Сын Кубани - Г.Ф.Пономаренко
В знойном мареве звенит над щедрым полем звонкая песня жаворонка, радуя сердце потомственного казака – хлебороба. И его душа тоже поет, потому что на Кубани любят песню и умеют её петь. Да и как же современному казаку не затянуть величественный напев о своей цветущей Кубани, о песенной доле, о судьбе хлебороба. И свой рассказ о современных создателях кубанских песен я хочу начать с Григория Федоровича Пономаренко, истинного сына Кубани. Мне кажется, его песни стали своеобразной музыкальной эмблемой нашего солнечного края. Во многих произведениях композитор предстает перед нами глубоким лириком, создателем неповторимых раздольных мелодий. Иногда поражаешься, как ему так здорово удавалось писать песни на тему кубанского села? Будь то протяжная степная или проникновенная лирическая песня, либо упругая, наполненная внутренней энергией, песня о станице, о степной речке со склонившимися ивами над ней, о звуках гармошки в вечерней тишине кубанского хутора. Во всем чувствовалась жизненная правда. А это значит, что композитор умел «пропустить» через себя, прочувствовать душой и сердцем фольклор края.
Его неприкаянная душа долго скиталась по России, пока не обрела пристанище на Кубани. С первой встречи наш край очаровал уже именитого композитора. И сразу выплеснулись из души трогательные «Тополя, тополя…» Песни о Кубани рождались, словно сами собой». Раз легко дышалось, так и писалось на вздохе.
Такой уж у меня характер:
Во все влезать, во все вникать.
Душа моя – вулкана кратер,
А в голове симфоний пять…
Григорий Федорович вспоминал: «Я родился в Моровке, на берегу Десны. Детство прошло в Запорожье на Днепре. Композитором стал на Волге. А счастье свое нашел на Кубани». Еще в годы Отечественной войны он впервые побывал на Кубани с ансамблем погранвойск. Выступали перед бойцами. Тогда уже его покорили, очаровали стройные великаны-тополя. Таким было рождение песни, смелым, светлым. Кубань он любил нежно, трепетно. Она напоминала ему родину- Украину.
«Здравствуй, наша Кубань!» - это была первая песня, написанная здесь. Как лихо, красиво пел ее тогда Кубанский казачий хор. Потом были «Ой, лиманы мои», «Хутора», «Кубанское море», «Ехал казак за Кубань», « Соловей на веточке».Здесь приметил голосистую казачку Григорий Пономаренко. Обратил внимание не только на сильный, выразительный от природы голос, но и на красоту, душевность молоденькой артистки Кубанского казачьего хора. И сколько лет они были неразлучны в жизни и на сцене. Он считал Веронику Журавлеву одной из лучших исполнительниц его произведений. Споет одну-другую песню, созвучную безудержному веселью, а потом постудит душу чем-нибудь светлым, трогательным: «Ивушки, вы ивушки… Деревца зеленые…» Было чему радоваться, над чем-то погрустить, о чем-то поразмыслить. О любви, верности, встречах, разлуках. Долго хочется слушать задушевные пономаренковские песни. Они, однажды зацепив душу, останутся на всю жизнь.
Все знают, что Григорий Федорович писал о Кубани. Но не все представляют, до чего много у него казачьих песен. И вот мы слышим их. Песня за песней… Сливаются они в музыкальную поэму о Кубани. Можно удивляться тому, как хватило одной человеческой жизни на создание столь могучего песенного пласта! Григорий Пономаренко творил для народа, и народ бережно хранит теперь уже свое достояние в своих сердцах! Теперь уже стал традицией краевой фестиваль – конкурс «Кубань поет Пономаренко». Простые люди увлечены песнями любимого композитора, по сыновьи любившего нашу Кубань.
Сильнейшей стороной песенного творчества Пономаренко является умение создать ту единственную мелодию, которая легко ложится на слух, мало кого оставляя равнодушным. Он самородок, прошедший высшую школу обучения у жизни, классиков, народа. Он композитор не столько «по труду», сколько « по душе».
