуален еще тем, что он имел такую грандиозную черту
характера как прямота. Для него была, по-моему, «лучше горькая правда, чем сладкая ложь». В «Ревизоре» есть такие строки: «Чему смеетесь? над собой смеетесь!.. » Ведь Гоголь писал и заставлял людей смеяться над самим собой, умел показывать их пороки. Он писал то, о чем думал. Как говорил сам Гоголь, «поэзия есть чистая исповедь души». Он смеялся над чиновниками, над Россией, но он смеялся любя. В каждой строчке чувствуется любовь к Родине. Черта, которая вызывает уважение к писателю та, что поэта волновало стремление, желание послужить обществу чем-то высоким и благотворным. Значит, Гоголь думал не только о себе, а старался ради своей страны, ради народа. Он всегда чувствовал любовь к ближнему.
Каждый гений неповторим в богатстве и разнообразии своего внутреннего мира.
Но в главном - в любви к своей Родине, к своему народу - все классики едины.
Вспомним отрывок лирического отступления из поэмы «Мертвые души»:
«Русь! Русь! вижу тебя, из моего прекрасного далека тебя вижу... Открыто-
пустынно и ровно все в тебе; как точка, как значки, неприметно торчат среди равнин твои города; ничто не обольстит и не очарует взора. Но какая же непостижимая тайная сила влечет к тебе? »
Талант Гоголя - это то, что он в одном своем произведении мог изобразить и
тему «маленького» человека, и тему искусства, и разлад между действительностью и идеалом.
Ведь годы наплывают на нас, и мы уходим в них, оставляя за собой дела и книги. А Гоголь после себя оставил очень многое. Гоголь - великий талант, гениальный поэт и первый писатель современной России. И он заслуживает того, чтобы его имя ставили рядом с Пушкиным.
пространстве этого слова».
В. Г.Белинский
Н. В. Гоголь. Это имя дорого каждому, кто ценит настоящее творчество. С полной уверенностью можно сказать: он - художник слова. Завораживают описания природы, созданные им. Удивительно точны, эмоциональны, выразительны высказывания Гоголя о человеке. Талант писателя был способен на великие творения: «Мертвые души», «Ревизор», «Шинель». Эти произведения Н. В. Гоголя - образцы мировой литературы. Он был основоположником реализма и натурализма, им был сделан переворот в нашей современной литературе.
В течение двух десятилетий творчество Н. В. Гоголя знало высокие подъемы духа, светлую радость от создания необходимости своего художнического дела и ... горестное, трагическое сомнение в нем. И в течение этих двух столетий его произведения не утратили свою актуальность.
«Если захотите рассмотреть человека и узнать его душу, то вникайте не в то, как он молчит, или как он говорит, или как плачет... а высмотрите лучше его, когда он смеется. Хорошо смеется человек - значит хороший человек», - говорит Ф. М. Достоевский в романе «Подросток». Как будто эти слова сказаны о Н. В. Гоголе. Н. В. Гоголь очень любил посмеяться, он обладал великим даром иронии. Прекрасные страницы гоголевских произведений веселы, ярки, задорны.
Писатель знал о могучей силе смеха и сумел воплотить ее.
По-моему, смех Гоголя очищает героев, помогает бороться с нечистой силой, возвышает над смертью.
Сам классик считал, что искусство способно пересоздать жизнь, согласно христианскому идеалу. Автор совмещал эту высокую цель со смехом, с даром иронии, насмешки над человеком, над его несовершенством. Писатель видит один путь - это путь любви. В записных книжках Гоголя читаем о русском народе: «В нем света мало, но теплоты много».
Вновь и вновь перечитывая бессмертную комедию, не перестанешь удивляться мастерству ее автора. Несмотря на то, что со времени ее написания прошло полтора века, пьеса не стареет, и каждое новое поколение открывает в ней новые глубины и возможности нового прочтения и переосмысления ее идей и образов.
