Патмос – духовный Остров центр Алтая
На выходных я поехала со своими родителями в село Чемал на остров Патмос, и поездка туда побудила меня написать данную работу…
Мне давно хотелось съездить на чудесный и прекрасный остров Патмос, и моя мечта осуществилась, когда мои родители предложили мне совершить путешествие в женский монастырь.
Перед поездкой я многое узнала об этом острове.
У него очень интересная и непростая история, которую должен знать каждый человек в Алтайском крае. Остров Патмос находится возле села Чемал - практически в сердце реки Катунь. «Чемал » означает «муравейник». Изначально он получил это название из-за огромного количества овец и коз, бродивших в этих местах по горам. От устья реки Чемал по узкой горной тропе можно пройти до острова Патмос. В народе тропу называют «Козьей». Она такая узкая, что даже лошадка по ней не может пройти, только козочка и человек. Внизу шумно «кипит» только что встретившаяся с Чемалом Катунь, а прямо из–под ног уходят в пропасть огромные отвесные скалы, покрытые яркими цветниками. У реки Чемал воды изумрудные, словно в ней много изумрудов, а у реки Катунь, воды с белыми барашками волн. Фантастически неприступные и уходящие в небо скалы острова создают впечатление сказочного замка. Очень красивы цветущие с ранней весны и до поздней осени деревья и цветы. Место это особое, с ним связаны предания и мистические легенды. Посетители острова могут увидеть НЕРУКОТВОРНЫЙ ОБРАЗ Божьей Матери с ребенком на руках и нимбом над головой.
Это видение открывается при взгляде на небольшую скалу, возвышающуюся на острове Патмос. По местным поверьям чудесная скала - также указание Божье на святое место на Алтайской земле!
На острове воздвигнута церковь Иоанна Богослова. Первый чемальский храм был построен трудами иеромонаха Иоанна в 1849 году во имя святого апостола-евангелиста Иоанна Богослова на берегу реки Катунь. С постройкой храма здесь основывается Чемальский стан Алтайской духовной миссии. Напротив стана находился скалистый островок, который местные миссионеры назвали Патмос, и избрали его местом уединённой молитвы. Остров был назван Патмосом потому, что 9 августа 1855 г. он был освящен отцом Парфением в честь ученика Иисуса Христа - апостола Иоанна Богослова, которому в Средиземном море, на острове с таким же названием, было явлено Божественное откровение. Иоанну в ниспосланном видении пригрезились два храма, словно парящие над водой: один в Средиземном море, другой на противоположном конце земли, в Алтайской глубинке. Любопытно, что название островов (Патмос) в далёком Средиземноморье и на Алтае совпадают!
В 1861 году в чемальский стан был назначен молодой помощник иеромонах Макарий (Невский). И вот горячо верующий о. Макарий деятельно принялся за распространение и утверждение православной веры в Чемале и его окрестностях. На протяжении всей своей жизни, куда бы и на какую высоту ни поставил этого святого человека промысел Божий, он всегда стремился в родной для него Чемал, уединиться на любимом Патмосе. Особые отношения связывали Владыку Макария с Чемальской миссионерской общиной, которая организовала приют для детей-сирот Алтая и замечательную школу. Здесь трудились духовные чада Владыки, здесь начиналось его миссионерское служение. Чемальская женская община была открыта на базе приюта для сирот-инородцев во имя иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость», основанного в 1896 году алтайским миссионером о. Петром Бенедиктовым с благословения Владыки Макария (Парвицкого-Невского), и являлась одним из лучших и любимых детищ святителя.
