"Покаяние князя"
Стоял 1015 год. Русь процветала, вела торги со многими государствами. Они больше не смотрели на неё, как на «дикарку». Они вели с ней переговоры на равных. Это стало возможным, благодаря объединившей все племена вере. Князь Владимир крестил языческую Русь. Это великое событие заставило всех людей сплотиться. До него люди были отдельными «пальцами», а теперь единая сильная «рука», держащая меч и щит, защищающая родную землю. Вера в единого Бога сплотила в одно целое: каждый дом, каждое племя, живущее на обширных территориях, леса и поля, озера и горы – стали едиными.
***
Утро. Солнце встаёт из-за горизонта. Поют птицы. Ничто не нарушает покой в загородном тереме в Берестове, лишь плач княгини раздается в серебристой росяной тишине. Ее тихие всхлипывания уносит ветер далеко-далеко за горизонт. Она молит Бога о спасении мужа. Молит Бога, чтобы остановил он её сыновей, дабы те не совершили ужасный грех – братоубийство или ещё хуже – отцеубийство. Она поднимает заплаканные очи к небу, к солнцу, протягивает к нему руки.
Но никто не видел этой откровенной сцены. Много людей толпилось у дверей в палату умирающего князя. Князь Владимир Красно Солнышко – креститель Земли Русской - умирал в муках. Кто знает, за что ему были посланы эти муки? Он был сильный воин, мудрый князь. Почему он выронил из своей руки княжеский меч? Неужели не хватило силы? А может это божье наказание за то, что стольких людей погубил, пока провозглашал веру, гласящую «Миром правит Любовь…» Столько крови на его руках, и не смыть ему ее вовеки. Но этой жертвой он сплотил Землю Русскую, собрал каждый камушек, и получилась могучая гора. Он умирал, но не издавал, ни звука. Люди за дверью не знали, что его держит на этой земле, а он ждал Его.
Тихие разговоры слышал Владимир за дверью. Но вдруг Резкая тишина образовала вакуум безвучия. Дверь в его опочивальню открылась. Вошёл проповедник. Это был старик с длинной белой бородой, в чёрном одеянии, с посохом. Он медленно подошёл к кровати, поклонился и посмотрел на князя.
-Прошу, садись, старый друг.
-Благодарю.
-Расскажи мне, что творится там, за этой дверью. Я уже несколько дней не могу встать. Мне тяжело двигать руками, тяжело говорить.
-О чем рассказать Вам, князь? О людях, которые стоят за этой дверью и ждут того часа, когда закроются твои глаза и остынут твои руки ,о людях, которые ничего не предпринимают, они смотрят, как ты мучаешься, а когда отворачиваются, то улыбаются, понимая, что княжеское место скоро будет свободно. Они дерутся между собою: кто же первым займёт место в Киеве. Уже думают о планах, как согнать твоих сыновей и посадить своих верных псов. Или рассказать о тех людях, которые переживают за тебя, молятся Богу, чтобы ты встал. И о тех слезах, которые проливаются за тебя. О чем рассказать Вам, князь? О том, что враги не дремлют, а готовятся напасть? О том, что Русь стала сплочённой, сильной? О чем рассказать?
Проповедник замолчал. Князь молча слушал, не зная, что сказать. Он несколько дней не вставал. Бояре, холопы заходили и говорили, что все хорошо, и лишь он, его старый друг, поведал ему правду.
-Меня мучает совесть, я стольких людей погубил. Отнял все то, что у них было, и заставил поверить в совершенно иное.
-Княже, камень тоже долго упирается, годами вода точит его, но потом он становится гладок и прекрасен. Пройдут года, пройдут столетия, и люди поймут, что ты для них сделал. Я не приверженец пролития крови. Я долго думал, почему Господь доверил предстать перед глазами людей в красном плаще с мечом в багрово-красной крови? Случайность, скажешь ты. Ошибаешься. Каждый несет свой «крест».
-Я устал…
-Спи. Пусть тебе приснится сон.
-Мне страшно. Я вижу их лица, ужас в их глазах. Я боюсь… Зачем мне эти муки? Лучше сразу умереть. Да, да. Князья тоже боятся. Мы ведь тоже люди.
-Это грехи разрывают твою душу.
-Грехи? Как я хочу, чтобы судили мои дела: поступки простолюдина, а не дела князя.
-Княже, ты - великий человек, и потому спрос с тебя более, чем с других. За всю свою жизнь ты нарушил очень много заповедей: «Не убий», а скольких ты убил; «Не завидуй», а ты возжелал жену брата…. я могу долго перечислять.
Владимир закрыл глаза и по впалым щекам потекли скупые слезы.
-Тяжел груз мною сотворенного. Не умереть мне спокойно.
-Бог простит и отпустит тебе все прегрешения. Покайся перед Господом нашим.
-И все?
-От души, от сердца покайся. А не для того, чтобы избавиться от мук. Ты должен сам себе признаться в совершенном и просить покаяние у Бога.
Владимир опять задумался. В нём боролись два человека: гордый князь и человек, умирающий в муках. Зарыдал княже горючими слезами.
-Господи, прости меня грешного! Прости прегрешения мои явные и тайные! Прости, что я думал только о важном, князь должен думать о каждом человеке. Прости меня, Господи, что, прикрываясь своим величием, я искал славы для восхваления своей гордыни. Об одном прошу тебя, Господи, заступись за Землю Русскую. Грешен я, что загубил столько душ человеческих. Пусть это останется моим грехом, но сыновьям моим достанется сильная Русь, объединенная Великой христианской верой. Господи, покарай меня, но сохрани Землю Русскую.
-Господь простит тебя, ведь ты просил не за себя, а за других…
-Друг мой, легче мне, легче. Ничто не гнетет мою душу, совесть не рвёт меня на части.
-Теперь ты, княже, один из тех, кто познал великую силу христианской веры: покаяние и прощение. А теперь спи, князь, спи.
-Прошу не уходи. Поговори со мной?
-Я не уйду.
Князь закрыл глаза, проповедник сел рядом и забылся, словно окунулся в воспоминания давно минувших дней.
***
Вечер. Стоял тихий вечер. Птицы кружили в небе, поедая мошек. Ветер молчал, уходя в дальние луга за горы. Тихо бежала вода, спотыкаясь о пороги реки. Бабочки кружились в танце над полевыми цветами. Ящерка перебегала тропинку, по которой шёл жрец Перуна. Он шёл к реке умыть лицо. Волхв только что совершил жертвоприношение на треножнике своего покровителя. По рукам струилась ещё тёплая кровь. Она с трудом смывалась с рук старца. Вода в реке была холодной. Жрец собирался уже уходить, как услышал детский плач. Река подтолкнула корзину к ногам старика. В ней лежал маленький ребёнок, который плакал. Жрец удивился тому, как маленький мальчик смог выдержать непокорность воды, как дикие звери не разорвали его на части. Но больше всего его поразило, что на плече мальчика было родимое пятно, в виде трёх молний. «Сын Перуна», - подумал жрец. И человек забрал ребёнка с собой. Он принёс его в свою дряхлую избенку, которая стояла вдали от других домов, расположившись рядом с капищем идолом Перуна.
***
Издревле люди верили, что у каждой силы природы есть свой Бог, свой покровитель. И люди поклонялись Богам, дабы те давали им еду, оберегали их от напастей, давали им воду в виде дождя. Но были и другие Боги, которых люди боялись. Они приносили им жертвы и подаяния, дабы те не убили их и не покарали.