Что же так привлекает читателей? В чем вечная новизна «Ревизора»? Ответы на эти вопросы приходят к нам не сразу. Что же нас привлекает в этой пьесе? Ее острый обличительный юмор, ее динамика, ее социальное звучание. Тема «Ревизора», по-моему, отнюдь не нова: многие пьесы той эпохи бичевали пороки и язвы тогдашнего общества. Может быть, все дело в сюжете? Пожалуй, нет: он не настолько оригинален. Я думаю, необычайная живучесть и популярность гоголевского шедевра заключается в глубине типизации действительности. В своей комедии Гоголь создал предельно обобщенные типы. Его персонажи, кроме присущих им традиционных комедийных черт, обладают неким неизменным ядром, той сутью, которая не зависит от конкретной обстановки сценического действия. Фактически над ними не властно и само время. Изменился ли в своих существенных чертах тип взяточника, подхалима, самодура - начальника, тупого исполнителя? Едва ли! Стоит лишь пристально вглядеться в негативные явления окружающей жизни, и мы с уверенностью скажем: вот же они, персонажи «Ревизора».
Нет равных «философствующим» персонажам Гоголя! Безусловно, автор
осуждает эту самоуверенность, это некритическое отношение к себе, убежденность в превосходстве над другими, мелкое и крупное чванство, большую и малую подлость, но все же создается впечатление, что и в самых несимпатичных своих созданиях он прозревает душу живую, пусть задавленную пороками, но все же не окончательно погибшую. Гоголь как будто обращается к нам с такими словами: «Смотрите! Ведь создания моей фантазии - не столько злодеи, сколько уроды, и это уродство, иногда смешное, а порой ужасное - вполне исправимо! Смейтесь над ними, но помните: то над чем вы смеетесь, - это часть вашей жизни, часть вас самих!» быть может, в этом и заключается секрет великого Гоголя: обладая могучим талантом художника, тонким умом философа и психолога, безупречно владея опаснейшим оружием сатиры, он не отстраняется от своих созданий.
Гоголь всю свою жизнь посвятил служению искусству. Служение искусству
становилось для него высоким и строгим нравственным долгом, требования которого он старался исполнять свято. Писатель выделился исключительной оригинальностью и самобытностью. Но на протяжении всей своей жизни Гоголь чувствовал себя одиноким. Ему казалось, что современники плохо его понимают. И хотя при жизни его высоко ценил Белинский и другие русские критики, этими оценками он не был удовлетворен: они не касались глубины его души, творчества. В Гоголе все видели писателя - сатирика, обличителя пороков современного общественного строя. Но скрытые духовные корни современники были склонны не замечать. Религиозную глубину гоголевского реализма Белинский не чувствовал никогда, поэтому он так и отнесся к «Выбранным местам...» Гоголя. Написанный до этого «Ревизор» имел необычайное действие: ничего подобного не видела русская сцена, все приняли его так восторженно, поэтому «Выбранные места...» приняли как измену Гоголя своему направлению.
Проблемы, поднятые Гоголем в его произведениях также актуальны и в наши
дни, как и в XIX веке, и заставляют задуматься над их решением. Секрет этой актуальности, по-моему, в том, что Гоголь писал о самой, о настоящей России. Он умел показать все пороки тогдашней Руси. После этого прошло столько времени, поменялись нравы и обычаи.