Сначала возглавляла приют инородческая девица Ирина Макаровна Козлова, которая здесь и преподавала. Состарившись, она попросилась у Владыки Макария на покой, но осталась жить при общине: пекла просфоры и присматривала за мальчиками, которых в приюте было немного. В 1908 году в Чемал из Томска на должность учительницы миссионерской школы приехала духовная дочь Владыки Макария Лидия Тихоновна Михайлова. Ее послал Владыка: «Ступай, потрудись в моем любимом уголке Алтая, если надеешься на свои силы», - пишет он в письме, которое было опубликовано в церковном журнале «Православный благовестник», №5 за 1912 год. В 1910 году заботами Владыки Макария на собранные им в Томске, а большей частью на свои личные средства, было построено новое здание для приюта. В этом же году заведующей приютом была назначена Лидия Михайлова. И наконец, Указом Св. Синода от 17 января 1911 года за № 804 разрешено открыть в Чемальском стане Алтайской Духовной миссии женскую общину «с таким числом сестер, какое община в состоянии содержать на собственные средства», - узнаем мы из Справочника по Томской епархии за 1911 год. Начальница общины Лидия Тихоновна Михайлова, 1878 года рождения, девица, дочь томского мещанина. Окончила курс томской женской гимназии. В 1896 году поступила в Томский Иоанно-Предтеченский монастырь, где до 1901 года была учительницей при монастырском училище девиц духовного звания. С 1901 до 1908 года Л. Михайлова работала в церковно-приходской школе при приюте и доме Трудолюбия. 28 марта 1902 года покрыта рясофором. Ее любовь к детям заметил Владыка Макарий, откомандировав в Алтайскую Духовную миссию, где первое время она состояла учительницей Чемальской миссионерской школы. В документах краевого архива имеется характеристика будущей начальницы общины, в которой отмечено: «К прохождению возложенной на нея должности весьма способная». Открытие общины было назначено на 1 мая, когда на Алтае еще распутица. Однако архиепископ Томский и Барнаульский Макарий (в «Православном благовестнике» его называют «начальник Алтая») прибыл на торжество с первым пароходом, служил в приходском храме Божественную литургию, возглавил крестный ход от храма к территории Чемальской женской общины. Здесь-то он и сказал проповедь, в которой «коснулся того, что помогать и содействовать преуспеянию общины - долг каждого христианина». «Чудно и дивно лились слова проповеди Великого старца» - пишет «Православный благовестник». Главным для общины было просвещение и воспитание алтайских девочек-сирот, поэтому личности учителей и воспитателей имеют большое значение.
Начальница общины, Лидия Тихоновна Михайлова, имевшая большой опыт преподавания и работы с детьми-сиротами еще в Томске, сумела собрать замечательных педагогов. Почти все необходимое для жизни сестер и детей-сирот производилось сестрами общины, которым помогали старшие дети. Здесь была своя пасека, выращивали овощи, содержали скотину, домашних птиц, шили обувь, вязали чулки и занимались другими рукоделиями. Конечно, сестры читали неусыпаемую псалтирь, молясь о здравии и упокоении попечителей, благотворителей общины, о своем Отечестве.
В 1911 г. сестры общины устроили небольшую келию на о. Патмос, на случай приезда своего любимого Владыки, который посетил их в мае 1912 г. и июле 1914 г., уже в сане митрополита Московского и Коломенского. В 1915 г. на о. Патмос был перенесен старый храм из Чемала, и 9 августа этого же года освящен епископом Бийским Иннокентием (Соколовым) в честь св. апостола Евангелиста Иоанна Богослова. В 1916 г. накануне трагических событий в стране, несмотря на преклонный возраст, Владыка Макарий уже в последний раз прибывает на родной Алтай. В Чемале он прожил с 7 июля по 7 августа, каждый день, уединяясь на остров на два-три часа для молитвы. После революции, приблизительно в 1925 г., Чемальская иноческая община была закрыта, церковь на о. Патмос разрушена. Игумения Людмила с 11 сестрами переехала в Николо-Угрешский монастырь под Москвой, где проживал в ссылке свят. Макарий. Он почил 16 февраля (1 марта) 1926 года в возрасте 90 лет, прослужив Церкви 71 год, 42 из них в епископском сане, и был похоронен в ограде церкви дер. Котельники. После его смерти монахини еще полгода пребывали в доме митрополита в Котельниках, находя заработки, но вскоре налоги стали непосильными, и по общему соглашению все разошлись по разным селам. Когда в апреле 1957 г. в Котельники прибыла комиссия из Московской Патриархии и был вскрыт склеп с гробом Владыки Макария, то все увидели, что тело и облачения Владыки остались нетленными (по прошествии 30 лет). Его перевезли в храм Русских святых, находящийся под Успенским собором Троице-Сергиевой Лавры. На Юбилейном архиерейском соборе 2000 г. святитель Макарий был прославлен в лике святых. Сейчас молитвенным предстательством свят. Макария в Чемале вновь возрождается монашеская жизнь. Трудами московского фотожурналиста В. Н. Павлова по согласию с Барнаульской епархией в 1998 г. на острове Патмос был построен подвесной мост.
