Творчество М.Ю. Лермонтова
Когда называют великих поэтов, то сразу произносят имя Лермонтова. Михаил Юрьевич вошёл в русскую литературу как преемник и продолжатель Пушкина и как художник, открывающий своим творчеством новые горизонты в развитии отечественной словесности. Творческий путь поэта начался в 1828 и был очень недолгим – последние произведения были созданы незадолго до смерти, в 1841 году. Лермонтов пробует свои силы в разных жанрах, но лирика является преобладающей.
Поэзию Лермонтова, в которой звучит печальная, щемящая сердце нота, можно сравнить с лунным сиянием. Творчество Михаила Юрьевича, по мнению Белинского, явило новую фазу в истории русского самосознания, глубоко отличающуюся от пушкинской эпохи: «В первых своих лирических произведениях Пушкин явился провозвестником человечности, пророком высоких идей общественных; но эти лирические стихотворения были столь же полны светлых надежд, предчувствия торжества, сколько силы и энергии. В первых лирических произведениях Лермонтова… также виден избыток несокрушимой силы духа и богатырской силы в выражении; но в них уже нет надежды, они поражают душу читателя безотрадностью, безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни и избытке чувства. Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце. Да, очевидно, что Лермонтов – поэт совсем другой эпохи и что его поэзия – совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества». Не веря в ближайшую победу свободы, Михаил Юрьевич своим творчеством утверждал необходимость борьбы за неё во имя будущего. Во многом опережая своё время, вступил в неравный поединок со всеми силами, принижающими личность человека.
Особенностью лирики Лермонтова, на мой взгляд, является внутреннее единство лирического героя. Герой постепенно меняется, «движется», но движение это значительно замедлено по сравнению с развитием лирических героев других поэтов 19 века. К концу творчества в лирике Михаила Юрьевича всё чаще появляется образ простого, обычного, усталого человека, совсем не похожего на героя ранней лирики. Однако между этими героями существует тесная связь, обусловленная сохранением основных мотивов, тем лирики, которые пронизывают всё творчество поэта и формируют образ его героя.
Лирическое «я» раннего Лермонтова предстаёт в противоречии между героической натурой, жаждущей свободы, активной деятельности, и реальным положением героя в обществе, которое не нуждается в его подвигах. Личность в процессе самопознания, самовоплощения, развития – главная тема творчества Михаила Юрьевича. Лермонтов представил читателю новый тип человека, основой мировоззрения которого становится философичность. В Михаиле Юрьевиче видели народного поэта, выдвигавшего в своём творчестве нравственные вопросы о судьбах и правах личности. Проблема нравственного самоусовершенствования является одной из важнейших в нашей жизни. Лермонтов думал над их решением, размышлял о совести, долге, справедливости, любви, ненависти. Михаил Юрьевич очень рано стал осознавать себя поэтом и личностью. Лирика Лермонтова – процесс становления души. Стихотворения о поэте занимают особое место в русской литературе. Лирический герой всего творчества предельно близок к автору. Лермонтов видит разъединение людей, а не их общность. Душа изменчива и противоречива. Именно об этом говорится в стихотворении «1831-го июня 11 дня»:
Холодной буквой трудно объяснить
Боренье дум. Нет звуков у людей
Довольно сильных, чтоб изобразить
Желание блаженства. Пыл страстей
Возвышенных я чувствую, но слов
Не нахожу…
Лирический герой Лермонтова непримирим к общественному злу. Несмотря на муки и страдания, он непреклонно твёрд в служении своим идеалам. В стихотворении «Поэт» Михаил Юрьевич сравнивает поэта с кинжалом:
В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Своё утратил назначенье,
На злато променяв ту власть, которой свет
Внимал в немом благоговенье?
Творчество для Лермонтова несло высокое предназначение и было призвано объединять людей.
Герой лирических произведений чувствует и остро переживает одиночество и неустроенность. Эта тема представлена в произведениях Лермонтова широко и многогранно:
Одинок я – нет отрады:
Стены голые кругом,
Тускло светит луч лампады
Умирающим огнём.
В стихотворениях «Утёс», «На севере диком…», «Листок» ведущим мотивом является трагедия одиночества. Эта тема присутствует и в лирическом произведении «Выхожу один я на дорогу…»:
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит.
