Гоголь – царь русского смеха
«Русский национальный поэт во всем
пространстве этого слова».
В. Г. Белинский
Н. В. Гоголь. Это имя дорого каждому, кто ценит настоящее творчество. С полной уверенностью можно сказать: он – художник слова. Завораживают описания природы, созданные им. Удивительно точны, эмоциональны, выразительны высказывания Гоголя о человеке. Талант писателя был способен на великие творения: «Мертвые души», «Ревизор», «Шинель» - эти произведения Н. В. Гоголя – образцы мировой литературы. Он был основоположником реализма и натурализма, им был сделан переворот в нашей современной литературе.
В течение двух десятилетий творчество Н. В. Гоголя знало высокие подъемы духа, светлую радость от создания необходимости своего художнического дела и … горестное, трагическое сомнение в нем. И в течении этих двух столетий Гоголь и его произведения не утратили свою актуальность.
«Если захотите рассмотреть человека и узнать его душу, то вникайте не в то, как он молчит, или как он говорит, или как плачет… а высмотрите лучше его, когда он смеется. Хорошо смеется человек – значит хороший человек», - говорит Ф. М. Достоевский в романе «Подросток». Н. В. Гоголь очень любил посмеяться, он обладал великим даром иронии. Прекрасные страницы гоголевских произведений веселы, ярки, задорны.
Писатель знал о могучей силе смеха и сумел воплотить ее.
По-моему, смех Гоголя очищает героев, помогает бороться с нечистой силой, возвышает над смертью.
Сам классик считал, что искусство способно пересоздать жизнь, согласно христианскому идеалу. Автор совмещал эту высокую цель со смехом, с даром иронии, насмешки над человеком, над его несовершенством. Писатель видит один путь – это путь любви. В записных книжках Гоголя читаем о русском народе: «В нем света мало, но теплоты много».
Вновь и вновь перечитывая бессмертную комедию, не перестанешь удивляться мастерству ее автора. Несмотря на то, что со времени ее написания прошло полтора века, пьеса не стареет, и каждое новое поколение открывает в ней новые глубины и возможности нового прочтения и переосмысления ее идей и образов.
Что же так привлекает читателей? В чем вечная новизна «Ревизора»? Ответы на эти вопросы приходят к нам не сразу. Что же нас привлекает в этой пьесе? Ее острый обличительный юмор, ее динамика, ее социальное звучание. Тема «Ревизора», по-моему, отнюдь не нова: многие пьесы той эпохи бичевали пороки и язвы тогдашнего общества. Может быть, все дело в сюжете? Пожалуй, нет: он не настолько оригинален. Я думаю, необычайная живучесть и популярность гоголевского шедевра заключается в глубине типизации действительности. В своей комедии Гоголь создал предельно обобщенные типы. Его персонажи, кроме присущих им традиционных комедийных черт, обладают неким неизменным ядром, той сутью, которая не зависит от конкретной обстановки сценического действия. Фактически над ними не властно и само время. Изменился ли в своих существенных чертах тип взяточника, подхалима, самодура – начальника, тупого исполнителя? Едва ли! Стоит лишь пристально вглядеться в негативные явления окружающей жизни, и мы с уверенностью скажем: вот же они, персонажи «Ревизора».
Нет равных «философствующим» персонажам Гоголя! Безусловно, автор осуждает эту самоуверенность, это некритическое отношение к себе, убежденность в превосходстве над другими, мелкое и крупное чванство, большую и малую подлость, но все же создается впечатление, что и в самых несимпатичных своих созданиях он прозревает душу живую, пусть задавленную пороками, но все же не окончательно погибшую. Гоголь как будто обращается к нам с такими словами: «Смотрите! Ведь создания моей фантазии – не столько злодеи, сколько уроды, и это уродство, иногда смешное, а порой ужасное – вполне исправимо! Смейтесь над ними, но помните: то над чем вы смеетесь, - это часть вашей жизни, часть вас самих!» быть может, в этом и заключается секрет великого Гоголя: обладая могучим талантом художника, тонким умом философа и психолога, безупречно владея опаснейшим оружием сатиры, он не отстраняется от своих созданий.