Павлов Виктор Николаевич, 1937 года рождения, коренной москвич, известный фотохудожник, член Союза Журналистов. Уехал из Москвы, продал квартиру, поменял прописку и в настоящее время проживает в селе Чемал республики Горный Алтай (4500 км от Москвы), занимаясь миссионерством. Он восстановил Храм Иоанна Богослова на острове Патмос в селе Чемал, в настоящее время возрождает архиерейское подворье около храма, на жизнь зарабатывает тем, что, познав науку лечебных трав, помогает людям избавляться от тяжелых заболеваний, в том числе и онкологических (лечение рака на ранней стадии). Много людей излечилось от своих недугов по советам Виктора Николаевича. Указом Святейшего Патриарха Московского Всея Руси Алексия II от 15.04.2001 года Павлов Виктор Николаевич награждён медалью «Святителя Иннокентия Митрополита Московского» за усердные миссионерские труды.
15 апреля 1999 г. Горно-Алтайским благочинным протоиереем Ростиславом Киращуком освящено место под новую церковь, установлен крест. К весне 2000 г. храм был уже в основном построен. Летом 2000 г. Виктор Николаевич Павлов передал все постройки: храм, здание трапезной, жилой дом Барнаульской епархии. Указом Владыки Антония в июле 2000 г. настоятельница Барнаульского Знаменского монастыря монахиня Надежда (Чанова) была назначена по совместительству настоятельницей Чемальского подворья. 9 января 2001 г. в скит на жительство прибыли сестры Знаменского монастыря. 10 января этого же года храм на о. Патмос был торжественно освящен епископом Барнаульским и Алтайским Антонием (Масендичем). Как и первый храм, в честь св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Впервые за последние 80 лет по благословению правящего архиерея 9 октября 2001 г. в Чемале был проведен крестный ход в честь престольного праздника.
Патмос! Вот где по-настоящему задумываешься о смысле жизни! Первое, что поражает и овладевает всем твоим существом - это чья-то нежная любящая забота о тебе, как будто ты маленькая-маленькая в надёжных руках заботливой мамочки. А сама атмосфера этого места! На душе так спокойно, что даже не возникает греховных мыслей и слов. Тишина и спокойствие, никто никуда не торопится. Чувства такие, что хочется всех любить и творить добро. Мы подошли к церкви. Неожиданная картина заставила меня остановиться. Всюду: на площадке перед папертью, на лавочках, на траве вдоль забора, даже на церковных ступеньках сидели и стояли, вполголоса переговаривающиеся, что-то читающие и крестящиеся, или просто отдыхающие люди.
Я ощутила абсолютно новое, незнакомое, чувство поразительной лёгкости. Словно у меня с плеч сняли, тяжёлый, давно носимый и потому привычно терпимый мешок с цементом. И, внезапное исчезновение этой давящей тяжести, сделало вдруг очевидным то, что она - была, и то, что без неё - хорошо! Мне было хорошо, так хорошо, как в детстве, когда после особенно занудного последнего урока звенит звонок и, ты, радостно срываешься с места, размахивая расстегнувшимся портфелем с рассыпающимися учебниками и, не замечая их стремительного разлетания по коридору, прорываешься сквозь орущую толпу таких же, освобожденных из школьного заключения, мальчишек и девчонок, застревающих в узком школьном тамбуре с тяжёлыми дверями, и на улицу, скакать по нагретому дневным солнцем асфальту, хохотать без удержу и без причины, колотить опустевшим портфелем одноклассников. И кричать нечленораздельно – ура, свободна!
Свободна! Я не могла предположить, что испытаю это чувство освобождения от своей предыдущей жизни так сильно. Так ярко, так физически ощутимо!
Я счастлива, что живу в Алтайском крае. Я считаю остров Патмос духовным центром не только Алтая, но и России.
