На все руки мастерица
Любой край, область, даже самое небольшое село, по-своему неповторимы. В каждом месте - своеобразная природа с присущими только ей красками, музыкой, звуками.
Уже в детстве мы начинаем любить свой край. И эта любовь надолго сохраняется в душе человека. С раннего детства у человека развиваются чувства, черты характера, которые связывают его со своим народом. Корни этого явления - в языке, национальных песнях, танцах, музыке, художественной культуре. В настоящее время наблюдается интерес к народной художественной культуре, народному искусству.
И я как человек, горячо любящий свою малую родину, не могу оставаться безразличной к судьбе и истории родного края.
О необходимости сохранения исторической памяти - связующего звена между поколениями - писал Александр Селянинов: «Как ищут деревья в лесу своими корнями плодородную почву, сплоченную из пластов давно упавших листьев, так и народ живет теми духовными устоями, которые создались от доблести, геройства, стремлений, страданий и надежд предшествующих поколений. В этом заключается та живительная сила, которую исчезнувшие поколения выработали для поколений грядущих...»
Перспективы возрождения, и успешного развития художественного творчества во многом связаны с глубоким изучением и осмыслением народного искусства.
Издавна каждое село славилось своими мастерами и мастерицами. Мастер являлся самым уважаемым человеком на селе, поскольку общение с ним всегда было духовно и эмоционально обогащающим. К большому сожалению, народные ремёсла ушли в прошлое, но есть ещё в далёких глубинках мастера, которые осваивают народные промыслы и передают свои знания потомкам.
Есть такая мастерица и в селе Варваровка. Я познакомилась с ней, когда пришла с подругой на занятие в объединение «Чудо-глина». На протяжении нескольких лет им руководит Сердюк Татьяна Алексеевна. Она освоила и передает детям умение изготавливать керамические изделия. Меня заинтересовала история возникновения гончарного ремесла, и я прочла много специальной литературы. Оказывается, все изделия из глины обжигали в специальных печах - горнах. В старину мастеров, работающих с глиной, называли «горнчарами», но со временем буква «р» потерялась, и получилось слово «гончар».
Кроме серьезных изделий, гончары делали изделия для души, для забавы. Это различные свистульки в виде различных животных и птиц, игрушечная глиняная посуда, которая напоминает настоящую, украшения.
Но первым и необходимым изделием гончара считают посуду, чаши, блюда, кувшины, вазы и другую бытовую утварь.
Как приятно в летний, знойный день выпить холодного молока из глиняной кружки. Морозной зимой щи, сваренные в глиняном горшке - сущее лакомство. А как ароматно домашнее масло, сбитое в глиняной посуде! Да и тесто, а затем и пироги необыкновенно хороши, когда готовятся и хранятся в посуде, изготовленной из глины.
Раньше во время полевых работ и сенокоса часто можно было увидеть круглые глиняные фляги, которые носили за плечами. В быту часто пользовались глиняным рукомоем: как удобно в жаркий полдень умыться из этого сосуда.
Не один десяток лет служила глиняная посуда человеку. В крестьянском быту устаревшую, разбитую посуду выбрасывали, а взамен её ставили сверкающую как солнышко новую.
Глиняные сосуды, зачастую, не имели такого конкретного образа, как скажем, фигурки в народной игрушке, но они тоже «отождествлялись с живой природой и даже человеком». Подтверждением являются названия сосудов и их частей: «шейка», «носик», «ручка» и т.д.
В последнее время вырос интерес к изделиям из глины. Во многих квартирах сейчас можно встретить глиняные вазы, украшения, игрушки, посуду и даже целые керамические сервизы, разнообразные по форме и расцвеченные удивительной по звучанию орнаментальной симфонией.