Одним из главнейших Богов был громовержец Перун - Бог грозы, молнии и грома-Бог воин. Его земная супруга – Богиня Мокошь, покровительница воды, женских работ, девичьей судьбы и плодородия тоже приносила немало тревог. Поклонялись люди Богу скота и богатства – Велесу. Чествовали Бога небе и земли – Рода. Уважали и побаивались Бога расцветающей природы, солнца и тепла – Дажбога. Преклоняли головы и приносили жертвы Стрибогу, чтобы тот своими вихрями и ветрами не уничтожал людские посевы. Но весной большинство жертв доставалось Симарглу, охранявшему семена и посевы.
Для поклонения высоким Богам собиралось несколько племён, создавались жреческие сословия. Племена враждовали из-за этого, так как каждая деревня хотела, чтобы у них жил главный жрец. И лишь принесение жертвы объединяло их, племена съезжались, сходились, скрипели зубами друг на друга, но собирались на одном капище. После жертвоприношения, через какое-то время снова начиналась вражда, длившаяся уже много лет. «Малые» божества не были удостоены такой почести, как «высшие», и поэтому у них не было ни жреца, ни святилища, им поклонялись семьями или маленькими деревеньками.
Молились идолам на «лысых» горах. В центре находилось капище, где стоял капь – идол. Вокруг святилища насыпался подковообразный насыпной вал и выжженная земля. Пепел разносил ветер - было тяжело дышать. На вершине горели крады – священные костры. Не каждый человек мог подходить к ним, только жрецы имели это право. Пеплом крадров лечили больных и скот. Пространство, где потребляют жертвенную пищу, называлось требище. Ужасный запах, кости животных и рыбы. Но люди шли сюда, веря, что запах отбивает болезни, и злые силы не смогут сюда войти. Каждый обязан был съесть что-нибудь, или дальше ты не пройдёшь. Приходилось переступать через себя. Но ради чего? Ради того, чтобы ощутить себя сотрапезником Богов. Этот момент длился недолго, а вот воспоминания оставались навсегда. Ритуальные пиры проходили под открытым небом.
В таком мире суждено было жить мальчику. Здесь он вырос, и этот мир накрепко привязал его к себе. Эти кровавые празднества навсегда останутся в его памяти.
***
Племя, куда попал мальчик, поклонялось Перуну. Жрец вырастил мальчика в жёстких условиях. Он собирал травы, варил зелья, на недели уходил в дремучий лес, под дождём и жгучим солнцем покорял степи, добирался до облаков, поднимаясь в горы. Ночью предстояли новые испытания: разжигание костров, принесение жертвы на треножнике. И вечером, добравшись до подстилки около камня, засыпал малец, а звезды смотрели на него, лаская лунным светом его светлые кудри. Мальчик знал о Перуне практически все. Поведал ему старец, как усмирить гнев Бога, как попросить у него милости.
Найденыш был сильным и отзывчивым, лучше всех стрелял из лука, управлялся с мечом. Но он не был похож на других детей, он отличался от них. Мальчик мог лечить руками, лишь прикасаясь к больному месту, мог знать погоду, предупреждая селян, когда лучше собрать хлеб. Взрослые люди боялись его, многие завидовали. Пользуясь своей силой, мальчик быстро рос, жрец боялся, что, пользуясь своим даром, тот быстро состарится и умрёт. Волхв наказывал своего воспитанника, запрещал использовать силу, желая ему добра, но мальчишка зачастую не слушался и лечил людей. Жрец назвал его Божедаром – Божий дар, дар Богов. Он не знал, что будет с этим мальчиком, убьёт ли его эта сила, или погубят его люди?! Он боялся за Божедара, но не мог ему ничем помочь.
***
Шли года. Но однажды к людям пришла беда. Младенцы умирали, люди болели, покрываясь пятнами. Скот подыхал, и его нельзя было есть. Поля горели под палящим солнцем, ветер разносил запах гари. Дикие звери гибли в лесах, птицы не пели в голубом небе. Природа умирала. Но из-за чего!? Никто не ведал этого…
Не обошло это проклятье и племя Божедара. Жрец не знал, что делать. Он молился Богам каждый вечер, приносил им жертву, но смерть не отступала. Божедар мог бы помочь страждущим, но волхв отправил юношу в лес за травами. Его не было уже вторую неделю. Селяне спрашивали о Божедаре, просили жреца о помощи, но тот был глух к их мольбам: он знал, что люди погубят его мальчика, ведь селяне видели, что с ним делает его сила. Люди умирали в домах и на улицах, все гибло, будто сама природа решила уничтожить все живое.
А в это время Божедар шел домой, напевая песни. Он собрал все травы, какие просил жрец. Юноша был в весёлом настроении.
-Отец, я вернулся.
-Заходи, сын мой, приляг, отдохни.
-Нет, спасибо. Я зайду к Красемире. Я обещал ей, что зайду, как вернусь.
Жрец испугался: он знал, что Красемира тоже заболела.
-Прошу, останься дома, потом сходишь к ней. А будешь перечить мне, я отправлю тебя опять за травами или к капищу, готовить все к молитве.
-Ты что-то скрываешь. У тебя трясутся руки.
-Это от старости.
-Не лги мне, отец. У тебя трясутся уголки губ, и очи свои ты опускаешь долу…
-Я устал… Ты должен остаться дома.
-Ты что-то скрываешь от меня. Скажи мне! Что-то случилось? Что-то случилось с Красемирой?
-Божедар…
Но Божедар уже не слушал, он выбежал за дверь. Он отправился в деревню к Красемире. Но не успел юноша добежать до окраины поселения, как резкий мерзкий запах остановил его, Божедар споткнулся. Что это за ужасный запах? Откуда он? На «деревянных» ногах человек вошёл в деревню. Люди и животные лежали на дорогах. Вонь. Мухи. Вороны. У Божедара затряслись руки. Вот что скрывал отец! Почему за ним не послали, он мог бы помочь этим людям. Их смерть на его руках. Ведь он мог им помочь. Почему за ним не послали!? Красемира! Божедар побежал к её дому.
Скрипучая калитка и дверь покорились юноше. Снова тишина. Что здесь произошло? В горнице пыльный стол и грязь на полу. Где люди? Проем в стене и плохо освещённая светелка. На кровати Красемира. Бледная, глаза закрыты, на щеках слезы. За руку девушки держится мать, которая уже никогда не проснется. В другой комнате на корточках плачет отец. Он не слышит ничего… Боль и потеря родных забрали глаза и слух у старика. Он молится Перуну.
Божедар упал на колени. Он потерял их, всех этих людей, всех.
-Божедар…это ты?
-Красемира! Это я! Я вернулся, как обещал.
-Где ты был?...Я звала тебя…Где ты был, когда был нужен всем нам? где же ты был, когда был нужен мне…
-Я здесь, я здесь. Я никогда не покину тебя…
- хотя …Ты ни в чем не виноват… это воля Богов…
Красемира закашляла, её тело сотрясала лихорадка. Божедар подбежал к ней.
-Не уходи. Я могу помочь тебе.
-Нельзя повернуть реку вспять. Ты умрёшь, если используешь свой дар, или заболеешь. Ты ничем мне не поможешь, уходи.