Здесь отчётливы мотивы странничества, душевной опустошённости, тоскливого отчаяния. Одиночество поэта не навязано, а избрано добровольно. Герой отвергает этот мир, уходит от него. Одиночество приобретает самые разные черты: это и заточение, и любовное одиночество, появляющееся во многих любовных стихотворениях, и одиночество человека в мире:
… Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
Во многих стихотворениях («Дума», «И скучно, и грустно») появляется идея принципиального одиночества личности, связанная с темой поколения в целом.
Сознание одиночества, отчуждённости от людей окрашивает и балладу «Воздушный корабль». Обращаясь к образу Наполеона, Лермонтов рисует традиционный образ романтического героя, трагедия которого заключается в том, что он не находит себе места в мире окружающих его людей. Наполеон противопоставлен всему миру. Ему нет покоя даже после смерти:
На острове том есть могила,
А в ней император зарыт.
Тема Родины занимает в творчестве Лермонтова одно из ведущих мест, но раскрывается им неоднозначно. Поэт создаёт конкретно-исторический образ России, он тесно связан с темой «потерянного поколения». Образ России и отношение к ней у поэта двояки. В стихотворении «Родина» он говорит:
Люблю отчизну я, но странною любовью!
А в стихотворении «Прощай, немытая Россия…» поэт презирает «страну рабов, страну господ». В стихотворении «Жалоба турка» пишет о стране, где «стонет человек от рабства и цепей», и с горечью признаётся:
Друг! Этот край… моя отчизна.
Необычность любви Лермонтова к Родине в том, что эта любовь контрастна – духовной жизни лирического героя противопоставлена общественная, и они не гармонируют друг с другом.
В стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…» запечатлены редкие мгновения гармоничного слияния поэта с природой и состояние просветлённости, которое смиряет душевную тревогу, сомнения в возможности счастья на земле:
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога.
Для Лермонтова природа – предпочтительный собеседник, бесконечный источник гармонии и жизни, верный путь к единению человека и мира. Это та красота, ради которой стоит жить. В стихотворении «Родина» поэт задаёт вопрос:
Но я люблю – за что, не знаю сам –
Её степей холодное молчанье,
Её лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек её, подобные морям…
Всё, что дорого, роднит со своей страной. Поэт любит простой лад деревенской мирной жизни, ему дорога «чета белеющих берёз», радостна «пляска с топаньем и свистом». Пейзажные детали меняют друг друга: то захудалые, крытые соломой избёнки, то признаки довольства – полное гумно и резные ставни – и герой откликается душой на все впечатления окружающей народной жизни. Через образы природы в лирике Лермонтова воссоздаётся и тот идеальный мир, в который лирический герой уносится мечтой, памятью или воображением.
Михаил Юрьевич воспринимает настоящую любовь как прекрасный дар, огромный, могучий, как чувство, отражающее полноту жизни, приносящее человеку животворящую радость и безмятежность покоя от душевных тревог и страданий. По мнению лирического героя, если любить, то всей полнотой души, самозабвенно и жертвенно, на всю жизнь, находя горячий отклик в родственном сердце, искреннем, неизменно преданном и верном. Но властвующая в жизни дисгармония нарушает красоту любви, делает её трагичной, приносящей лишь муки. В стихотворении «Отчего» поэт говорит:
Мне грустно, потому что я тебя люблю,
И знаю: молодость цветущую твою
Не пощадит молвы коварное гоненье,
За каждый светлый день иль светлое мгновенье
Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.
Для Лермонтова любовь неразлучна с печалью. В его художественном мире высокое чувство всегда трагично. Обращаясь к Наталии Фёдоровне Ивановой, в которую был страстно и безнадёжно влюблён, надеялся:
Меня бы примирила ты
С людьми и буйными страстями…
Весь цикл посвящённых Ивановой стихотворений – это история неразделённого и оскорблённого чувства:
Я не достоин, может быть,
Твоей любви; не мне судить,
Но ты обманом наградила
Мои надежды и мечты…
Всю жизнь Лермонтов любил Варвару Александровну Лопухину, которая вышла замуж за Бахметьева. Она отвечала на чувства поэта, но судьба распорядилась по-своему. «Среди ледяного, среди беспощадного света» счастье было невозможно:
Мы случайно сведены судьбою,
Мы себя нашли один в другом,
И душа сдружилася с душою,
Хоть пути не кончить им вдвоём!