А какие песни Григория Федоровича люблю я? Наверное, все! Люблю
« Оренбургский пуховый платок», проникновенно исполняемый любой певицей, но, как говорит моя бабушка, особенно в исполнении Людмилой Зыкиной. Почему, спросите вы? Да потому, что она о маме, такая нежная, мудрая… Песня тревожит душу, никогда не даст забыть о маме. А еще «Тополя». Сразу видно, что композитор всем существом любит русскую природу. Песня тем и хороша, что настраивает исполнителя на лирический лад. Мне кажется, что в душе каждого слушателя она пробуждает что-то свое: светлую грусть по родным местам, у людей старшего поколения - о прошедшей молодости, первой любви. Музыка до того своеобразна, что его автора можно узнать «по почерку». Совсем не важно, звучит ли она в исполнении хора, солиста. Григорий Пономаренко- это радость для народа. Его песни - это жизненная правда. Они – желанные гости в каждом доме. Их поет вся Россия! И пусть я не застала в живых этого чудесного человека. Но мы всей семьей радуемся каждой его песне. Какой у человека огромный талант! Какая одаренность! Его песни поют даже дети.
В текстах современных поэтов Пономаренко отыскивал народное зерно, которое всегда давало прекрасные всходы. Он сотрудничал с замечательными поэтами. Среди них В.Боков, В.Бакалдин, Н.Хохлов, И.Варавва.
И каких только песен нет у Пономаренко! Кажется, их непочатый край. На Руси восхищаются, что жил этот человек вместе с нами, радовал и радует нас прекрасными песнями. Это живой голос нашей русской природы, которая наделила композитора чудным даром - слышать музыку родного края, передавать ее в проникновенных напевах, близких и понятных каждому чистому сердцу. В певучем раздолье мелодий слышится родное, близкое. Мне запомнились слова Г.Ф. Пономаренко о том, что для него музыка - верный помощник, который никогда не позволит сфальшивить.
Удивительна и порой трудно объяснима бывает судьба песни! Иная и сложна, и продумана, и вроде бы красива, а жизни в ней нет. А другая проста, безыскусна, и поется в ней о чем-то общеизвестном, но доходит она до каждого сердца. Ему на славу удавались песни на стихи потомственного запорожского казака - кубанского поэта Ивана Вараввы. Вот одна из них, которая мне очень нравится. Это «Ехал казак за Кубань», написанная Григорием Федоровичем в первые годы своей жизни в Краснодаре. Всего три нотные строки, вместившие мотив грустной казачьей думы. Свою песню «На кордоне» композитор создал именно в подобном духе. Песня печальна и раздумчива. В ней поётся о нелегкой судьбе служилого казака. Я представляю бескрайнюю кубанскую степь, залитую ярким южным солнцем, звуки красивой раздольной «Песни бандуры». На уроках кубановедения я узнала, что для запорожского казака бандура- символ вольной жизни, его душа. Разве можно обойтись без нее на веселой казачьей свадьбе? На вечеринке? Она была спутницей казаков и в походной жизни. После многих верст пути взойдет казак на высокий курган, в своих широченных шароварах усядется поудобнее на некошеные травы, неспешно окинет взором ковыльную степь, проведет шершавой ладонью по свисающим пышным усам и только потом начнет колдовать над тугими струнами. И полетят над ковылями да над лиманами стройные звучные аккорды. И взлетит к самому поднебесью задушевная песня, согревая душу казакам- рубакам, завораживая своей красотой всю округу. А вы никого из своих прадедов не узнали в этом человеке?
Что мне особенно нравится в Г.Ф.Пономаренко? То, что все новые песни всегда стремился опробовать не в ослепительных концертных залах филармонии, а на колхозном полевом стане, в сельском клубе, в подшефной воинской части. Хлеборобская тема заняла видное место среди произведений, созданных им на кубанской земле, воспевающих труд рыцарей наших полей.