Столь же важный шаг вперед со стороны таланта Гоголя видим мы и в том, что в «Мертвых душах» он совершенно отрешился от малороссийского элемента и стал русским национальным поэтом во всем пространстве этого слова. При каждом слове его поэмы читатель может говорить:
Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!
Этот русский дух ощущается и в юморе, и в иронии, и в выражении автора, и в размашистой силе чувств, и в лиризме отступлений, и в пафосе всей поэмы, и в характерах действующих лиц, от Чичикова до Селифана и «подлеца чубарого» включительно, - в Петрушке, носившем с собой свой особенный воздух, и в будочнике, который при фонарном свете, впросонках, казнил на ногте зверя и снова заснул.
Одной из особенностей таланта Гоголя является та «страсть узнать все», то «желание познать человека», которые заставляют его искать людей всех сословий и подмечать «что-нибудь интересное» и еще смешное. В его произведениях всегда можно встретить что-то комическое, смешное, ироническое. Это видно даже в описаниях героев. Например, преобладающий оттенок в описании героя – тема сахара и сладости, который превращается в назойливый мотив, сопутствующий Манилову почти неотступно. Преследуя приторно «сладкими» сравнениями улыбку Манилова, его голос, фразы, автор добивается того, что у читателя появляется чувство, близкое и физическому отвращению.
Ведь в начале мы вспоминали, что «хорошо смеется человек – хороший человек». А приятнейшая маниловская «улыбка для всех» – это признак глубокого равнодушия ко всему окружающему. Такие люди лишены способности испытывать гнев, скорбь, глубокую человеческую радость. А Гоголь для того, чтобы достичь комической окраски использует в своих произведениях много лирических отступлений и т.п. Для достижения чего-то комического ему помогают даже мимики, жесты, движения, одежда и позы. Именно с их помощью писатель усиливает комическую окраску образов, раскрывая через индивидуальные черты героя его подлинную социальную сущность.
Во всех произведениях Гоголя присутствует смех. Он везде. Он всегда. Он везде подстерегает героев произведения.
Н. В. Гоголь – совершенно уникальный писатель, не похожий на других мастеров слова. Для нас он уникален тем, что в его произведениях очень много поразительного и удивительного: смешное переплетается с трагическим, фантастическое с реальным.
М. Бахтин в работе «Рабле и Гоголь» писал, что основа комического у Гоголя – это карнавальность, когда все надевают маски, проявляют непривычные свойства, меняются местами, все перемешивается. Ведь и в действительности это все удивительно! Как он только не использовал это оружие – смех!
Еще привлекает особое внимание то, что сатира Гоголя – это философская сатира. И здесь, в этом умении отстоять свое «Я», каким бы то ни было ничтожным и уродливым, нет равных «философствующим» персонажам Гоголя! Ведь по этим персонажам Гоголь как будто обращается к нам с такими словами: «Смотрите! Ведь создания моей фантазии – не столько злодеи, сколько уроды, и это уродство, иногда смешное, а порой ужасное – вполне исправимо! Смейтесь над ними, но помните: то, над чем вы смеетесь, – это часть вашей жизни, часть вас самих! » Быть может в этом и заключается секрет великого Гоголя: обладая могучим талантом художника, тонким умом философа и психолога, безупречно владея опаснейшим оружием сатиры, он не отстраняется от своих созданий, не делает из них марионеток, во всем послушных малейшему движению его творческой фантазии. Сатира не увлекала Гоголя ни на путь окарикатуривания действительности, ни к беспочвенным мечтам о царстве Идеала, где разрешаются все противоречия, без которых немыслима никакая жизнь.