Какое бы стихотворение о любви мы ни прочли, всюду она является в трагическом облике. Любовные стихотворения Лермонтова превращаются одновременно и в философские. Для него любовь – это прикосновение к вечности, а не путь к земному счастью.
В 1841 году Лермонтов пишет своё последнее стихотворение «Пророк». Оно является как бы продолжением одноимённого произведения Пушкина. Тема этого стихотворения – высокая идея поэтического призвания и непонимание. Пророк видит то, что не может заметить простой человек:
С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
В основе стихотворения лежит скорбь, что высокое учение не признаётся толпой. В этом произведении показан трагический конфликт между поэтом и презирающим его обществом.
В «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»(1837) события происходят в эпоху Ивана Грозного: «молодой купец, удалой боец» Степан Парамонович Калашников в справедливом кулачном бою убивает своего обидчика – царского опричника «бусурманского сына» Кирибеевича, опозорившего его честную семью. Белинский писал, что Лермонтов в «Песне…» перенёсся в историческое прошлое русской жизни, «подслушал биение его пульса… усвоил себе склад его старинной речи, простодушную суровость его нравов, богатырскую силу и широкий размет его чувства, и как будто современник этой эпохи, как будто бы никогда и не знавал о других, и вынес из неё вымышленную быль, которая достовернее всякой действительности, несомненнее всякой истории. Поэма Лермонтова – создание мужественное, зрелое и столько же художественное, сколько и народное…» «В песне…» Михаил Юрьевич ставил себе задачи гораздо более широкие, чем подражание старинному русскому эпосу. Прежде всего – задачу проникновения в исторический характер эпохи, в быт, в психологию нравов.
Учёные спорят: «Мцыри» или «Демон» - последнее слова Лермонтова-романтика, какая из этих поэм эстетически выше? Оба произведения принадлежат к вершинам достижения мировой романтической поэмы. Вначале был создан «Демон» (начата поэма в 1829 году; последняя редакция в 1839 году). Поэма «Мцыри» появилась в 1840 году.
В основе сюжета поэмы «Демон» - библейский миф о падшем ангеле, восставшем против бога, изгнанном из рая и превращённом в духа зла. Интересна пространственно-временная организация текста: в поэме два основных плана – реальный и фантастический, они соответствуют двум сферам, в которых развивается действие – сферам неба и земли. В образе Демона с его мощными страстями и великими страданиями Лермонтов отразил трагедию сознания мыслящей личности.
Тема поэмы «Мцыри» - любовь к жизни, любовь к свободе, любовь к родине. Основной идейный пафос – протест против порабощающей человека душной неволи, поэтизация борьбы как наиболее естественного выражения человеческих сил, призыв к свободе. Для человека, рождённого свободным, любые оковы несут в себе гибель. Образ Мцыри – художественное обобщение. В нём воплотилось недовольство прогрессивных людей самодержавно-крепостническим деспотизмом, их протест. Образ Мцыри стал и упрёком этому же поколению 30-х годов, которое «вянет без борьбы».
«Герой нашего времени» является качественно новым этапом в творчестве Лермонтова и в развитии всей русской литературы 19 века. Это роман, но одновременно и цикл повестей с общим главным героем, а иногда и рассказчиком. Роман имеет ряд композиционных особенностей: по ходу повествования несколько раз меняется рассказчик; нарушена хронологическая последовательность событий. Особенностью романа является и то, что портрет героя времени создаётся как история одной человеческой души. Личность и жизнь Печорина неповторимы, но в этом – индивидуализированное выражение судьбы целого поколения. «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого поколения», - писал Михаил Юрьевич. Установка на воссоздание истории одной души позволила Лермонтову создать характер сложный и противоречивый. В поступках и высказываниях Печорина немало такого, что возмущает нравственное чувство, кажется жестоким и эгоистичным. Но всё же лучшая половина его души не умерла. Покоряя психологической правдой, Лермонтов показал ярко индивидуального, исторически конкретного героя с чёткой мотивировкой его поведения.
Век Лермонтова – эпоха эгоистическая и прозаическая. В своих произведениях Михаил Юрьевич думал над решением проблем нравственного самоусовершенствования личности. Несомненно, Лермонтова можно назвать народным поэтом и писателем.