-Зачем мне жить, если нет тебя? Зачем мне эта сила, если я не могу помочь тебе?
-Ты будешь жить за нас двоих. Ты будешь спасать другие жизни. Моя жизнь потеряна, её заберут Боги.
После слов девушки Божедар вспомнил про Перуна, про жертвоприношения.
-Красемира! Я помолюсь Богам, принесу им жертву. И они спасут тебя.
-Божедар, не надо, я умираю…Божедар, Боже…
Девушка умерла. Божедар до ночи просидел, обнимая её тело. Почему? За что? Чем люди провинились перед Богами? Почему они не спасли их?
Луна взошла на ночное небо, и её свет упал на деревню. Звёздам было страшно смотреть на эту картину, и они прятались за тучи. Гудел ветер далеко в поле, завывали волки в лесу, горели священные квадры. На коленях перед Перуном сидел Божедар, склонив голову, а перед ним лежало тело мёртвой Красемиры.
-За что? За что ты убил их всех?- шептал Божедар, поглядывая на идола Перуна
На небе разразилась гроза.
-Я не верю, что такова их судьба. И не надо оправдываться, что ты ничего не мог сделать.
Молнии неистово рвали небо, а гром грохотал все яростнее и яростнее.
-Божедар, не надо злить Богов, грозно сказал жрец, подойдя к юноше.
-Отец, они все равно ничего не слышат. Боги слепы. Есть ли Смысл молиться дереву?!
-Сын мой, зачем ты так говоришь? Ты же не прав, признай это!
-Жрец, ты слеп. Это просто дерево. Мы зря убивали и приносили жертвы. Если бы это были всесильные Боги, они не стали бы убивать тех, кто возносит к ним мольбу.
-Божедар, мальчик мой, ты был послан ими. Я нашёл тебя в воде. У тебя есть сила, которую могут иметь только Боги. На тебе знак Перуна. Ты сын его.
-Не правда!...- закричал Божедар. - Моя семья - это люди. Моя сила заключается в них.
Он схватил полено из священного квадра и приложил к своему плечу, где было родимое пятно:
– Вместе с перунским знаком я выжигаю в себе веру в твоих Богов…
Жрец успел остановить глупого юношу, дабы тот не сжёг себя самого. Божедара сильно лихорадило.
-Отец, прости меня. Я не могу поверить, что она умерла, я не могу поверить, что я потерял её.
-Ты ничего не мог сделать.
-Но я мог вылечить её!
-Ты бы умер.
-Отец, я бы умер ради неё, я бы умер ради этих людей. Зачем мне сила, если я не могу их спасать?
Жрец смотрел на него в ужасе. Ему тяжело было понять, что кто-то готов был пожертвовать собой ради людей, которые хотели убить его.
Божедар заплакал. Пока жрец утешал его, от полена, брошенного юношей, загорелись сухие ветви и пламя перебросилось к идолу Перуна. Громовержец загорелся. Оставшиеся люди в деревне увидели этот огонь и побежали к горе.
-Божедар, тебя за это убьют. Прошу тебя, убегай далеко- далеко и никогда сюда не возвращайся. ( Ударила молния, пошёл дождь.) - Я знаю, ты был рождён для чего-то большего.
Божедар ещё несколько секунд смотрел на отца, потом развернулся и побежал. Волхв ещё долго глядел ему вслед, пока пелена дождя не скрыла его. Люди поднялись на гору. Перед их глазами горели идолы Богов. Жрец поднял полено.
-Вместе со мной сгорает прошлая вера!- крикнул он и шагнул в пламя.
Божедар все бежал и бежал. Много раз спотыкался и падал, но каждый раз вставал и продолжал бежать дальше. Ветки царапали его лицо и руки, но это не останавливало его. Он пытался убежать от произошедшего, он пытался убежать от своего прошлого.
***
Проходили недели. Божедар не знал, где находится. Ночевал, где придётся: под деревом или в пещере, под наваленными ветками или просто на земле. Питался ягодами и орехами. Пробовал разводить костёр и жарить рыбу или зайца. Пил воду из рек. Умывался росой. Божедар не знал, сколько прошло времени, и не помнил, как он оказался на корабле купцов. Это были греки, причалившие к берегу, чтобы набрать питьевой воды, Они увидели юношу, лежавшего на берегу моря. Он был весь в крови, одежда была изорвана. Среди греков оказался врач, который сказал, что юноше нужен уход и покой, и купцы, сжалившись над несчастным человеком, взяли его к себе.
***
Шум моря. Волны бьются о бока корабля. Солнце над горизонтом. Его лучи, слегка касаясь глади воды, убегают вдаль туда, куда заходит солнце, чтобы лечь спать, отдохнуть перед новым днем. Дажбог весь день давал тепло и свет- и ему нужен отдых. Купцы держат путь к Византии, золотому граду.
***
Время клонилось к зиме. Божедар стал приходить в сознание, постепенно вспоминая, что с ним произошло. Ему снились кошмары. Снился горящий Перун и его отец, снилась Красемира и её мать, держащая дочь за руку.
-Ты очнулся? Я рад, – сказал священник, вошедший в комнату к Божедару.
-Где я?
-Ты в Константинополе. По твоей одежде можно сказать, что ты язычник. Точнее жрец или, как вы называете себя, – волхв.
-Нет. Я никто. Я просто Божедар, человек, потерявший все в один момент.
-Ты ошибаешься. В первую очередь ты Человек, понявший смысл.
-Но смысл чего?
-Смысл жизни. Ты знаешь теперь, какой ценной достаётся жизнь.
-Если придется умирать всем людям, которых я люблю, чтобы познать смысл, я не согласенна такое познание истины.
-Приходится что-то терять, чтобы обрести большее.
-Что?
Священник замолчал.
-Я могу тебе предложить новые знания. Выбирай: ты так и останешься язычником, поклоняющимся деревянным идолам, или перейдёшь к новой вере,- сказал монах, смотря в глаза Божедара.
Божедар застыл в изумлении. Он не мог понять, что тот от него хочет.
-Я знаю, тебе трудно сделать выбор. Слушай меня внимательно. Я не знаю точно, что с тобой произошло. Но моя вера не оставляет никого в беде. Она помогает страждущим и бедным, для неё нет границ. Для неё не нужно убивать. Каждая жизнь – это дар, божий дар.
-Но и наши Боги не оставляют никого в беде!
-Но они требуют крови. …. Пойми, Бог един. Он у всех один: у вас, у нас, у других народов и государств. У нас у всех один Бог. Разница лишь в том, что каждый из нас даёт этому Богу своё имя и своё лицо, приятное на глаз и слух. Каждый из нас приписывает ему определённые свойства. Мы верим, что он всегда с нами, охраняет и направляет нас. Вы, язычники, приписываете ему силы природы и даёте ему столько имён и столько лиц, что это порой служит поводом для того, чтобы убивать друг друга, проливая свою кровь и кровь невинных. Я не заставляю тебя сразу давать мне ответ, ты можешь отказаться от моих слов, а можешь попробовать понять их суть, их силу. Я буду приходить к тебе в течение трёх дней. Ты будешь задавать мне любые вопросы, а я попробую на них ответить. Но в конце третьего дня, как только сядет солнце, ты должен дать мне ответ. Если ты скажешь «ДА», то на следующий же день я окрещу тебя и дам новое имя. Если же ты скажешь «НЕТ», то, поправившись, вернёшься к себе на родину.