Смех Гоголя – это дар, данный ему богом, который он использовал очень искусно.
В творчестве писателя «комическое одушевление» служит средством отображения действительности. По мнению В. Г. Белинского, Гоголь как бы прикидывается простачком, однако одновременно остается и самим собой, что и создает особую манеру изложения текста. «Сначала смешно, потом грустно»,- продолжал критик.
Как же совместить эту высокую цель со смехом, с его даром иронии, насмешки над человеком, над его несовершенством? Писатель видит один путь – это путь любви. В записных книжках Гоголя читаем о русском народе: «В нем света мало, но теплоты много».
В одном из писем к Жуковскому Гоголь признается, что его смех «вначале был добродушен», но, слыша, что «целиком сословия и классы общества» сердятся на него, Гоголь, наконец, задумался: «Если сила смеха так велика, что ее боятся, стало быть, ее не следует тратить по-пустому». Тут же Гоголь поясняет происхождение «Ревизора»: «Я решился собрать все дурное, какое только я знал, и за одним разом над всем посмеяться».
А как же сам Гоголь понимает понятие смеха?
Он говорит: «Нет, смех значительней глубже, чем думают. Не тот смех, который порождается временной раздражительностью, желчным, болезненным расположением характера; не тот также легкий смех, служащий для праздного развлечения и забавы людей, – но тот смех, который весь излетает из светлой природы человека…
Нет, несправедливы те, которые говорят, будто возмущает смех. Возмущает только то, что мрачно, а смех светел. Многое бы возмутило человека… но озаренное силой смеха, несет оно уже примиренье в душу… Но не слышат могучей силы такого смеха…»
Гоголь услышал эту могучую силу смеха и сумел воплотить ее.
Питая ненавистью грудь,
Уста вооружив сатирой,
Проходит он тернистый путь
С своей карающею лирой.
Так писал Некрасов о великолепном писателе. И эти строки подходят ко всему творчеству и ко всей жизни Н. В. Гоголя. Ведь в этих строках, по-моему, дано точное определение сатиры Гоголя. Ведь сатира Гоголя – это не добрый смех, иногда «сквозь невидимые миру слезы», потому что (а так считал сам Гоголь) именно сатирическое осмеяние отрицательного в нашей жизни, может служить стимулом к его исправлению. Зная о трудном, суровом поприще писателя – сатирика, Гоголь все же не отрекся от этой, чтобы не доставать их оттуда никогда. Он был истинным сыном своей родины.
«Гоголь – царь смеха». Смех – это оружие в руках «царя». Гоголь – царь этого оружия, потому что он очень искусно управляет этим оружием, направляет его и очень метко «стреляет». Гоголь может сделать и больно и смешно в одно мгновение. С помощью этого оружия писатель всю жизнь боролся с «мерзостями русской действительности».
«Гоголь – царь русского смеха». Его гигантские переувеличения, красочный язык, ярко выраженный смех, меткое слово и острая сатира – доказательства этому. Он – писатель, с которым редко кто может сравниться, может быть даже никто. Писатель, который, любя свою родину, «от прекрасного далека», обличает ее родину.
Чтобы совесть нам не потерять, может, чаще Гоголя нам читать?
После прочтения произведений Гоголя мы можем задаться этим вопросом.
Нам необходимо понять, что очищающий смех Гоголя мягок, светел, он не тянет в глубину омута, черноты человеческой. Он возносит, поднимает над самой смертью. На пути гоголевского смеха встает неумолимая стена – Смерть. Кажется, что об нее должны разбиться и смех, и веселье, и сама радость жизни.
Гоголь – «царь смеха», который смешил много поколений и еще будет смешить.
пространстве этого слова».