Мне давно хотелось съездить на чудесный и прекрасный остров Патмос, и моя мечта осуществилась, когда мои родители предложили мне совершить путешествие в женский монастырь.
Перед поездкой я многое узнала об этом острове.
У него очень интересная и непростая история, которую должен знать каждый человек в Алтайском крае. Остров Патмос находится возле села Чемал - практически в сердце реки Катунь. «Чемал » означает «муравейник». Изначально он получил это название из-за огромного количества овец и коз, бродивших в этих местах по горам. От устья реки Чемал по узкой горной тропе можно пройти до острова Патмос. В народе тропу называют «Козьей». Она такая узкая, что даже лошадка по ней не может пройти, только козочка и человек. Внизу шумно «кипит» только что встретившаяся с Чемалом Катунь, а прямо из–под ног уходят в пропасть огромные отвесные скалы, покрытые яркими цветниками. У реки Чемал воды изумрудные, словно в ней много изумрудов, а у реки Катунь, воды с белыми барашками волн. Фантастически неприступные и уходящие в небо скалы острова создают впечатление сказочного замка. Очень красивы цветущие с ранней весны и до поздней осени деревья и цветы. Место это особое, с ним связаны предания и мистические легенды. Посетители острова могут увидеть НЕРУКОТВОРНЫЙ ОБРАЗ Божьей Матери с ребенком на руках и нимбом над головой.
Это видение открывается при взгляде на небольшую скалу, возвышающуюся на острове Патмос. По местным поверьям чудесная скала - также указание Божье на святое место на Алтайской земле!
На острове воздвигнута церковь Иоанна Богослова. Первый чемальский храм был построен трудами иеромонаха Иоанна в 1849 году во имя святого апостола-евангелиста Иоанна Богослова на берегу реки Катунь. С постройкой храма здесь основывается Чемальский стан Алтайской духовной миссии. Напротив стана находился скалистый островок, который местные миссионеры назвали Патмос, и избрали его местом уединённой молитвы. Остров был назван Патмосом потому, что 9 августа 1855 г. он был освящен отцом Парфением в честь ученика Иисуса Христа - апостола Иоанна Богослова, которому в Средиземном море, на острове с таким же названием, было явлено Божественное откровение. Иоанну в ниспосланном видении пригрезились два храма, словно парящие над водой: один в Средиземном море, другой на противоположном конце земли, в Алтайской глубинке. Любопытно, что название островов (Патмос) в далёком Средиземноморье и на Алтае совпадают!
В 1861 году в чемальский стан был назначен молодой помощник иеромонах Макарий (Невский). И вот горячо верующий о. Макарий деятельно принялся за распространение и утверждение православной веры в Чемале и его окрестностях. На протяжении всей своей жизни, куда бы и на какую высоту ни поставил этого святого человека промысел Божий, он всегда стремился в родной для него Чемал, уединиться на любимом Патмосе. Особые отношения связывали Владыку Макария с Чемальской миссионерской общиной, которая организовала приют для детей-сирот Алтая и замечательную школу. Здесь трудились духовные чада Владыки, здесь начиналось его миссионерское служение. Чемальская женская община была открыта на базе приюта для сирот-инородцев во имя иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость», основанного в 1896 году алтайским миссионером о. Петром Бенедиктовым с благословения Владыки Макария (Парвицкого-Невского), и являлась одним из лучших и любимых детищ святителя.