Здравствуй, наша Кубань,
Тополиный край!
С солнышком встанем,
Степи распашем,
Вырастим урожай.
Это слова из песни «Здравствуй, наша Кубань!» на слова С.Хохлова. Я знаю, что это сказано и о моих станичниках. Как тесно переплетается его творчество с нашей судьбой. Что интересно, для него песня, как живой человек, должна иметь биографию, душу. Мелодия - душа песни, а песня – судьба человека, порою - судьба поколения. Многие композиторы и не рассчитывают, чтобы их песни пелись в народе. Они пишут в расчете на то, чтобы их исполняли с эстрады профессионалы. Такие песни в большинстве своем сгорают, как мотыльки. Я задумалась об этом. Ответ пришел не сразу, но… Песни, которые запели люди, живут годами, а то и веками. Их могут и не передавать ежедневно по радио и телевидению. Но если песня поселилась под крышей отчего дома, в семье – она бессмертна. Моя бабушка передала любовь к песне «Оренбургский пуховый платок» моей маме, а я услышала в раннем детстве от нее, запомнила на всю жизнь, а потом спою своим детям. Во время ее исполнения нет – нет да и блеснет слезинка в глазах поющих. Песня согревает своим теплом, чарующей красотой мелодии. От сердца к сердцу…
Я низко склоняю голову перед талантом Григория Федоровича и считаю его верным сыном Кубани.. Как удивительно широк песенный диапазон Пономаренко! Он писал на стихи Есенина, Блока, Лермонтова, Пушкина, с замечательной прозорливостью угадывая в этих бессмертных стихах тайну их песенной души.
Почти полвека работы в песенном жанре – срок немалый. И все же, сколько создано им песен? Григорий Федорович считал только те песни, которые стали популярными, признанными народом. И если бы я задала ему вопрос о том, что считает он в песне главным, то услышала бы: « Мелодию! Причем такую, чтобы ее легко можно было петь любому голосу». Когда я слышу его лучшие песни, мне кажется, что их никто не писал, что они родились сами по себе. Как цветы на лугу. Как журавли в небе. Как первый подснежник в лесу. «В чем же истоки творчества этого композитора?» - думаю я. Ответ очевиден: «В его трепетной любви к России». Хороши его песни! Как и раньше звучат они молодо, потому что не иссякнет у человека чувство любви земной…
Если бы меня спросили, что я узнала об этом замечательном человеке, то ответила бы, что он разный. Его песни богаты всевозможными оттенками эмоций, чувств, настроений. Главные черты его характера - талант, простота, жизнелюбие. Эти черты притягивают к себе многих. В поле его притяжения попала и я. Сильнейшей стороной песенного творчества Пономаренко считаю умение создать ту единственную мелодию, которая легко ложится на слух и мало кого оставляет равнодушным. Человек удивительной судьбы и гениального таланта. Такого нельзя забыть. Нет у него таких песен, которые бы не трогали слушателя.
Природа щедро наделила его мелодическим даром. Неподвластные стремительному бегу времени произведения Григория Федоровича тревожат и волнуют сердца миллионов людей, как эти строки:
Притихли лунные поляны,
Притихли клены в вышине -
Пономаренко на баяне
Поет о милой стороне…
Мы помним своих героев, сынов Отечества, увековечивая их имена. Имя Г.Ф. Пономаренко присвоили концертному залу в городе Краснодаре, открыты две мемориальные доски. На доме, где жил композитор, и на здании филармонии, в которой он проработал более двадцати лет. Две музыкальные школы на Кубани носят его имя. В сентябре 2002 года на центральной улице Краснодара установлен памятник любимому кубанцами композитору.