Поэзию Лермонтова, в которой звучит печальная, щемящая сердце нота, можно сравнить с лунным сиянием. Творчество Михаила Юрьевича, по мнению Белинского, явило новую фазу в истории русского самосознания, глубоко отличающуюся от пушкинской эпохи: «В первых своих лирических произведениях Пушкин явился провозвестником человечности, пророком высоких идей общественных; но эти лирические стихотворения были столь же полны светлых надежд, предчувствия торжества, сколько силы и энергии. В первых лирических произведениях Лермонтова… также виден избыток несокрушимой силы духа и богатырской силы в выражении; но в них уже нет надежды, они поражают душу читателя безотрадностью, безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни и избытке чувства. Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце. Да, очевидно, что Лермонтов – поэт совсем другой эпохи и что его поэзия – совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества». Не веря в ближайшую победу свободы, Михаил Юрьевич своим творчеством утверждал необходимость борьбы за неё во имя будущего. Во многом опережая своё время, вступил в неравный поединок со всеми силами, принижающими личность человека.
Особенностью лирики Лермонтова, на мой взгляд, является внутреннее единство лирического героя. Герой постепенно меняется, «движется», но движение это значительно замедлено по сравнению с развитием лирических героев других поэтов 19 века. К концу творчества в лирике Михаила Юрьевича всё чаще появляется образ простого, обычного, усталого человека, совсем не похожего на героя ранней лирики. Однако между этими героями существует тесная связь, обусловленная сохранением основных мотивов, тем лирики, которые пронизывают всё творчество поэта и формируют образ его героя.
Лирическое «я» раннего Лермонтова предстаёт в противоречии между героической натурой, жаждущей свободы, активной деятельности, и реальным положением героя в обществе, которое не нуждается в его подвигах. Личность в процессе самопознания, самовоплощения, развития – главная тема творчества Михаила Юрьевича. Лермонтов представил читателю новый тип человека, основой мировоззрения которого становится философичность. В Михаиле Юрьевиче видели народного поэта, выдвигавшего в своём творчестве нравственные вопросы о судьбах и правах личности. Проблема нравственного самоусовершенствования является одной из важнейших в нашей жизни. Лермонтов думал над их решением, размышлял о совести, долге, справедливости, любви, ненависти. Михаил Юрьевич очень рано стал осознавать себя поэтом и личностью. Лирика Лермонтова – процесс становления души. Стихотворения о поэте занимают особое место в русской литературе. Лирический герой всего творчества предельно близок к автору. Лермонтов видит разъединение людей, а не их общность. Душа изменчива и противоречива. Именно об этом говорится в стихотворении «1831-го июня 11 дня»:
Холодной буквой трудно объяснить
Боренье дум. Нет звуков у людей
Довольно сильных, чтоб изобразить
Желание блаженства. Пыл страстей
Возвышенных я чувствую, но слов
Не нахожу…
Лирический герой Лермонтова непримирим к общественному злу. Несмотря на муки и страдания, он непреклонно твёрд в служении своим идеалам. В стихотворении «Поэт» Михаил Юрьевич сравнивает поэта с кинжалом:
В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Своё утратил назначенье,
На злато променяв ту власть, которой свет
Внимал в немом благоговенье?
Творчество для Лермонтова несло высокое предназначение и было призвано объединять людей.
Герой лирических произведений чувствует и остро переживает одиночество и неустроенность. Эта тема представлена в произведениях Лермонтова широко и многогранно:
Одинок я – нет отрады:
Стены голые кругом,
Тускло светит луч лампады
Умирающим огнём.
В стихотворениях «Утёс», «На севере диком…», «Листок» ведущим мотивом является трагедия одиночества. Эта тема присутствует и в лирическом произведении «Выхожу один я на дорогу…»:
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит.
Здесь отчётливы мотивы странничества, душевной опустошённости, тоскливого отчаяния. Одиночество поэта не навязано, а избрано добровольно. Герой отвергает этот мир, уходит от него. Одиночество приобретает самые разные черты: это и заточение, и любовное одиночество, появляющееся во многих любовных стихотворениях, и одиночество человека в мире:
… Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
Во многих стихотворениях («Дума», «И скучно, и грустно») появляется идея принципиального одиночества личности, связанная с темой поколения в целом.