Сначала возглавляла приют инородческая девица Ирина Макаровна Козлова, которая здесь и преподавала. Состарившись, она попросилась у Владыки Макария на покой, но осталась жить при общине: пекла просфоры и присматривала за мальчиками, которых в приюте было немного. В 1908 году в Чемал из Томска на должность учительницы миссионерской школы приехала духовная дочь Владыки Макария Лидия Тихоновна Михайлова. Ее послал Владыка: «Ступай, потрудись в моем любимом уголке Алтая, если надеешься на свои силы», - пишет он в письме, которое было опубликовано в церковном журнале «Православный благовестник», №5 за 1912 год. В 1910 году заботами Владыки Макария на собранные им в Томске, а большей частью на свои личные средства, было построено новое здание для приюта. В этом же году заведующей приютом была назначена Лидия Михайлова. И наконец, Указом Св. Синода от 17 января 1911 года за № 804 разрешено открыть в Чемальском стане Алтайской Духовной миссии женскую общину «с таким числом сестер, какое община в состоянии содержать на собственные средства», - узнаем мы из Справочника по Томской епархии за 1911 год. Начальница общины Лидия Тихоновна Михайлова, 1878 года рождения, девица, дочь томского мещанина. Окончила курс томской женской гимназии. В 1896 году поступила в Томский Иоанно-Предтеченский монастырь, где до 1901 года была учительницей при монастырском училище девиц духовного звания. С 1901 до 1908 года Л. Михайлова работала в церковно-приходской школе при приюте и доме Трудолюбия. 28 марта 1902 года покрыта рясофором. Ее любовь к детям заметил Владыка Макарий, откомандировав в Алтайскую Духовную миссию, где первое время она состояла учительницей Чемальской миссионерской школы. В документах краевого архива имеется характеристика будущей начальницы общины, в которой отмечено: «К прохождению возложенной на нея должности весьма способная». Открытие общины было назначено на 1 мая, когда на Алтае еще распутица. Однако архиепископ Томский и Барнаульский Макарий (в «Православном благовестнике» его называют «начальник Алтая») прибыл на торжество с первым пароходом, служил в приходском храме Божественную литургию, возглавил крестный ход от храма к территории Чемальской женской общины. Здесь-то он и сказал проповедь, в которой «коснулся того, что помогать и содействовать преуспеянию общины - долг каждого христианина». «Чудно и дивно лились слова проповеди Великого старца» - пишет «Православный благовестник». Главным для общины было просвещение и воспитание алтайских девочек-сирот, поэтому личности учителей и воспитателей имеют большое значение.
Начальница общины, Лидия Тихоновна Михайлова, имевшая большой опыт преподавания и работы с детьми-сиротами еще в Томске, сумела собрать замечательных педагогов. Почти все необходимое для жизни сестер и детей-сирот производилось сестрами общины, которым помогали старшие дети. Здесь была своя пасека, выращивали овощи, содержали скотину, домашних птиц, шили обувь, вязали чулки и занимались другими рукоделиями. Конечно, сестры читали неусыпаемую псалтирь, молясь о здравии и упокоении попечителей, благотворителей общины, о своем Отечестве.
В 1911 г. сестры общины устроили небольшую келию на о. Патмос, на случай приезда своего любимого Владыки, который посетил их в мае 1912 г. и июле 1914 г., уже в сане митрополита Московского и Коломенского. В 1915 г. на о. Патмос был перенесен старый храм из Чемала, и 9 августа этого же года освящен епископом Бийским Иннокентием (Соколовым) в честь св. апостола Евангелиста Иоанна Богослова. В 1916 г. накануне трагических событий в стране, несмотря на преклонный возраст, Владыка Макарий уже в последний раз прибывает на родной Алтай. В Чемале он прожил с 7 июля по 7 августа, каждый день, уединяясь на остров на два-три часа для молитвы. После революции, приблизительно в 1925 г., Чемальская иноческая община была закрыта, церковь на о. Патмос разрушена. Игумения Людмила с 11 сестрами переехала в Николо-Угрешский монастырь под Москвой, где проживал в ссылке свят. Макарий. Он почил 16 февраля (1 марта) 1926 года в возрасте 90 лет, прослужив Церкви 71 год, 42 из них в епископском сане, и был похоронен в ограде церкви дер. Котельники. После его смерти монахини еще полгода пребывали в доме митрополита в Котельниках, находя заработки, но вскоре налоги стали непосильными, и по общему соглашению все разошлись по разным селам. Когда в апреле 1957 г. в Котельники прибыла комиссия из Московской Патриархии и был вскрыт склеп с гробом Владыки Макария, то все увидели, что тело и облачения Владыки остались нетленными (по прошествии 30 лет). Его перевезли в храм Русских святых, находящийся под Успенским собором Троице-Сергиевой Лавры. На Юбилейном архиерейском соборе 2000 г. святитель Макарий был прославлен в лике святых. Сейчас молитвенным предстательством свят. Макария в Чемале вновь возрождается монашеская жизнь. Трудами московского фотожурналиста В. Н. Павлова по согласию с Барнаульской епархией в 1998 г. на острове Патмос был построен подвесной мост.