Сегодня и завтра, в день его юбилея, бронзовый Пономаренко у Краснодарской филармонии будет усыпан цветами. Их часто приносят сюда преданные поклонники. А над Россией будет литься его живая песня. Имя композитора никогда не будет забыто. Его песни зовут жить, работать, любить. Пусть они будут живым памятником труженику культуры, верному сыну Кубани, потому что
Он шел на зов звезды в тумане.
И плача сердцем, и греша,
Над степью светлою Кубани
Взлетела светлая душа…
Его неприкаянная душа долго скиталась по России, пока не обрела пристанище на Кубани. С первой встречи наш край очаровал уже именитого композитора. И сразу выплеснулись из души трогательные «Тополя, тополя…» Песни о Кубани рождались, словно сами собой». Раз легко дышалось, так и писалось на вздохе.
Такой уж у меня характер:
Во все влезать, во все вникать.
Душа моя – вулкана кратер,
А в голове симфоний пять…
Григорий Федорович вспоминал: «Я родился в Моровке, на берегу Десны. Детство прошло в Запорожье на Днепре. Композитором стал на Волге. А счастье свое нашел на Кубани». Еще в годы Отечественной войны он впервые побывал на Кубани с ансамблем погранвойск. Выступали перед бойцами. Тогда уже его покорили, очаровали стройные великаны-тополя. Таким было рождение песни, смелым, светлым. Кубань он любил нежно, трепетно. Она напоминала ему родину- Украину.
«Здравствуй, наша Кубань!» - это была первая песня, написанная здесь. Как лихо, красиво пел ее тогда Кубанский казачий хор. Потом были «Ой, лиманы мои», «Хутора», «Кубанское море», «Ехал казак за Кубань», « Соловей на веточке».Здесь приметил голосистую казачку Григорий Пономаренко. Обратил внимание не только на сильный, выразительный от природы голос, но и на красоту, душевность молоденькой артистки Кубанского казачьего хора. И сколько лет они были неразлучны в жизни и на сцене. Он считал Веронику Журавлеву одной из лучших исполнительниц его произведений. Споет одну-другую песню, созвучную безудержному веселью, а потом постудит душу чем-нибудь светлым, трогательным: «Ивушки, вы ивушки… Деревца зеленые…» Было чему радоваться, над чем-то погрустить, о чем-то поразмыслить. О любви, верности, встречах, разлуках. Долго хочется слушать задушевные пономаренковские песни. Они, однажды зацепив душу, останутся на всю жизнь.
Все знают, что Григорий Федорович писал о Кубани. Но не все представляют, до чего много у него казачьих песен. И вот мы слышим их. Песня за песней… Сливаются они в музыкальную поэму о Кубани. Можно удивляться тому, как хватило одной человеческой жизни на создание столь могучего песенного пласта! Григорий Пономаренко творил для народа, и народ бережно хранит теперь уже свое достояние в своих сердцах! Теперь уже стал традицией краевой фестиваль – конкурс «Кубань поет Пономаренко». Простые люди увлечены песнями любимого композитора, по сыновьи любившего нашу Кубань.
Сильнейшей стороной песенного творчества Пономаренко является умение создать ту единственную мелодию, которая легко ложится на слух, мало кого оставляя равнодушным. Он самородок, прошедший высшую школу обучения у жизни, классиков, народа. Он композитор не столько «по труду», сколько « по душе».
А какие песни Григория Федоровича люблю я? Наверное, все! Люблю
« Оренбургский пуховый платок», проникновенно исполняемый любой певицей, но, как говорит моя бабушка, особенно в исполнении Людмилой Зыкиной. Почему, спросите вы? Да потому, что она о маме, такая нежная, мудрая… Песня тревожит душу, никогда не даст забыть о маме. А еще «Тополя». Сразу видно, что композитор всем существом любит русскую природу. Песня тем и хороша, что настраивает исполнителя на лирический лад. Мне кажется, что в душе каждого слушателя она пробуждает что-то свое: светлую грусть по родным местам, у людей старшего поколения - о прошедшей молодости, первой любви. Музыка до того своеобразна, что его автора можно узнать «по почерку». Совсем не важно, звучит ли она в исполнении хора, солиста. Григорий Пономаренко- это радость для народа. Его песни - это жизненная правда. Они – желанные гости в каждом доме. Их поет вся Россия! И пусть я не застала в живых этого чудесного человека. Но мы всей семьей радуемся каждой его песне. Какой у человека огромный талант! Какая одаренность! Его песни поют даже дети.