Сознание одиночества, отчуждённости от людей окрашивает и балладу «Воздушный корабль». Обращаясь к образу Наполеона, Лермонтов рисует традиционный образ романтического героя, трагедия которого заключается в том, что он не находит себе места в мире окружающих его людей. Наполеон противопоставлен всему миру. Ему нет покоя даже после смерти:
На острове том есть могила,
А в ней император зарыт.
Тема Родины занимает в творчестве Лермонтова одно из ведущих мест, но раскрывается им неоднозначно. Поэт создаёт конкретно-исторический образ России, он тесно связан с темой «потерянного поколения». Образ России и отношение к ней у поэта двояки. В стихотворении «Родина» он говорит:
Люблю отчизну я, но странною любовью!
А в стихотворении «Прощай, немытая Россия…» поэт презирает «страну рабов, страну господ». В стихотворении «Жалоба турка» пишет о стране, где «стонет человек от рабства и цепей», и с горечью признаётся:
Друг! Этот край… моя отчизна.
Необычность любви Лермонтова к Родине в том, что эта любовь контрастна – духовной жизни лирического героя противопоставлена общественная, и они не гармонируют друг с другом.
В стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…» запечатлены редкие мгновения гармоничного слияния поэта с природой и состояние просветлённости, которое смиряет душевную тревогу, сомнения в возможности счастья на земле:
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога.
Для Лермонтова природа – предпочтительный собеседник, бесконечный источник гармонии и жизни, верный путь к единению человека и мира. Это та красота, ради которой стоит жить. В стихотворении «Родина» поэт задаёт вопрос:
Но я люблю – за что, не знаю сам –
Её степей холодное молчанье,
Её лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек её, подобные морям…
Всё, что дорого, роднит со своей страной. Поэт любит простой лад деревенской мирной жизни, ему дорога «чета белеющих берёз», радостна «пляска с топаньем и свистом». Пейзажные детали меняют друг друга: то захудалые, крытые соломой избёнки, то признаки довольства – полное гумно и резные ставни – и герой откликается душой на все впечатления окружающей народной жизни. Через образы природы в лирике Лермонтова воссоздаётся и тот идеальный мир, в который лирический герой уносится мечтой, памятью или воображением.
Михаил Юрьевич воспринимает настоящую любовь как прекрасный дар, огромный, могучий, как чувство, отражающее полноту жизни, приносящее человеку животворящую радость и безмятежность покоя от душевных тревог и страданий. По мнению лирического героя, если любить, то всей полнотой души, самозабвенно и жертвенно, на всю жизнь, находя горячий отклик в родственном сердце, искреннем, неизменно преданном и верном. Но властвующая в жизни дисгармония нарушает красоту любви, делает её трагичной, приносящей лишь муки. В стихотворении «Отчего» поэт говорит:
Мне грустно, потому что я тебя люблю,
И знаю: молодость цветущую твою
Не пощадит молвы коварное гоненье,
За каждый светлый день иль светлое мгновенье
Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.
Для Лермонтова любовь неразлучна с печалью. В его художественном мире высокое чувство всегда трагично. Обращаясь к Наталии Фёдоровне Ивановой, в которую был страстно и безнадёжно влюблён, надеялся:
Меня бы примирила ты
С людьми и буйными страстями…
Весь цикл посвящённых Ивановой стихотворений – это история неразделённого и оскорблённого чувства:
Я не достоин, может быть,
Твоей любви; не мне судить,
Но ты обманом наградила
Мои надежды и мечты…
Всю жизнь Лермонтов любил Варвару Александровну Лопухину, которая вышла замуж за Бахметьева. Она отвечала на чувства поэта, но судьба распорядилась по-своему. «Среди ледяного, среди беспощадного света» счастье было невозможно:
Мы случайно сведены судьбою,
Мы себя нашли один в другом,
И душа сдружилася с душою,
Хоть пути не кончить им вдвоём!
Какое бы стихотворение о любви мы ни прочли, всюду она является в трагическом облике. Любовные стихотворения Лермонтова превращаются одновременно и в философские. Для него любовь – это прикосновение к вечности, а не путь к земному счастью.