Священник встал и ушёл. Божедар думал над его словами всю ночь. На следующий день божий человек исполнил своё обещание и пришёл. Он с Божедаром гулял по саду, где благоухали цветы и пели птицы. На траве играли дети. Все смеялись, всё дышало жизнью.
-Ваш Бог не требует крови?
-Нет. Нашему Богу не нужна чужая кровь. Он верит, что эта кровь принадлежит тому живому существу, в котором была создана.
-А как же смерть? Он спасает людей, которых мы любим от смерти?
-То, что когда-то было нам дано, мы должны вернуть обратно. Ты сам через много-много лет, найдёшь ответ на этот вопрос.
Греки наблюдали, как священник ходит с язычником беседуя. С самого утра до позднего вечера Божедар получал ответы на свои вопросы. Всю ночь он думал, о чем спросить священника на следующий день. А на третий день юноша и священник сидели на камне перед волнами вечернего моря. Солнце пряталось за горизонт, цепляясь лучами за облака. Небо горело. Небесные краски смешивались между собой, образуя некую пёструю массу, окрашивая вечерний небосвод. Светило пряталось, унося с собой все заботы этого дня.
-Твой ответ? - спросил человек Божедара.
-Да…
Старец склонил голову, потирая руки.
-Прости, если я заставил тебя усомниться в твоей вере. Прости, что заставил тебя усомниться в вере твоих предков, - сказал он, положив руку на плечо Божедара. - Но я искренне рад, что ты сказал «ДА». И с завтрашнего дня ты перестанешь быть Божедаром, и с завтрашнего дня у тебя будет новое имя.
На следующий день Божедара крестили в церкви. Он начал жизнь заново, все прошлое было стёрто, лишь пепел остался. Прошлое сгорело, как только рука священника коснулась лба юноши. Отныне Божедар – сын жреца – исчез, как и его шрам на плече. Маленький мальчик, которого нашёл некогда язычник, спрятался в одеянии христианского проповедника, а сила исцеления это весёлого мальчишки из рук перешла в слово. С первым кораблём он отправился на Русь.
***
Корабль причалил к берегу. Сами купцы направлялись в Новгород, но проповедника высадили по его просьбе близ первой славянской деревни. Здесь жили люди, поклоняющиеся Ярилу. Это был Бог солнца, как и Дажбог, но эта деревня называла его Ярило. Проповедника встретили холодно. Нечасто чужеземцы заходят к ним. Но и гость не стал долго задерживаться. Люди были глухи к его словам. Они кидали в него камни, когда он уходил, кричали, что Ярило сожжёт его. Так и ходил проповедник от деревни к деревне. Многие гнали его. Но иногда люди соглашались перейти к новой вере. Он крестил их, забирая все тревоги и страхи. Люди сразу собирали свои вещи и уходили жить в другие места, создавая свои деревни. Они боялись, что язычники убьют их, а Боги накажут. Но, несмотря на страх, продолжали верить, что единый Бог спасёт их от невзгод.
Наступил 955 год. Княгиня Ольга пожаловала в Константинополь. Они приняла христианство. Русскую княгиню крестил император Константин VII Багрянородный с патриархом Феофилактом. Княгине была наречена Еленой, как и мать Императора Константина I.
Наступил 987 год. Проповедник все шагал и шагал по славянской земле. В этот раз его путешествие было более удачным. Многие соглашались перейти к новой вере, но им тяжело жилось на земле язычников: им приходилось скрываться.
И вот однажды, когда проповедник зашёл в большой город, он услышал, как купцы кое-что обсуждали. Они говорили о том, что князь Владимир решил принять новую веру. Нужно было объединять земли после того, как умерли его братья – князь Олег и князь Ярополк. Проповедника эта новость обрадовала, и он отправился в Киев. Долог был путь его. Вот и Киев Град! Княжеский двор. Большой город отличался от деревень, которые приходилось видеть путнику. Другие люди, другая обстановка, но проповедника это не смутило.
К князю ему не удалось попасть: его не пускали, но здесь удача не оставила его в одиночестве. К князю приехали греческие купцы и посланники от императора. Проповеднику удалось присоединиться к ним и войти в княжеские палаты.
***
Русь была языческой, многие государства, которые не приносили жертвы своим Богам, проливая кровь на алтаре, страшились ее. Князь Владимир это понимал, он знал, что нужно перейти к новой вере, которая не только выведет Русь на новую дорогу, но и сплотит племена в единое целое. Владимир отправил гонцов в разные стороны, чтобы те узнали о существующих верах.
Проходили дни, и гонцы возвращались с послами той или иной веры, но князя это не радовало. Каждый раз ему что-то не нравилось, что-то не устраивало. Он начал уже разочаровываться в своей идее. И когда князь Владимир опустил руки, появился проповедник с присланными гостями из Византии. Долго длилась беседа, и когда киевский князь спросил своих гостей о вере, встал проповедник. Он убеждал князя выслушать его, обещая, что ответит на его вопросы и расскажет о христианской вере.
-Я согласен. Давай выйдем в сад. У этих стен слишком много ушей, - сказал тогда Владимир.
Проповедник и князь вышли в сад. Они беседовали долго. Князь задавал вопросы, а проповедник спокойно отвечал на них. Под вечер князь вернулся к боярам и сказал, что выбрал веру для Руси. Вскоре Владимир сам поехал в Византию, чтобы принять крещение и выпросить у византийского императора патриарха для крещения Руси.
***
988 год – Крещение Руси. Огнём и мечом сгонял князь всех язычников, дабы окрестить их и дать им новую веру – веру в единого Бога. В деревнях идолов жгли, жрецов убивали, сопротивлявшихся ждала смерть. Мечи солдат были покрыты кровяными потеками, Земля захлёбывалась в реках крови. Дым закрывал солнце. Киевских идолов сожгли, а главного Бога – Перуна - порубив топором, сбросили в реку Днепр. Люди плакали, молясь своим Богам, но это не помогало. Византийский патриарх Михаил крестил славян. С этого момента с Русью стали налаживать торги, она взошла на новую ступень развития. Это была новая возможность расти в высоту и вширь. И все-таки этот период навсегда оставило кровавое пятно на войске и на князе. Годами люди помнили это событие: кто-то проклинал, кто-то радовался.
***
Старец закончил свой рассказ. Владимир открыл глаза.
-Это все, что я могу вспомнить. Остальное забыл я уж, а другое неведомо мне.
Последний вздох испустил княже… Дрогнула грудь Владимира. Рука упала… и душа покинула бренное тело.
-Спи, мой друг, – прошептал проповедник, закрыв ему глаза. – Спи. Твоя душа обрела покой.
В тот же момент дверь открылась, ворвались люди. Проповедник встал и ушёл. Его больше никто не видел. Ходили слухи, мол, бродит один старец, никому не мешает, да никто и не говорит с ним. Бродит и бродит. Какое дело до него?! А старец в минуты покоя вспоминает, как с его помощью Великий Князь Владимир понял, что главное не избежать смерти, а предстать перед Богом искренне раскаявшись и получив прощение и отпущение грехов своих.