В текстах современных поэтов Пономаренко отыскивал народное зерно, которое всегда давало прекрасные всходы. Он сотрудничал с замечательными поэтами. Среди них В.Боков, В.Бакалдин, Н.Хохлов, И.Варавва.
И каких только песен нет у Пономаренко! Кажется, их непочатый край. На Руси восхищаются, что жил этот человек вместе с нами, радовал и радует нас прекрасными песнями. Это живой голос нашей русской природы, которая наделила композитора чудным даром - слышать музыку родного края, передавать ее в проникновенных напевах, близких и понятных каждому чистому сердцу. В певучем раздолье мелодий слышится родное, близкое. Мне запомнились слова Г.Ф. Пономаренко о том, что для него музыка - верный помощник, который никогда не позволит сфальшивить.
Удивительна и порой трудно объяснима бывает судьба песни! Иная и сложна, и продумана, и вроде бы красива, а жизни в ней нет. А другая проста, безыскусна, и поется в ней о чем-то общеизвестном, но доходит она до каждого сердца. Ему на славу удавались песни на стихи потомственного запорожского казака - кубанского поэта Ивана Вараввы. Вот одна из них, которая мне очень нравится. Это «Ехал казак за Кубань», написанная Григорием Федоровичем в первые годы своей жизни в Краснодаре. Всего три нотные строки, вместившие мотив грустной казачьей думы. Свою песню «На кордоне» композитор создал именно в подобном духе. Песня печальна и раздумчива. В ней поётся о нелегкой судьбе служилого казака. Я представляю бескрайнюю кубанскую степь, залитую ярким южным солнцем, звуки красивой раздольной «Песни бандуры». На уроках кубановедения я узнала, что для запорожского казака бандура- символ вольной жизни, его душа. Разве можно обойтись без нее на веселой казачьей свадьбе? На вечеринке? Она была спутницей казаков и в походной жизни. После многих верст пути взойдет казак на высокий курган, в своих широченных шароварах усядется поудобнее на некошеные травы, неспешно окинет взором ковыльную степь, проведет шершавой ладонью по свисающим пышным усам и только потом начнет колдовать над тугими струнами. И полетят над ковылями да над лиманами стройные звучные аккорды. И взлетит к самому поднебесью задушевная песня, согревая душу казакам- рубакам, завораживая своей красотой всю округу. А вы никого из своих прадедов не узнали в этом человеке?
Что мне особенно нравится в Г.Ф.Пономаренко? То, что все новые песни всегда стремился опробовать не в ослепительных концертных залах филармонии, а на колхозном полевом стане, в сельском клубе, в подшефной воинской части. Хлеборобская тема заняла видное место среди произведений, созданных им на кубанской земле, воспевающих труд рыцарей наших полей.
Здравствуй, наша Кубань,
Тополиный край!
С солнышком встанем,
Степи распашем,
Вырастим урожай.