В 1841 году Лермонтов пишет своё последнее стихотворение «Пророк». Оно является как бы продолжением одноимённого произведения Пушкина. Тема этого стихотворения – высокая идея поэтического призвания и непонимание. Пророк видит то, что не может заметить простой человек:
С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
В основе стихотворения лежит скорбь, что высокое учение не признаётся толпой. В этом произведении показан трагический конфликт между поэтом и презирающим его обществом.
В «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»(1837) события происходят в эпоху Ивана Грозного: «молодой купец, удалой боец» Степан Парамонович Калашников в справедливом кулачном бою убивает своего обидчика – царского опричника «бусурманского сына» Кирибеевича, опозорившего его честную семью. Белинский писал, что Лермонтов в «Песне…» перенёсся в историческое прошлое русской жизни, «подслушал биение его пульса… усвоил себе склад его старинной речи, простодушную суровость его нравов, богатырскую силу и широкий размет его чувства, и как будто современник этой эпохи, как будто бы никогда и не знавал о других, и вынес из неё вымышленную быль, которая достовернее всякой действительности, несомненнее всякой истории. Поэма Лермонтова – создание мужественное, зрелое и столько же художественное, сколько и народное…» «В песне…» Михаил Юрьевич ставил себе задачи гораздо более широкие, чем подражание старинному русскому эпосу. Прежде всего – задачу проникновения в исторический характер эпохи, в быт, в психологию нравов.
Учёные спорят: «Мцыри» или «Демон» - последнее слова Лермонтова-романтика, какая из этих поэм эстетически выше? Оба произведения принадлежат к вершинам достижения мировой романтической поэмы. Вначале был создан «Демон» (начата поэма в 1829 году; последняя редакция в 1839 году). Поэма «Мцыри» появилась в 1840 году.
В основе сюжета поэмы «Демон» - библейский миф о падшем ангеле, восставшем против бога, изгнанном из рая и превращённом в духа зла. Интересна пространственно-временная организация текста: в поэме два основных плана – реальный и фантастический, они соответствуют двум сферам, в которых развивается действие – сферам неба и земли. В образе Демона с его мощными страстями и великими страданиями Лермонтов отразил трагедию сознания мыслящей личности.
Тема поэмы «Мцыри» - любовь к жизни, любовь к свободе, любовь к родине. Основной идейный пафос – протест против порабощающей человека душной неволи, поэтизация борьбы как наиболее естественного выражения человеческих сил, призыв к свободе. Для человека, рождённого свободным, любые оковы несут в себе гибель. Образ Мцыри – художественное обобщение. В нём воплотилось недовольство прогрессивных людей самодержавно-крепостническим деспотизмом, их протест. Образ Мцыри стал и упрёком этому же поколению 30-х годов, которое «вянет без борьбы».
«Герой нашего времени» является качественно новым этапом в творчестве Лермонтова и в развитии всей русской литературы 19 века. Это роман, но одновременно и цикл повестей с общим главным героем, а иногда и рассказчиком. Роман имеет ряд композиционных особенностей: по ходу повествования несколько раз меняется рассказчик; нарушена хронологическая последовательность событий. Особенностью романа является и то, что портрет героя времени создаётся как история одной человеческой души. Личность и жизнь Печорина неповторимы, но в этом – индивидуализированное выражение судьбы целого поколения. «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого поколения», - писал Михаил Юрьевич. Установка на воссоздание истории одной души позволила Лермонтову создать характер сложный и противоречивый. В поступках и высказываниях Печорина немало такого, что возмущает нравственное чувство, кажется жестоким и эгоистичным. Но всё же лучшая половина его души не умерла. Покоряя психологической правдой, Лермонтов показал ярко индивидуального, исторически конкретного героя с чёткой мотивировкой его поведения.
Век Лермонтова – эпоха эгоистическая и прозаическая. В своих произведениях Михаил Юрьевич думал над решением проблем нравственного самоусовершенствования личности. Несомненно, Лермонтова можно назвать народным поэтом и писателем.
Беленко Марина, 17 лет, х.Куликовский
Рейтинг: 5
Комментарии ВКонтакте
Комментарии
Добавить сообщение
Связаться с фондом
Вход
Помощь проекту
Сделать пожертвование через систeму элeктронных пeрeводов Яndex Деньги на кошeлёк: 41001771973652 |