Павлов Виктор Николаевич, 1937 года рождения, коренной москвич, известный фотохудожник, член Союза Журналистов. Уехал из Москвы, продал квартиру, поменял прописку и в настоящее время проживает в селе Чемал республики Горный Алтай (4500 км от Москвы), занимаясь миссионерством. Он восстановил Храм Иоанна Богослова на острове Патмос в селе Чемал, в настоящее время возрождает архиерейское подворье около храма, на жизнь зарабатывает тем, что, познав науку лечебных трав, помогает людям избавляться от тяжелых заболеваний, в том числе и онкологических (лечение рака на ранней стадии). Много людей излечилось от своих недугов по советам Виктора Николаевича. Указом Святейшего Патриарха Московского Всея Руси Алексия II от 15.04.2001 года Павлов Виктор Николаевич награждён медалью «Святителя Иннокентия Митрополита Московского» за усердные миссионерские труды.
15 апреля 1999 г. Горно-Алтайским благочинным протоиереем Ростиславом Киращуком освящено место под новую церковь, установлен крест. К весне 2000 г. храм был уже в основном построен. Летом 2000 г. Виктор Николаевич Павлов передал все постройки: храм, здание трапезной, жилой дом Барнаульской епархии. Указом Владыки Антония в июле 2000 г. настоятельница Барнаульского Знаменского монастыря монахиня Надежда (Чанова) была назначена по совместительству настоятельницей Чемальского подворья. 9 января 2001 г. в скит на жительство прибыли сестры Знаменского монастыря. 10 января этого же года храм на о. Патмос был торжественно освящен епископом Барнаульским и Алтайским Антонием (Масендичем). Как и первый храм, в честь св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Впервые за последние 80 лет по благословению правящего архиерея 9 октября 2001 г. в Чемале был проведен крестный ход в честь престольного праздника.
Патмос! Вот где по-настоящему задумываешься о смысле жизни! Первое, что поражает и овладевает всем твоим существом - это чья-то нежная любящая забота о тебе, как будто ты маленькая-маленькая в надёжных руках заботливой мамочки. А сама атмосфера этого места! На душе так спокойно, что даже не возникает греховных мыслей и слов. Тишина и спокойствие, никто никуда не торопится. Чувства такие, что хочется всех любить и творить добро. Мы подошли к церкви. Неожиданная картина заставила меня остановиться. Всюду: на площадке перед папертью, на лавочках, на траве вдоль забора, даже на церковных ступеньках сидели и стояли, вполголоса переговаривающиеся, что-то читающие и крестящиеся, или просто отдыхающие люди.
Я ощутила абсолютно новое, незнакомое, чувство поразительной лёгкости. Словно у меня с плеч сняли, тяжёлый, давно носимый и потому привычно терпимый мешок с цементом. И, внезапное исчезновение этой давящей тяжести, сделало вдруг очевидным то, что она - была, и то, что без неё - хорошо! Мне было хорошо, так хорошо, как в детстве, когда после особенно занудного последнего урока звенит звонок и, ты, радостно срываешься с места, размахивая расстегнувшимся портфелем с рассыпающимися учебниками и, не замечая их стремительного разлетания по коридору, прорываешься сквозь орущую толпу таких же, освобожденных из школьного заключения, мальчишек и девчонок, застревающих в узком школьном тамбуре с тяжёлыми дверями, и на улицу, скакать по нагретому дневным солнцем асфальту, хохотать без удержу и без причины, колотить опустевшим портфелем одноклассников. И кричать нечленораздельно – ура, свободна!
Свободна! Я не могла предположить, что испытаю это чувство освобождения от своей предыдущей жизни так сильно. Так ярко, так физически ощутимо!
Я счастлива, что живу в Алтайском крае. Я считаю остров Патмос духовным центром не только Алтая, но и России.
Буркова Екатерина, 16 лет, Бийск
Рейтинг: 6
Комментарии ВКонтакте
Комментарии
Добавить сообщение
Связаться с фондом
Вход
Помощь проекту
Сделать пожертвование через систeму элeктронных пeрeводов Яndex Деньги на кошeлёк: 41001771973652 |