Это слова из песни «Здравствуй, наша Кубань!» на слова С.Хохлова. Я знаю, что это сказано и о моих станичниках. Как тесно переплетается его творчество с нашей судьбой. Что интересно, для него песня, как живой человек, должна иметь биографию, душу. Мелодия - душа песни, а песня – судьба человека, порою - судьба поколения. Многие композиторы и не рассчитывают, чтобы их песни пелись в народе. Они пишут в расчете на то, чтобы их исполняли с эстрады профессионалы. Такие песни в большинстве своем сгорают, как мотыльки. Я задумалась об этом. Ответ пришел не сразу, но… Песни, которые запели люди, живут годами, а то и веками. Их могут и не передавать ежедневно по радио и телевидению. Но если песня поселилась под крышей отчего дома, в семье – она бессмертна. Моя бабушка передала любовь к песне «Оренбургский пуховый платок» моей маме, а я услышала в раннем детстве от нее, запомнила на всю жизнь, а потом спою своим детям. Во время ее исполнения нет – нет да и блеснет слезинка в глазах поющих. Песня согревает своим теплом, чарующей красотой мелодии. От сердца к сердцу…
Я низко склоняю голову перед талантом Григория Федоровича и считаю его верным сыном Кубани.. Как удивительно широк песенный диапазон Пономаренко! Он писал на стихи Есенина, Блока, Лермонтова, Пушкина, с замечательной прозорливостью угадывая в этих бессмертных стихах тайну их песенной души.
Почти полвека работы в песенном жанре – срок немалый. И все же, сколько создано им песен? Григорий Федорович считал только те песни, которые стали популярными, признанными народом. И если бы я задала ему вопрос о том, что считает он в песне главным, то услышала бы: « Мелодию! Причем такую, чтобы ее легко можно было петь любому голосу». Когда я слышу его лучшие песни, мне кажется, что их никто не писал, что они родились сами по себе. Как цветы на лугу. Как журавли в небе. Как первый подснежник в лесу. «В чем же истоки творчества этого композитора?» - думаю я. Ответ очевиден: «В его трепетной любви к России». Хороши его песни! Как и раньше звучат они молодо, потому что не иссякнет у человека чувство любви земной…
Если бы меня спросили, что я узнала об этом замечательном человеке, то ответила бы, что он разный. Его песни богаты всевозможными оттенками эмоций, чувств, настроений. Главные черты его характера - талант, простота, жизнелюбие. Эти черты притягивают к себе многих. В поле его притяжения попала и я. Сильнейшей стороной песенного творчества Пономаренко считаю умение создать ту единственную мелодию, которая легко ложится на слух и мало кого оставляет равнодушным. Человек удивительной судьбы и гениального таланта. Такого нельзя забыть. Нет у него таких песен, которые бы не трогали слушателя.
Природа щедро наделила его мелодическим даром. Неподвластные стремительному бегу времени произведения Григория Федоровича тревожат и волнуют сердца миллионов людей, как эти строки:
Притихли лунные поляны,
Притихли клены в вышине -
Пономаренко на баяне
Поет о милой стороне…
Мы помним своих героев, сынов Отечества, увековечивая их имена. Имя Г.Ф. Пономаренко присвоили концертному залу в городе Краснодаре, открыты две мемориальные доски. На доме, где жил композитор, и на здании филармонии, в которой он проработал более двадцати лет. Две музыкальные школы на Кубани носят его имя. В сентябре 2002 года на центральной улице Краснодара установлен памятник любимому кубанцами композитору.
Сегодня и завтра, в день его юбилея, бронзовый Пономаренко у Краснодарской филармонии будет усыпан цветами. Их часто приносят сюда преданные поклонники. А над Россией будет литься его живая песня. Имя композитора никогда не будет забыто. Его песни зовут жить, работать, любить. Пусть они будут живым памятником труженику культуры, верному сыну Кубани, потому что
Он шел на зов звезды в тумане.
И плача сердцем, и греша,
Над степью светлою Кубани
Взлетела светлая душа…
Макаренко Юлия, 17 лет, ст. Темиргоевская
Рейтинг: 1
Комментарии ВКонтакте
Комментарии
Добавить сообщение
Связаться с фондом
Вход
Помощь проекту
Сделать пожертвование через систeму элeктронных пeрeводов Яndex Деньги на кошeлёк: 41001771973652 |