Изучая материалы по истории развития гончарного промысла на Белгородчине, я пришла к выводу, что оборудование мастерской гончара, инструмент, приготовление сырой глины для выделки посуды и игрушек, составление глазурей, приемы ручной лепки на протяжении многих десятилетий оставались неизменными и во многом схожие. В производстве посуды применялись сурик, деготь, железный и медный купоросы, марганцевая соль и железная окалина.
Глина первоначально подвергалась следующей обработке, привезённая глина смешивалась с потребным количеством песка, а затем часть е переносили в мастерскую, поливали водой и сбивали чекухой (особая деревянная колодка с рукоятью), сверху ещё добавляли глину и сбивали до тех пор, пока не образуется большая глыба. Затем глыбу обрезали и обрабатывали по краям лопатой.
Из пробитой чекухой глиняной глыбы гончар скобелкой нарезал пласты глины, выкладывал их на прилавок, где разминал её руками и из неё удалялись твердые комочки, камешки и другие примеси. Из приготовленного крутого теста формировались глиняные изделия с помощью гончарного круга или вручную.
Основным материалом для изготовления керамических изделий служила глина. Гончарная глина - это горная порода, состоящая из глинистых минералов с компонентами, придающими ей необходимые качества: пластичность, пористость и огнеупорность. Пластичность - необходимое свойство при формировании изделий, пористость обеспечивает водопоглощение или равномерное высыхание, а содержащиеся в глине флюсы определяют температуру плавления материала. Поэтому в глину добавляли ангобы и глазурь. Цветные ангобы придавали сосудам особую окраску, а глазурь делала их водонепроницаемыми, благодаря чему изделия могли служить для хранения жидкостей.
Человек с наследственными качествами творца, пережив детство, обязательно становился учеником талантливого мастера. В дальнейшем он сам стремился быть непревзойденным мастером живого рукотворного ремесла.
Гончарное искусство сродни хлебопекарному. Дивно наблюдать, как глиняные, необожжённые, ещё из сырого теста изделия, въезжают в глубину печи, светящуюся тихим пламенем и, вобрав жар всей кожей, выходят на свет - преображенными, сияющими и такими же душистыми, пахучими, как булки, снятые с печи, играющие румяными аппетитными боками
Рассматривая и осторожно трогая глиняные вазы, подсвечники, кринки, игрушки-свистульки я задаю себе вопрос: «Откуда всё это? Как мастерица сумела увидеть и передать людям великую рукотворную красоту, скрытую в кусочке глины?». На такое способен только настоящий мастер, настоящий народный умелец.
Давно обратили на себя внимание глиняные изделия, изготовленные Татьяной Алексеевной Сердюк.
Родилась Татьяна Алексеевна в 1977 году в с. Вторая Стрелица, Щебекинского района Белгородской области. Выросла она в семье рабочих. Мать работала на заводе в г. Щебекино, отец был мастером отделочных работ. Заочно он окончил Московский художественный университет и подрабатывал оформителем. Наверное, наблюдая за работой отца, маленькая Танюша и впитала в себя любовь к искусству. Когда, в свободное от работы время, отец писал картины, маленькая дочь всегда оказывалась рядом, и заботливый отец давал девочке в руки кисть. Так рисование вошло в жизнь Татьяны Алексеевны, став не только любимым уроком в школе, но и призванием.
Когда в 1991 году семья переехала жить на родину отца, в Алексеевский район, Татьяна Алексеевна училась в 9 классе. Здесь она оканчивала школу, а вечером по выходным прибегала в Дом культуры, где занималась в кружке у мастера глиняной игрушки Новохатской Натальи Егоровны. Так Татьяна Алексеевна освоила новый для себя вид декоративно-прикладного творчества.
В 1994 году она поступила в Алексеевский педагогический колледж.
Окончив его по специальности «Изобразительное искусство и черчение», работала учителем рисования в средней школе с. Красное, а кружковую работу связала с лепкой.
В 2003 году работами Татьяны Алексеевны заинтересовались в Алексеевском доме ремёсел и ей предложили работать мастером народной игрушки и керамики.