Еще одна причина актуальности Гоголя в том, что он писал про простой народ,
про их жизнь, чувства, нужды. А ведь большинство людей страны составляют «маленькие» люди. Гоголь умел так хорошо понимать и описывать характеры людей, их чувства. В этом он схож с Менделеевым, потому что подобно менделеевской таблице химических элементов Гоголь создает таблицу человеческих характеров и образов. И никто в этом направлении не сделал больше, чем он. «Творения чисто русского, национального, выхваченного из тайника народной жизни, дышащего страстною, нервистою, кровною любовью к плодовитому зерну русской жизни...» - писал В. Г. Белинский. И к тому же ни один из его героев не повторяет друг друга. И, по-моему, актуальность Гоголя не только в его произведениях. Ведь читатель полюбил его самого. Он сам близок народу. Гоголь первый прямо и смело смог взглянуть на русскую действительность и его бесконечную иронию. Он рассказал всю правду про жизнь чиновников, помещиков, про их «грешки». И. С. Тургенев писал про это: «Для нас он больше, чем писатель: он раскрыл нам нас самих». Ведь и сам Н. В. Гоголь о свойствах своего таланта сам говорил: «У меня только то и выходило хорошо, что взято было мной из действительности, из данных, мне известных»... «Воображение мое до сих пор не одарило меня ни одним замечательным характером и не создало ни одной такой вещи, которую где-нибудь не подметил мой взгляд в натуре». Значит, он наблюдал, видел и понимал людей, видел как им трудно, хотя сам и не чувствовал этой нищеты. Он в самом скромном человеческом существовании мог открыть поразительно внутреннюю жизнь. У писателя было такое любящее отношение к народу, любовь к родине - и это выражалось в каждом его произведении. Н. В. Гоголь умел сочувствовать человеческому страданию. Он находил для их выражения возвышенный поэтический язык, глубокий юмор и потрясающие картины. Белинский писал про повести Гоголя, что для него характерны «простота вымысла, народность, совершенная истина жизни, оригинальность...». Гоголь писал простым, понятным языком, и поэтому было легко понять и полюбить его. Ведь каждому близко то, с чем он знаком. Из-за этого он очень быстро вырос в глазах своего ближайшего круга.
Конечно, современной молодежи трудновато понять некоторые философские
повести писателя, но если вникнуть в суть, то видишь, что в каждой строчке раскрывается одна философская мысль.
В конце жизни Н. В. Гоголь уезжает за границу, остается один в это время он
обращается к религии. В это время он впал в крайнее самомнение: с одной стороны, его настроение становилось возвышенным идеализмом, а с другой, возникала возможность тех глубоких ошибок, которые были отмечены в последние годы жизни.
А для меня Н. В. Гоголь актуален еще тем, что он имел такую грандиозную черту
характера как прямота. Для него была, по-моему, «лучше горькая правда, чем сладкая ложь». В «Ревизоре» есть такие строки: «Чему смеетесь? над собой смеетесь!.. » Ведь Гоголь писал и заставлял людей смеяться над самим собой, умел показывать их пороки. Он писал то, о чем думал. Как говорил сам Гоголь, «поэзия есть чистая исповедь души». Он смеялся над чиновниками, над Россией, но он смеялся любя. В каждой строчке чувствуется любовь к Родине. Черта, которая вызывает уважение к писателю та, что поэта волновало стремление, желание послужить обществу чем-то высоким и благотворным. Значит, Гоголь думал не только о себе, а старался ради своей страны, ради народа. Он всегда чувствовал любовь к ближнему.
Каждый гений неповторим в богатстве и разнообразии своего внутреннего мира.
Но в главном - в любви к своей Родине, к своему народу - все классики едины.
Вспомним отрывок лирического отступления из поэмы «Мертвые души»:
«Русь! Русь! вижу тебя, из моего прекрасного далека тебя вижу... Открыто-
пустынно и ровно все в тебе; как точка, как значки, неприметно торчат среди равнин твои города; ничто не обольстит и не очарует взора. Но какая же непостижимая тайная сила влечет к тебе? »
Талант Гоголя - это то, что он в одном своем произведении мог изобразить и
тему «маленького» человека, и тему искусства, и разлад между действительностью и идеалом.
Ведь годы наплывают на нас, и мы уходим в них, оставляя за собой дела и книги. А Гоголь после себя оставил очень многое. Гоголь - великий талант, гениальный поэт и первый писатель современной России. И он заслуживает того, чтобы его имя ставили рядом с Пушкиным.
Исхакова Назлыгуль, 17 лет, с. Старые Какерли
Рейтинг: 5
Комментарии ВКонтакте
Комментарии
Добавить сообщение
Князь Щ.
Все так же чую казеное сочинение по литературе. ХХ
Все так же чую казеное сочинение по литературе. ХХ
Связаться с фондом
Вход
Помощь проекту
Сделать пожертвование через систeму элeктронных пeрeводов Яndex Деньги на кошeлёк: 41001771973652 |