***
Утро. Солнце встаёт из-за горизонта. Поют птицы. Ничто не нарушает покой в загородном тереме в Берестове, лишь плач княгини раздается в серебристой росяной тишине. Ее тихие всхлипывания уносит ветер далеко-далеко за горизонт. Она молит Бога о спасении мужа. Молит Бога, чтобы остановил он её сыновей, дабы те не совершили ужасный грех – братоубийство или ещё хуже – отцеубийство. Она поднимает заплаканные очи к небу, к солнцу, протягивает к нему руки.
Но никто не видел этой откровенной сцены. Много людей толпилось у дверей в палату умирающего князя. Князь Владимир Красно Солнышко – креститель Земли Русской - умирал в муках. Кто знает, за что ему были посланы эти муки? Он был сильный воин, мудрый князь. Почему он выронил из своей руки княжеский меч? Неужели не хватило силы? А может это божье наказание за то, что стольких людей погубил, пока провозглашал веру, гласящую «Миром правит Любовь…» Столько крови на его руках, и не смыть ему ее вовеки. Но этой жертвой он сплотил Землю Русскую, собрал каждый камушек, и получилась могучая гора. Он умирал, но не издавал, ни звука. Люди за дверью не знали, что его держит на этой земле, а он ждал Его.
Тихие разговоры слышал Владимир за дверью. Но вдруг Резкая тишина образовала вакуум безвучия. Дверь в его опочивальню открылась. Вошёл проповедник. Это был старик с длинной белой бородой, в чёрном одеянии, с посохом. Он медленно подошёл к кровати, поклонился и посмотрел на князя.
-Прошу, садись, старый друг.
-Благодарю.
-Расскажи мне, что творится там, за этой дверью. Я уже несколько дней не могу встать. Мне тяжело двигать руками, тяжело говорить.
-О чем рассказать Вам, князь? О людях, которые стоят за этой дверью и ждут того часа, когда закроются твои глаза и остынут твои руки ,о людях, которые ничего не предпринимают, они смотрят, как ты мучаешься, а когда отворачиваются, то улыбаются, понимая, что княжеское место скоро будет свободно. Они дерутся между собою: кто же первым займёт место в Киеве. Уже думают о планах, как согнать твоих сыновей и посадить своих верных псов. Или рассказать о тех людях, которые переживают за тебя, молятся Богу, чтобы ты встал. И о тех слезах, которые проливаются за тебя. О чем рассказать Вам, князь? О том, что враги не дремлют, а готовятся напасть? О том, что Русь стала сплочённой, сильной? О чем рассказать?
Проповедник замолчал. Князь молча слушал, не зная, что сказать. Он несколько дней не вставал. Бояре, холопы заходили и говорили, что все хорошо, и лишь он, его старый друг, поведал ему правду.
-Меня мучает совесть, я стольких людей погубил. Отнял все то, что у них было, и заставил поверить в совершенно иное.
-Княже, камень тоже долго упирается, годами вода точит его, но потом он становится гладок и прекрасен. Пройдут года, пройдут столетия, и люди поймут, что ты для них сделал. Я не приверженец пролития крови. Я долго думал, почему Господь доверил предстать перед глазами людей в красном плаще с мечом в багрово-красной крови? Случайность, скажешь ты. Ошибаешься. Каждый несет свой «крест».
-Я устал…
-Спи. Пусть тебе приснится сон.
-Мне страшно. Я вижу их лица, ужас в их глазах. Я боюсь… Зачем мне эти муки? Лучше сразу умереть. Да, да. Князья тоже боятся. Мы ведь тоже люди.
-Это грехи разрывают твою душу.
-Грехи? Как я хочу, чтобы судили мои дела: поступки простолюдина, а не дела князя.
-Княже, ты - великий человек, и потому спрос с тебя более, чем с других. За всю свою жизнь ты нарушил очень много заповедей: «Не убий», а скольких ты убил; «Не завидуй», а ты возжелал жену брата…. я могу долго перечислять.
Владимир закрыл глаза и по впалым щекам потекли скупые слезы.
-Тяжел груз мною сотворенного. Не умереть мне спокойно.
-Бог простит и отпустит тебе все прегрешения. Покайся перед Господом нашим.
-И все?
-От души, от сердца покайся. А не для того, чтобы избавиться от мук. Ты должен сам себе признаться в совершенном и просить покаяние у Бога.
Владимир опять задумался. В нём боролись два человека: гордый князь и человек, умирающий в муках. Зарыдал княже горючими слезами.
-Господи, прости меня грешного! Прости прегрешения мои явные и тайные! Прости, что я думал только о важном, князь должен думать о каждом человеке. Прости меня, Господи, что, прикрываясь своим величием, я искал славы для восхваления своей гордыни. Об одном прошу тебя, Господи, заступись за Землю Русскую. Грешен я, что загубил столько душ человеческих. Пусть это останется моим грехом, но сыновьям моим достанется сильная Русь, объединенная Великой христианской верой. Господи, покарай меня, но сохрани Землю Русскую.
-Господь простит тебя, ведь ты просил не за себя, а за других…
-Друг мой, легче мне, легче. Ничто не гнетет мою душу, совесть не рвёт меня на части.
-Теперь ты, княже, один из тех, кто познал великую силу христианской веры: покаяние и прощение. А теперь спи, князь, спи.
-Прошу не уходи. Поговори со мной?
-Я не уйду.
Князь закрыл глаза, проповедник сел рядом и забылся, словно окунулся в воспоминания давно минувших дней.
***
Вечер. Стоял тихий вечер. Птицы кружили в небе, поедая мошек. Ветер молчал, уходя в дальние луга за горы. Тихо бежала вода, спотыкаясь о пороги реки. Бабочки кружились в танце над полевыми цветами. Ящерка перебегала тропинку, по которой шёл жрец Перуна. Он шёл к реке умыть лицо. Волхв только что совершил жертвоприношение на треножнике своего покровителя. По рукам струилась ещё тёплая кровь. Она с трудом смывалась с рук старца. Вода в реке была холодной. Жрец собирался уже уходить, как услышал детский плач. Река подтолкнула корзину к ногам старика. В ней лежал маленький ребёнок, который плакал. Жрец удивился тому, как маленький мальчик смог выдержать непокорность воды, как дикие звери не разорвали его на части. Но больше всего его поразило, что на плече мальчика было родимое пятно, в виде трёх молний. «Сын Перуна», - подумал жрец. И человек забрал ребёнка с собой. Он принёс его в свою дряхлую избенку, которая стояла вдали от других домов, расположившись рядом с капищем идолом Перуна.
***
Издревле люди верили, что у каждой силы природы есть свой Бог, свой покровитель. И люди поклонялись Богам, дабы те давали им еду, оберегали их от напастей, давали им воду в виде дождя. Но были и другие Боги, которых люди боялись. Они приносили им жертвы и подаяния, дабы те не убили их и не покарали.
Одним из главнейших Богов был громовержец Перун - Бог грозы, молнии и грома-Бог воин. Его земная супруга – Богиня Мокошь, покровительница воды, женских работ, девичьей судьбы и плодородия тоже приносила немало тревог. Поклонялись люди Богу скота и богатства – Велесу. Чествовали Бога небе и земли – Рода. Уважали и побаивались Бога расцветающей природы, солнца и тепла – Дажбога. Преклоняли головы и приносили жертвы Стрибогу, чтобы тот своими вихрями и ветрами не уничтожал людские посевы. Но весной большинство жертв доставалось Симарглу, охранявшему семена и посевы.