В 2004 году Татьяна Алексеевна окончила курсы профессиональной подготовки по керамике в г. Белгороде у мастера-гончара Климко А.Е. и освоила новый вид техники работы с глиной - изготовление терракотовых изделий.
Теперь Татьяна Алексеевна, как и её наставница, когда-то, щедро передает свое мастерство нам, её ученикам, старается приобщить нас к творчеству русских народных умельцев.
Наблюдая за работой Татьяны Алексеевны, удивляешься, как у неё всё быстро и ловко получается. Она не только передаёт навыки гончарного ремесла, выверенные и отработанные многими поколениями мастеров, но и незаметно раскрывает секреты многих поколений мастеров керамики. Она считает, что только то изделие, в которое создатель вложил часть своей души, может претендовать на долгую жизнь и приносить радость людям.
Возрождение России начинается с русской провинции, с дорогих и милых сердцу уголков, с тех корней, которые дают нам, ныне живущим, силы и разум вспомнить, вернуть, собрать в самую сердцевину обычной жизни ощущение её цельности и полноты, миропонимания и особого «лада» внутреннего мира людей старшего поколения.
Это их трудом и талантом, талантом многих поколений наших предков создавалась уникальная народная художественная культура края, и как дар Божий данная нам сегодня в богатстве и разнообразии народной одежды, архаике песни и музыки, пластике танца и линии орнамента, мудрости слова, праздника, обряда. Культура, которая в самые трудные для Отечества времена была для жителей края источником гражданского самосознания, школой нравственного и эстетического воспитания, связующим звеном дней нынешних и дней минувших.
И пока живут на Белгородчине самобытные певцы и музыканты, мастера декоративно-прикладного искусства, люди, почитающие обычаи и традиции предков, и пока жива у нас жажда познания, не иссякнет кладезь народной художественной культуры края.
Уже в детстве мы начинаем любить свой край. И эта любовь надолго сохраняется в душе человека. С раннего детства у человека развиваются чувства, черты характера, которые связывают его со своим народом. Корни этого явления - в языке, национальных песнях, танцах, музыке, художественной культуре. В настоящее время наблюдается интерес к народной художественной культуре, народному искусству.
И я как человек, горячо любящий свою малую родину, не могу оставаться безразличной к судьбе и истории родного края.
О необходимости сохранения исторической памяти - связующего звена между поколениями - писал Александр Селянинов: «Как ищут деревья в лесу своими корнями плодородную почву, сплоченную из пластов давно упавших листьев, так и народ живет теми духовными устоями, которые создались от доблести, геройства, стремлений, страданий и надежд предшествующих поколений. В этом заключается та живительная сила, которую исчезнувшие поколения выработали для поколений грядущих...»
Перспективы возрождения, и успешного развития художественного творчества во многом связаны с глубоким изучением и осмыслением народного искусства.
Издавна каждое село славилось своими мастерами и мастерицами. Мастер являлся самым уважаемым человеком на селе, поскольку общение с ним всегда было духовно и эмоционально обогащающим. К большому сожалению, народные ремёсла ушли в прошлое, но есть ещё в далёких глубинках мастера, которые осваивают народные промыслы и передают свои знания потомкам.
Есть такая мастерица и в селе Варваровка. Я познакомилась с ней, когда пришла с подругой на занятие в объединение «Чудо-глина». На протяжении нескольких лет им руководит Сердюк Татьяна Алексеевна. Она освоила и передает детям умение изготавливать керамические изделия. Меня заинтересовала история возникновения гончарного ремесла, и я прочла много специальной литературы. Оказывается, все изделия из глины обжигали в специальных печах - горнах. В старину мастеров, работающих с глиной, называли «горнчарами», но со временем буква «р» потерялась, и получилось слово «гончар».