В. Г. Белинский
Н. В. Гоголь. Это имя дорого каждому, кто ценит настоящее творчество. С полной уверенностью можно сказать: он – художник слова. Завораживают описания природы, созданные им. Удивительно точны, эмоциональны, выразительны высказывания Гоголя о человеке. Талант писателя был способен на великие творения: «Мертвые души», «Ревизор», «Шинель» - эти произведения Н. В. Гоголя – образцы мировой литературы. Он был основоположником реализма и натурализма, им был сделан переворот в нашей современной литературе.
В течение двух десятилетий творчество Н. В. Гоголя знало высокие подъемы духа, светлую радость от создания необходимости своего художнического дела и … горестное, трагическое сомнение в нем. И в течении этих двух столетий Гоголь и его произведения не утратили свою актуальность.
«Если захотите рассмотреть человека и узнать его душу, то вникайте не в то, как он молчит, или как он говорит, или как плачет… а высмотрите лучше его, когда он смеется. Хорошо смеется человек – значит хороший человек», - говорит Ф. М. Достоевский в романе «Подросток». Н. В. Гоголь очень любил посмеяться, он обладал великим даром иронии. Прекрасные страницы гоголевских произведений веселы, ярки, задорны.
Писатель знал о могучей силе смеха и сумел воплотить ее.
По-моему, смех Гоголя очищает героев, помогает бороться с нечистой силой, возвышает над смертью.
Сам классик считал, что искусство способно пересоздать жизнь, согласно христианскому идеалу. Автор совмещал эту высокую цель со смехом, с даром иронии, насмешки над человеком, над его несовершенством. Писатель видит один путь – это путь любви. В записных книжках Гоголя читаем о русском народе: «В нем света мало, но теплоты много».
Вновь и вновь перечитывая бессмертную комедию, не перестанешь удивляться мастерству ее автора. Несмотря на то, что со времени ее написания прошло полтора века, пьеса не стареет, и каждое новое поколение открывает в ней новые глубины и возможности нового прочтения и переосмысления ее идей и образов.
Что же так привлекает читателей? В чем вечная новизна «Ревизора»? Ответы на эти вопросы приходят к нам не сразу. Что же нас привлекает в этой пьесе? Ее острый обличительный юмор, ее динамика, ее социальное звучание. Тема «Ревизора», по-моему, отнюдь не нова: многие пьесы той эпохи бичевали пороки и язвы тогдашнего общества. Может быть, все дело в сюжете? Пожалуй, нет: он не настолько оригинален. Я думаю, необычайная живучесть и популярность гоголевского шедевра заключается в глубине типизации действительности. В своей комедии Гоголь создал предельно обобщенные типы. Его персонажи, кроме присущих им традиционных комедийных черт, обладают неким неизменным ядром, той сутью, которая не зависит от конкретной обстановки сценического действия. Фактически над ними не властно и само время. Изменился ли в своих существенных чертах тип взяточника, подхалима, самодура – начальника, тупого исполнителя? Едва ли! Стоит лишь пристально вглядеться в негативные явления окружающей жизни, и мы с уверенностью скажем: вот же они, персонажи «Ревизора».
Нет равных «философствующим» персонажам Гоголя! Безусловно, автор осуждает эту самоуверенность, это некритическое отношение к себе, убежденность в превосходстве над другими, мелкое и крупное чванство, большую и малую подлость, но все же создается впечатление, что и в самых несимпатичных своих созданиях он прозревает душу живую, пусть задавленную пороками, но все же не окончательно погибшую. Гоголь как будто обращается к нам с такими словами: «Смотрите! Ведь создания моей фантазии – не столько злодеи, сколько уроды, и это уродство, иногда смешное, а порой ужасное – вполне исправимо! Смейтесь над ними, но помните: то над чем вы смеетесь, - это часть вашей жизни, часть вас самих!» быть может, в этом и заключается секрет великого Гоголя: обладая могучим талантом художника, тонким умом философа и психолога, безупречно владея опаснейшим оружием сатиры, он не отстраняется от своих созданий.