Для поклонения высоким Богам собиралось несколько племён, создавались жреческие сословия. Племена враждовали из-за этого, так как каждая деревня хотела, чтобы у них жил главный жрец. И лишь принесение жертвы объединяло их, племена съезжались, сходились, скрипели зубами друг на друга, но собирались на одном капище. После жертвоприношения, через какое-то время снова начиналась вражда, длившаяся уже много лет. «Малые» божества не были удостоены такой почести, как «высшие», и поэтому у них не было ни жреца, ни святилища, им поклонялись семьями или маленькими деревеньками.
Молились идолам на «лысых» горах. В центре находилось капище, где стоял капь – идол. Вокруг святилища насыпался подковообразный насыпной вал и выжженная земля. Пепел разносил ветер - было тяжело дышать. На вершине горели крады – священные костры. Не каждый человек мог подходить к ним, только жрецы имели это право. Пеплом крадров лечили больных и скот. Пространство, где потребляют жертвенную пищу, называлось требище. Ужасный запах, кости животных и рыбы. Но люди шли сюда, веря, что запах отбивает болезни, и злые силы не смогут сюда войти. Каждый обязан был съесть что-нибудь, или дальше ты не пройдёшь. Приходилось переступать через себя. Но ради чего? Ради того, чтобы ощутить себя сотрапезником Богов. Этот момент длился недолго, а вот воспоминания оставались навсегда. Ритуальные пиры проходили под открытым небом.
В таком мире суждено было жить мальчику. Здесь он вырос, и этот мир накрепко привязал его к себе. Эти кровавые празднества навсегда останутся в его памяти.
***
Племя, куда попал мальчик, поклонялось Перуну. Жрец вырастил мальчика в жёстких условиях. Он собирал травы, варил зелья, на недели уходил в дремучий лес, под дождём и жгучим солнцем покорял степи, добирался до облаков, поднимаясь в горы. Ночью предстояли новые испытания: разжигание костров, принесение жертвы на треножнике. И вечером, добравшись до подстилки около камня, засыпал малец, а звезды смотрели на него, лаская лунным светом его светлые кудри. Мальчик знал о Перуне практически все. Поведал ему старец, как усмирить гнев Бога, как попросить у него милости.
Найденыш был сильным и отзывчивым, лучше всех стрелял из лука, управлялся с мечом. Но он не был похож на других детей, он отличался от них. Мальчик мог лечить руками, лишь прикасаясь к больному месту, мог знать погоду, предупреждая селян, когда лучше собрать хлеб. Взрослые люди боялись его, многие завидовали. Пользуясь своей силой, мальчик быстро рос, жрец боялся, что, пользуясь своим даром, тот быстро состарится и умрёт. Волхв наказывал своего воспитанника, запрещал использовать силу, желая ему добра, но мальчишка зачастую не слушался и лечил людей. Жрец назвал его Божедаром – Божий дар, дар Богов. Он не знал, что будет с этим мальчиком, убьёт ли его эта сила, или погубят его люди?! Он боялся за Божедара, но не мог ему ничем помочь.
***
Шли года. Но однажды к людям пришла беда. Младенцы умирали, люди болели, покрываясь пятнами. Скот подыхал, и его нельзя было есть. Поля горели под палящим солнцем, ветер разносил запах гари. Дикие звери гибли в лесах, птицы не пели в голубом небе. Природа умирала. Но из-за чего!? Никто не ведал этого…
Не обошло это проклятье и племя Божедара. Жрец не знал, что делать. Он молился Богам каждый вечер, приносил им жертву, но смерть не отступала. Божедар мог бы помочь страждущим, но волхв отправил юношу в лес за травами. Его не было уже вторую неделю. Селяне спрашивали о Божедаре, просили жреца о помощи, но тот был глух к их мольбам: он знал, что люди погубят его мальчика, ведь селяне видели, что с ним делает его сила. Люди умирали в домах и на улицах, все гибло, будто сама природа решила уничтожить все живое.
А в это время Божедар шел домой, напевая песни. Он собрал все травы, какие просил жрец. Юноша был в весёлом настроении.
-Отец, я вернулся.
-Заходи, сын мой, приляг, отдохни.
-Нет, спасибо. Я зайду к Красемире. Я обещал ей, что зайду, как вернусь.
Жрец испугался: он знал, что Красемира тоже заболела.
-Прошу, останься дома, потом сходишь к ней. А будешь перечить мне, я отправлю тебя опять за травами или к капищу, готовить все к молитве.
-Ты что-то скрываешь. У тебя трясутся руки.
-Это от старости.
-Не лги мне, отец. У тебя трясутся уголки губ, и очи свои ты опускаешь долу…
-Я устал… Ты должен остаться дома.
-Ты что-то скрываешь от меня. Скажи мне! Что-то случилось? Что-то случилось с Красемирой?
-Божедар…
Но Божедар уже не слушал, он выбежал за дверь. Он отправился в деревню к Красемире. Но не успел юноша добежать до окраины поселения, как резкий мерзкий запах остановил его, Божедар споткнулся. Что это за ужасный запах? Откуда он? На «деревянных» ногах человек вошёл в деревню. Люди и животные лежали на дорогах. Вонь. Мухи. Вороны. У Божедара затряслись руки. Вот что скрывал отец! Почему за ним не послали, он мог бы помочь этим людям. Их смерть на его руках. Ведь он мог им помочь. Почему за ним не послали!? Красемира! Божедар побежал к её дому.
Скрипучая калитка и дверь покорились юноше. Снова тишина. Что здесь произошло? В горнице пыльный стол и грязь на полу. Где люди? Проем в стене и плохо освещённая светелка. На кровати Красемира. Бледная, глаза закрыты, на щеках слезы. За руку девушки держится мать, которая уже никогда не проснется. В другой комнате на корточках плачет отец. Он не слышит ничего… Боль и потеря родных забрали глаза и слух у старика. Он молится Перуну.
Божедар упал на колени. Он потерял их, всех этих людей, всех.
-Божедар…это ты?
-Красемира! Это я! Я вернулся, как обещал.
-Где ты был?...Я звала тебя…Где ты был, когда был нужен всем нам? где же ты был, когда был нужен мне…
-Я здесь, я здесь. Я никогда не покину тебя…
- хотя …Ты ни в чем не виноват… это воля Богов…
Красемира закашляла, её тело сотрясала лихорадка. Божедар подбежал к ней.
-Не уходи. Я могу помочь тебе.
-Нельзя повернуть реку вспять. Ты умрёшь, если используешь свой дар, или заболеешь. Ты ничем мне не поможешь, уходи.
-Зачем мне жить, если нет тебя? Зачем мне эта сила, если я не могу помочь тебе?
-Ты будешь жить за нас двоих. Ты будешь спасать другие жизни. Моя жизнь потеряна, её заберут Боги.
После слов девушки Божедар вспомнил про Перуна, про жертвоприношения.
-Красемира! Я помолюсь Богам, принесу им жертву. И они спасут тебя.
-Божедар, не надо, я умираю…Божедар, Боже…
Девушка умерла. Божедар до ночи просидел, обнимая её тело. Почему? За что? Чем люди провинились перед Богами? Почему они не спасли их?