Кроме серьезных изделий, гончары делали изделия для души, для забавы. Это различные свистульки в виде различных животных и птиц, игрушечная глиняная посуда, которая напоминает настоящую, украшения.
Но первым и необходимым изделием гончара считают посуду, чаши, блюда, кувшины, вазы и другую бытовую утварь.
Как приятно в летний, знойный день выпить холодного молока из глиняной кружки. Морозной зимой щи, сваренные в глиняном горшке - сущее лакомство. А как ароматно домашнее масло, сбитое в глиняной посуде! Да и тесто, а затем и пироги необыкновенно хороши, когда готовятся и хранятся в посуде, изготовленной из глины.
Раньше во время полевых работ и сенокоса часто можно было увидеть круглые глиняные фляги, которые носили за плечами. В быту часто пользовались глиняным рукомоем: как удобно в жаркий полдень умыться из этого сосуда.
Не один десяток лет служила глиняная посуда человеку. В крестьянском быту устаревшую, разбитую посуду выбрасывали, а взамен её ставили сверкающую как солнышко новую.
Глиняные сосуды, зачастую, не имели такого конкретного образа, как скажем, фигурки в народной игрушке, но они тоже «отождествлялись с живой природой и даже человеком». Подтверждением являются названия сосудов и их частей: «шейка», «носик», «ручка» и т.д.
В последнее время вырос интерес к изделиям из глины. Во многих квартирах сейчас можно встретить глиняные вазы, украшения, игрушки, посуду и даже целые керамические сервизы, разнообразные по форме и расцвеченные удивительной по звучанию орнаментальной симфонией.
Изучая материалы по истории развития гончарного промысла на Белгородчине, я пришла к выводу, что оборудование мастерской гончара, инструмент, приготовление сырой глины для выделки посуды и игрушек, составление глазурей, приемы ручной лепки на протяжении многих десятилетий оставались неизменными и во многом схожие. В производстве посуды применялись сурик, деготь, железный и медный купоросы, марганцевая соль и железная окалина.
Глина первоначально подвергалась следующей обработке, привезённая глина смешивалась с потребным количеством песка, а затем часть е переносили в мастерскую, поливали водой и сбивали чекухой (особая деревянная колодка с рукоятью), сверху ещё добавляли глину и сбивали до тех пор, пока не образуется большая глыба. Затем глыбу обрезали и обрабатывали по краям лопатой.
Из пробитой чекухой глиняной глыбы гончар скобелкой нарезал пласты глины, выкладывал их на прилавок, где разминал её руками и из неё удалялись твердые комочки, камешки и другие примеси. Из приготовленного крутого теста формировались глиняные изделия с помощью гончарного круга или вручную.
Основным материалом для изготовления керамических изделий служила глина. Гончарная глина - это горная порода, состоящая из глинистых минералов с компонентами, придающими ей необходимые качества: пластичность, пористость и огнеупорность. Пластичность - необходимое свойство при формировании изделий, пористость обеспечивает водопоглощение или равномерное высыхание, а содержащиеся в глине флюсы определяют температуру плавления материала. Поэтому в глину добавляли ангобы и глазурь. Цветные ангобы придавали сосудам особую окраску, а глазурь делала их водонепроницаемыми, благодаря чему изделия могли служить для хранения жидкостей.
Человек с наследственными качествами творца, пережив детство, обязательно становился учеником талантливого мастера. В дальнейшем он сам стремился быть непревзойденным мастером живого рукотворного ремесла.
Гончарное искусство сродни хлебопекарному. Дивно наблюдать, как глиняные, необожжённые, ещё из сырого теста изделия, въезжают в глубину печи, светящуюся тихим пламенем и, вобрав жар всей кожей, выходят на свет - преображенными, сияющими и такими же душистыми, пахучими, как булки, снятые с печи, играющие румяными аппетитными боками
Рассматривая и осторожно трогая глиняные вазы, подсвечники, кринки, игрушки-свистульки я задаю себе вопрос: «Откуда всё это? Как мастерица сумела увидеть и передать людям великую рукотворную красоту, скрытую в кусочке глины?». На такое способен только настоящий мастер, настоящий народный умелец.