Столь же важный шаг вперед со стороны таланта Гоголя видим мы и в том, что в «Мертвых душах» он совершенно отрешился от малороссийского элемента и стал русским национальным поэтом во всем пространстве этого слова. При каждом слове его поэмы читатель может говорить:
Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!
Этот русский дух ощущается и в юморе, и в иронии, и в выражении автора, и в размашистой силе чувств, и в лиризме отступлений, и в пафосе всей поэмы, и в характерах действующих лиц, от Чичикова до Селифана и «подлеца чубарого» включительно, - в Петрушке, носившем с собой свой особенный воздух, и в будочнике, который при фонарном свете, впросонках, казнил на ногте зверя и снова заснул.
Одной из особенностей таланта Гоголя является та «страсть узнать все», то «желание познать человека», которые заставляют его искать людей всех сословий и подмечать «что-нибудь интересное» и еще смешное. В его произведениях всегда можно встретить что-то комическое, смешное, ироническое. Это видно даже в описаниях героев. Например, преобладающий оттенок в описании героя – тема сахара и сладости, который превращается в назойливый мотив, сопутствующий Манилову почти неотступно. Преследуя приторно «сладкими» сравнениями улыбку Манилова, его голос, фразы, автор добивается того, что у читателя появляется чувство, близкое и физическому отвращению.
Ведь в начале мы вспоминали, что «хорошо смеется человек – хороший человек». А приятнейшая маниловская «улыбка для всех» – это признак глубокого равнодушия ко всему окружающему. Такие люди лишены способности испытывать гнев, скорбь, глубокую человеческую радость. А Гоголь для того, чтобы достичь комической окраски использует в своих произведениях много лирических отступлений и т.п. Для достижения чего-то комического ему помогают даже мимики, жесты, движения, одежда и позы. Именно с их помощью писатель усиливает комическую окраску образов, раскрывая через индивидуальные черты героя его подлинную социальную сущность.
Во всех произведениях Гоголя присутствует смех. Он везде. Он всегда. Он везде подстерегает героев произведения.
Н. В. Гоголь – совершенно уникальный писатель, не похожий на других мастеров слова. Для нас он уникален тем, что в его произведениях очень много поразительного и удивительного: смешное переплетается с трагическим, фантастическое с реальным.
М. Бахтин в работе «Рабле и Гоголь» писал, что основа комического у Гоголя – это карнавальность, когда все надевают маски, проявляют непривычные свойства, меняются местами, все перемешивается. Ведь и в действительности это все удивительно! Как он только не использовал это оружие – смех!
Еще привлекает особое внимание то, что сатира Гоголя – это философская сатира. И здесь, в этом умении отстоять свое «Я», каким бы то ни было ничтожным и уродливым, нет равных «философствующим» персонажам Гоголя! Ведь по этим персонажам Гоголь как будто обращается к нам с такими словами: «Смотрите! Ведь создания моей фантазии – не столько злодеи, сколько уроды, и это уродство, иногда смешное, а порой ужасное – вполне исправимо! Смейтесь над ними, но помните: то, над чем вы смеетесь, – это часть вашей жизни, часть вас самих! » Быть может в этом и заключается секрет великого Гоголя: обладая могучим талантом художника, тонким умом философа и психолога, безупречно владея опаснейшим оружием сатиры, он не отстраняется от своих созданий, не делает из них марионеток, во всем послушных малейшему движению его творческой фантазии. Сатира не увлекала Гоголя ни на путь окарикатуривания действительности, ни к беспочвенным мечтам о царстве Идеала, где разрешаются все противоречия, без которых немыслима никакая жизнь.
Смех Гоголя – это дар, данный ему богом, который он использовал очень искусно.
В творчестве писателя «комическое одушевление» служит средством отображения действительности. По мнению В. Г. Белинского, Гоголь как бы прикидывается простачком, однако одновременно остается и самим собой, что и создает особую манеру изложения текста. «Сначала смешно, потом грустно»,- продолжал критик.