Луна взошла на ночное небо, и её свет упал на деревню. Звёздам было страшно смотреть на эту картину, и они прятались за тучи. Гудел ветер далеко в поле, завывали волки в лесу, горели священные квадры. На коленях перед Перуном сидел Божедар, склонив голову, а перед ним лежало тело мёртвой Красемиры.
-За что? За что ты убил их всех?- шептал Божедар, поглядывая на идола Перуна
На небе разразилась гроза.
-Я не верю, что такова их судьба. И не надо оправдываться, что ты ничего не мог сделать.
Молнии неистово рвали небо, а гром грохотал все яростнее и яростнее.
-Божедар, не надо злить Богов, грозно сказал жрец, подойдя к юноше.
-Отец, они все равно ничего не слышат. Боги слепы. Есть ли Смысл молиться дереву?!
-Сын мой, зачем ты так говоришь? Ты же не прав, признай это!
-Жрец, ты слеп. Это просто дерево. Мы зря убивали и приносили жертвы. Если бы это были всесильные Боги, они не стали бы убивать тех, кто возносит к ним мольбу.
-Божедар, мальчик мой, ты был послан ими. Я нашёл тебя в воде. У тебя есть сила, которую могут иметь только Боги. На тебе знак Перуна. Ты сын его.
-Не правда!...- закричал Божедар. - Моя семья - это люди. Моя сила заключается в них.
Он схватил полено из священного квадра и приложил к своему плечу, где было родимое пятно:
– Вместе с перунским знаком я выжигаю в себе веру в твоих Богов…
Жрец успел остановить глупого юношу, дабы тот не сжёг себя самого. Божедара сильно лихорадило.
-Отец, прости меня. Я не могу поверить, что она умерла, я не могу поверить, что я потерял её.
-Ты ничего не мог сделать.
-Но я мог вылечить её!
-Ты бы умер.
-Отец, я бы умер ради неё, я бы умер ради этих людей. Зачем мне сила, если я не могу их спасать?
Жрец смотрел на него в ужасе. Ему тяжело было понять, что кто-то готов был пожертвовать собой ради людей, которые хотели убить его.
Божедар заплакал. Пока жрец утешал его, от полена, брошенного юношей, загорелись сухие ветви и пламя перебросилось к идолу Перуна. Громовержец загорелся. Оставшиеся люди в деревне увидели этот огонь и побежали к горе.
-Божедар, тебя за это убьют. Прошу тебя, убегай далеко- далеко и никогда сюда не возвращайся. ( Ударила молния, пошёл дождь.) - Я знаю, ты был рождён для чего-то большего.
Божедар ещё несколько секунд смотрел на отца, потом развернулся и побежал. Волхв ещё долго глядел ему вслед, пока пелена дождя не скрыла его. Люди поднялись на гору. Перед их глазами горели идолы Богов. Жрец поднял полено.
-Вместе со мной сгорает прошлая вера!- крикнул он и шагнул в пламя.
Божедар все бежал и бежал. Много раз спотыкался и падал, но каждый раз вставал и продолжал бежать дальше. Ветки царапали его лицо и руки, но это не останавливало его. Он пытался убежать от произошедшего, он пытался убежать от своего прошлого.
***
Проходили недели. Божедар не знал, где находится. Ночевал, где придётся: под деревом или в пещере, под наваленными ветками или просто на земле. Питался ягодами и орехами. Пробовал разводить костёр и жарить рыбу или зайца. Пил воду из рек. Умывался росой. Божедар не знал, сколько прошло времени, и не помнил, как он оказался на корабле купцов. Это были греки, причалившие к берегу, чтобы набрать питьевой воды, Они увидели юношу, лежавшего на берегу моря. Он был весь в крови, одежда была изорвана. Среди греков оказался врач, который сказал, что юноше нужен уход и покой, и купцы, сжалившись над несчастным человеком, взяли его к себе.
***
Шум моря. Волны бьются о бока корабля. Солнце над горизонтом. Его лучи, слегка касаясь глади воды, убегают вдаль туда, куда заходит солнце, чтобы лечь спать, отдохнуть перед новым днем. Дажбог весь день давал тепло и свет- и ему нужен отдых. Купцы держат путь к Византии, золотому граду.
***
Время клонилось к зиме. Божедар стал приходить в сознание, постепенно вспоминая, что с ним произошло. Ему снились кошмары. Снился горящий Перун и его отец, снилась Красемира и её мать, держащая дочь за руку.
-Ты очнулся? Я рад, – сказал священник, вошедший в комнату к Божедару.
-Где я?
-Ты в Константинополе. По твоей одежде можно сказать, что ты язычник. Точнее жрец или, как вы называете себя, – волхв.
-Нет. Я никто. Я просто Божедар, человек, потерявший все в один момент.
-Ты ошибаешься. В первую очередь ты Человек, понявший смысл.
-Но смысл чего?
-Смысл жизни. Ты знаешь теперь, какой ценной достаётся жизнь.
-Если придется умирать всем людям, которых я люблю, чтобы познать смысл, я не согласенна такое познание истины.
-Приходится что-то терять, чтобы обрести большее.
-Что?
Священник замолчал.
-Я могу тебе предложить новые знания. Выбирай: ты так и останешься язычником, поклоняющимся деревянным идолам, или перейдёшь к новой вере,- сказал монах, смотря в глаза Божедара.
Божедар застыл в изумлении. Он не мог понять, что тот от него хочет.
-Я знаю, тебе трудно сделать выбор. Слушай меня внимательно. Я не знаю точно, что с тобой произошло. Но моя вера не оставляет никого в беде. Она помогает страждущим и бедным, для неё нет границ. Для неё не нужно убивать. Каждая жизнь – это дар, божий дар.
-Но и наши Боги не оставляют никого в беде!
-Но они требуют крови. …. Пойми, Бог един. Он у всех один: у вас, у нас, у других народов и государств. У нас у всех один Бог. Разница лишь в том, что каждый из нас даёт этому Богу своё имя и своё лицо, приятное на глаз и слух. Каждый из нас приписывает ему определённые свойства. Мы верим, что он всегда с нами, охраняет и направляет нас. Вы, язычники, приписываете ему силы природы и даёте ему столько имён и столько лиц, что это порой служит поводом для того, чтобы убивать друг друга, проливая свою кровь и кровь невинных. Я не заставляю тебя сразу давать мне ответ, ты можешь отказаться от моих слов, а можешь попробовать понять их суть, их силу. Я буду приходить к тебе в течение трёх дней. Ты будешь задавать мне любые вопросы, а я попробую на них ответить. Но в конце третьего дня, как только сядет солнце, ты должен дать мне ответ. Если ты скажешь «ДА», то на следующий же день я окрещу тебя и дам новое имя. Если же ты скажешь «НЕТ», то, поправившись, вернёшься к себе на родину.
Священник встал и ушёл. Божедар думал над его словами всю ночь. На следующий день божий человек исполнил своё обещание и пришёл. Он с Божедаром гулял по саду, где благоухали цветы и пели птицы. На траве играли дети. Все смеялись, всё дышало жизнью.
-Ваш Бог не требует крови?
-Нет. Нашему Богу не нужна чужая кровь. Он верит, что эта кровь принадлежит тому живому существу, в котором была создана.
-А как же смерть? Он спасает людей, которых мы любим от смерти?
-То, что когда-то было нам дано, мы должны вернуть обратно. Ты сам через много-много лет, найдёшь ответ на этот вопрос.