Давно обратили на себя внимание глиняные изделия, изготовленные Татьяной Алексеевной Сердюк.
Родилась Татьяна Алексеевна в 1977 году в с. Вторая Стрелица, Щебекинского района Белгородской области. Выросла она в семье рабочих. Мать работала на заводе в г. Щебекино, отец был мастером отделочных работ. Заочно он окончил Московский художественный университет и подрабатывал оформителем. Наверное, наблюдая за работой отца, маленькая Танюша и впитала в себя любовь к искусству. Когда, в свободное от работы время, отец писал картины, маленькая дочь всегда оказывалась рядом, и заботливый отец давал девочке в руки кисть. Так рисование вошло в жизнь Татьяны Алексеевны, став не только любимым уроком в школе, но и призванием.
Когда в 1991 году семья переехала жить на родину отца, в Алексеевский район, Татьяна Алексеевна училась в 9 классе. Здесь она оканчивала школу, а вечером по выходным прибегала в Дом культуры, где занималась в кружке у мастера глиняной игрушки Новохатской Натальи Егоровны. Так Татьяна Алексеевна освоила новый для себя вид декоративно-прикладного творчества.
В 1994 году она поступила в Алексеевский педагогический колледж.
Окончив его по специальности «Изобразительное искусство и черчение», работала учителем рисования в средней школе с. Красное, а кружковую работу связала с лепкой.
В 2003 году работами Татьяны Алексеевны заинтересовались в Алексеевском доме ремёсел и ей предложили работать мастером народной игрушки и керамики.
В 2004 году Татьяна Алексеевна окончила курсы профессиональной подготовки по керамике в г. Белгороде у мастера-гончара Климко А.Е. и освоила новый вид техники работы с глиной - изготовление терракотовых изделий.
Теперь Татьяна Алексеевна, как и её наставница, когда-то, щедро передает свое мастерство нам, её ученикам, старается приобщить нас к творчеству русских народных умельцев.
Наблюдая за работой Татьяны Алексеевны, удивляешься, как у неё всё быстро и ловко получается. Она не только передаёт навыки гончарного ремесла, выверенные и отработанные многими поколениями мастеров, но и незаметно раскрывает секреты многих поколений мастеров керамики. Она считает, что только то изделие, в которое создатель вложил часть своей души, может претендовать на долгую жизнь и приносить радость людям.
Возрождение России начинается с русской провинции, с дорогих и милых сердцу уголков, с тех корней, которые дают нам, ныне живущим, силы и разум вспомнить, вернуть, собрать в самую сердцевину обычной жизни ощущение её цельности и полноты, миропонимания и особого «лада» внутреннего мира людей старшего поколения.
Это их трудом и талантом, талантом многих поколений наших предков создавалась уникальная народная художественная культура края, и как дар Божий данная нам сегодня в богатстве и разнообразии народной одежды, архаике песни и музыки, пластике танца и линии орнамента, мудрости слова, праздника, обряда. Культура, которая в самые трудные для Отечества времена была для жителей края источником гражданского самосознания, школой нравственного и эстетического воспитания, связующим звеном дней нынешних и дней минувших.
И пока живут на Белгородчине самобытные певцы и музыканты, мастера декоративно-прикладного искусства, люди, почитающие обычаи и традиции предков, и пока жива у нас жажда познания, не иссякнет кладезь народной художественной культуры края.
Миллер Анастасия Александровна, 9 лет, Алексеевка
Рейтинг: 0
Комментарии ВКонтакте
Комментарии
Добавить сообщение
Связаться с фондом
Вход
Помощь проекту
Сделать пожертвование через систeму элeктронных пeрeводов Яndex Деньги на кошeлёк: 41001771973652 |