Как же совместить эту высокую цель со смехом, с его даром иронии, насмешки над человеком, над его несовершенством? Писатель видит один путь – это путь любви. В записных книжках Гоголя читаем о русском народе: «В нем света мало, но теплоты много».
В одном из писем к Жуковскому Гоголь признается, что его смех «вначале был добродушен», но, слыша, что «целиком сословия и классы общества» сердятся на него, Гоголь, наконец, задумался: «Если сила смеха так велика, что ее боятся, стало быть, ее не следует тратить по-пустому». Тут же Гоголь поясняет происхождение «Ревизора»: «Я решился собрать все дурное, какое только я знал, и за одним разом над всем посмеяться».
А как же сам Гоголь понимает понятие смеха?
Он говорит: «Нет, смех значительней глубже, чем думают. Не тот смех, который порождается временной раздражительностью, желчным, болезненным расположением характера; не тот также легкий смех, служащий для праздного развлечения и забавы людей, – но тот смех, который весь излетает из светлой природы человека…
Нет, несправедливы те, которые говорят, будто возмущает смех. Возмущает только то, что мрачно, а смех светел. Многое бы возмутило человека… но озаренное силой смеха, несет оно уже примиренье в душу… Но не слышат могучей силы такого смеха…»
Гоголь услышал эту могучую силу смеха и сумел воплотить ее.
Питая ненавистью грудь,
Уста вооружив сатирой,
Проходит он тернистый путь
С своей карающею лирой.
Так писал Некрасов о великолепном писателе. И эти строки подходят ко всему творчеству и ко всей жизни Н. В. Гоголя. Ведь в этих строках, по-моему, дано точное определение сатиры Гоголя. Ведь сатира Гоголя – это не добрый смех, иногда «сквозь невидимые миру слезы», потому что (а так считал сам Гоголь) именно сатирическое осмеяние отрицательного в нашей жизни, может служить стимулом к его исправлению. Зная о трудном, суровом поприще писателя – сатирика, Гоголь все же не отрекся от этой, чтобы не доставать их оттуда никогда. Он был истинным сыном своей родины.
«Гоголь – царь смеха». Смех – это оружие в руках «царя». Гоголь – царь этого оружия, потому что он очень искусно управляет этим оружием, направляет его и очень метко «стреляет». Гоголь может сделать и больно и смешно в одно мгновение. С помощью этого оружия писатель всю жизнь боролся с «мерзостями русской действительности».
«Гоголь – царь русского смеха». Его гигантские переувеличения, красочный язык, ярко выраженный смех, меткое слово и острая сатира – доказательства этому. Он – писатель, с которым редко кто может сравниться, может быть даже никто. Писатель, который, любя свою родину, «от прекрасного далека», обличает ее родину.
Чтобы совесть нам не потерять, может, чаще Гоголя нам читать?
После прочтения произведений Гоголя мы можем задаться этим вопросом.
Нам необходимо понять, что очищающий смех Гоголя мягок, светел, он не тянет в глубину омута, черноты человеческой. Он возносит, поднимает над самой смертью. На пути гоголевского смеха встает неумолимая стена – Смерть. Кажется, что об нее должны разбиться и смех, и веселье, и сама радость жизни.
Гоголь – «царь смеха», который смешил много поколений и еще будет смешить.
Салихова Айгуль, 17 лет, с. Старые Какерли
Рейтинг: 8
Комментарии ВКонтакте
Комментарии
Добавить сообщение
Moon
а с чего вы взяли?
а с чего вы взяли?
Князь Щ.
Ага. Чую казеное сочинение по литературе.
Ага. Чую казеное сочинение по литературе.
Связаться с фондом
Вход
Помощь проекту
Сделать пожертвование через систeму элeктронных пeрeводов Яndex Деньги на кошeлёк: 41001771973652 |