Греки наблюдали, как священник ходит с язычником беседуя. С самого утра до позднего вечера Божедар получал ответы на свои вопросы. Всю ночь он думал, о чем спросить священника на следующий день. А на третий день юноша и священник сидели на камне перед волнами вечернего моря. Солнце пряталось за горизонт, цепляясь лучами за облака. Небо горело. Небесные краски смешивались между собой, образуя некую пёструю массу, окрашивая вечерний небосвод. Светило пряталось, унося с собой все заботы этого дня.
-Твой ответ? - спросил человек Божедара.
-Да…
Старец склонил голову, потирая руки.
-Прости, если я заставил тебя усомниться в твоей вере. Прости, что заставил тебя усомниться в вере твоих предков, - сказал он, положив руку на плечо Божедара. - Но я искренне рад, что ты сказал «ДА». И с завтрашнего дня ты перестанешь быть Божедаром, и с завтрашнего дня у тебя будет новое имя.
На следующий день Божедара крестили в церкви. Он начал жизнь заново, все прошлое было стёрто, лишь пепел остался. Прошлое сгорело, как только рука священника коснулась лба юноши. Отныне Божедар – сын жреца – исчез, как и его шрам на плече. Маленький мальчик, которого нашёл некогда язычник, спрятался в одеянии христианского проповедника, а сила исцеления это весёлого мальчишки из рук перешла в слово. С первым кораблём он отправился на Русь.
***
Корабль причалил к берегу. Сами купцы направлялись в Новгород, но проповедника высадили по его просьбе близ первой славянской деревни. Здесь жили люди, поклоняющиеся Ярилу. Это был Бог солнца, как и Дажбог, но эта деревня называла его Ярило. Проповедника встретили холодно. Нечасто чужеземцы заходят к ним. Но и гость не стал долго задерживаться. Люди были глухи к его словам. Они кидали в него камни, когда он уходил, кричали, что Ярило сожжёт его. Так и ходил проповедник от деревни к деревне. Многие гнали его. Но иногда люди соглашались перейти к новой вере. Он крестил их, забирая все тревоги и страхи. Люди сразу собирали свои вещи и уходили жить в другие места, создавая свои деревни. Они боялись, что язычники убьют их, а Боги накажут. Но, несмотря на страх, продолжали верить, что единый Бог спасёт их от невзгод.
Наступил 955 год. Княгиня Ольга пожаловала в Константинополь. Они приняла христианство. Русскую княгиню крестил император Константин VII Багрянородный с патриархом Феофилактом. Княгине была наречена Еленой, как и мать Императора Константина I.
Наступил 987 год. Проповедник все шагал и шагал по славянской земле. В этот раз его путешествие было более удачным. Многие соглашались перейти к новой вере, но им тяжело жилось на земле язычников: им приходилось скрываться.
И вот однажды, когда проповедник зашёл в большой город, он услышал, как купцы кое-что обсуждали. Они говорили о том, что князь Владимир решил принять новую веру. Нужно было объединять земли после того, как умерли его братья – князь Олег и князь Ярополк. Проповедника эта новость обрадовала, и он отправился в Киев. Долог был путь его. Вот и Киев Град! Княжеский двор. Большой город отличался от деревень, которые приходилось видеть путнику. Другие люди, другая обстановка, но проповедника это не смутило.
К князю ему не удалось попасть: его не пускали, но здесь удача не оставила его в одиночестве. К князю приехали греческие купцы и посланники от императора. Проповеднику удалось присоединиться к ним и войти в княжеские палаты.
***
Русь была языческой, многие государства, которые не приносили жертвы своим Богам, проливая кровь на алтаре, страшились ее. Князь Владимир это понимал, он знал, что нужно перейти к новой вере, которая не только выведет Русь на новую дорогу, но и сплотит племена в единое целое. Владимир отправил гонцов в разные стороны, чтобы те узнали о существующих верах.
Проходили дни, и гонцы возвращались с послами той или иной веры, но князя это не радовало. Каждый раз ему что-то не нравилось, что-то не устраивало. Он начал уже разочаровываться в своей идее. И когда князь Владимир опустил руки, появился проповедник с присланными гостями из Византии. Долго длилась беседа, и когда киевский князь спросил своих гостей о вере, встал проповедник. Он убеждал князя выслушать его, обещая, что ответит на его вопросы и расскажет о христианской вере.
-Я согласен. Давай выйдем в сад. У этих стен слишком много ушей, - сказал тогда Владимир.
Проповедник и князь вышли в сад. Они беседовали долго. Князь задавал вопросы, а проповедник спокойно отвечал на них. Под вечер князь вернулся к боярам и сказал, что выбрал веру для Руси. Вскоре Владимир сам поехал в Византию, чтобы принять крещение и выпросить у византийского императора патриарха для крещения Руси.
***
988 год – Крещение Руси. Огнём и мечом сгонял князь всех язычников, дабы окрестить их и дать им новую веру – веру в единого Бога. В деревнях идолов жгли, жрецов убивали, сопротивлявшихся ждала смерть. Мечи солдат были покрыты кровяными потеками, Земля захлёбывалась в реках крови. Дым закрывал солнце. Киевских идолов сожгли, а главного Бога – Перуна - порубив топором, сбросили в реку Днепр. Люди плакали, молясь своим Богам, но это не помогало. Византийский патриарх Михаил крестил славян. С этого момента с Русью стали налаживать торги, она взошла на новую ступень развития. Это была новая возможность расти в высоту и вширь. И все-таки этот период навсегда оставило кровавое пятно на войске и на князе. Годами люди помнили это событие: кто-то проклинал, кто-то радовался.
***
Старец закончил свой рассказ. Владимир открыл глаза.
-Это все, что я могу вспомнить. Остальное забыл я уж, а другое неведомо мне.
Последний вздох испустил княже… Дрогнула грудь Владимира. Рука упала… и душа покинула бренное тело.
-Спи, мой друг, – прошептал проповедник, закрыв ему глаза. – Спи. Твоя душа обрела покой.
В тот же момент дверь открылась, ворвались люди. Проповедник встал и ушёл. Его больше никто не видел. Ходили слухи, мол, бродит один старец, никому не мешает, да никто и не говорит с ним. Бродит и бродит. Какое дело до него?! А старец в минуты покоя вспоминает, как с его помощью Великий Князь Владимир понял, что главное не избежать смерти, а предстать перед Богом искренне раскаявшись и получив прощение и отпущение грехов своих.
Дарья Ивахненко, 16 лет, Ейск
Рейтинг: 8
Комментарии ВКонтакте
Комментарии
Добавить сообщение
Женя
Спасибо за рассказ. Очень понравился. Интересно.
Спасибо за рассказ. Очень понравился. Интересно.
Валюя
Я люблю историю. И как настоящий ее критик, это очень потрясно. Давайте дальше потрясайте меня и всех.
Я люблю историю. И как настоящий ее критик, это очень потрясно. Давайте дальше потрясайте меня и всех.
Анюта
Восхитительно. Нет слов. Даже истории знать не надо. Тут и так все понятно...
Восхитительно. Нет слов. Даже истории знать не надо. Тут и так все понятно...
Связаться с фондом
Вход
Помощь проекту
Сделать пожертвование через систeму элeктронных пeрeводов Яndex Деньги на кошeлёк: 41001771973652 |