Али – сын Гучи
Вместо предисловия
«Снежные вершины, громады скал, от сотворения мира в хаосе поднявшиеся к небу, дремучие леса, кипящие потоки шумных рек, луга, охваченные радугой цветенья и ароматом трав, и гордый человек, готовый умереть за дружбу, честь, свободу,- все это с незапамятных времен наречено в поэзии народа страной былин и именем Кавказ», - так начинается бессмертный роман известного ингушского классика Идриса Базоркина «Из тьмы веков».
И, действительно, Кавказ – это уникальное явление в истории мировой цивилизации, это та территория, где сформировалась кавказская этническая и культурная общность, это страна, где представлены все мировые религии. На многих языках звучит здесь человеческая речь, живет здесь братство множества народов.
Невозможно представить Кавказ без традиционной культуры ингушей – коренного населения Кавказа, исконных носителей общекавказской цивилизации. В качестве культурных традиций и обычаев ингушей можно назвать беспрекословный авторитет старших по возрасту людей, тончайшая и щепетильная этика взаимоотношений, куначество, гостеприимство, мужская доблесть, трепетное отношение к оружию и военным аксессуарам, к понятиям долга, чести, совести, достоинства, милосердия.
Плодородные почвы и обширные естественные пастбища, горные смешанные леса из ценных пород деревьев и водные ресурсы, разнообразные минеральные, сероводородные и термальные источники – вот, что такое благословенная Всевышним ингушская земля.
Ингуши помнят былые прекрасные обычаи, связанные с культом женщины. Женский платок, брошенный между дерущимися мужчинами, заставлял опускать занесенные кинжалы, ружья, направленные друг на друга в яростной схватке. Этот прекрасный ингушский обычай – использовать платок для примирения враждующих – заимствовали все кавказские народы.
Хорошо по этому поводу сказал русский поэт Николай Краснов в своей поэме «Седые камни»:
…Джигиты ухватились за кинжалы,
И был бы поединок их жесток,
Но женщина седая подбежала
И между ними бросила платок!
В своей сказке я хочу использовать этот красивый обычай, связанный с культом женщины, и прекрасный обычай гостеприимства, который до сих пор хранят многие кавказские народы.
Али - сын Гучи
Дочь знаменитого кабардинского князя Залина была счастлива – до свадьбы с любимым Хасаном оставались считанные дни, уже были разосланы по всему Кавказу гонцы с приглашениями на свадьбу.
Сердце Хасана согревал тончайший батистовый платок, вышитый Залиной и тайно переданный ему через посредницу, как знак согласия стать его женой. Счастливый жених не знал, какой подарок сделать невесте, чем ее удивить. И он решил пойти в горы, дойти до прекрасной долины роз и принести ей благоухающий букет. Многие влюбленные юноши отправлялись туда, но никто не возвращался.
Еще до рассвета оседлал он своего верного коня, пообещал вернуться до наступления сумерек и направился в сторону гор. Солнце уже было высоко, когда Хасан добрался до заветной долины. Зачарованный этой красотой и опьяненный ароматом роз он немного постоял, потом спешился, привязал своего верного коня к дереву и, осторожно ступая, чтобы ненароком не наступить и не повредить цветы, приблизился к цветнику. Он глубоко вдыхал в себя их аромат, нежно гладил их лепестки, прикасался к ним губами и уже приготовился сорвать первый цветок для любимой, как внезапно погасло солнце, вокруг все потемнело, поднялся страшный ветер, и он услышал злое рычание. Рядом с ним выросло огромное чудовище – одноглазый вампал, который зарычал: «Кто осмелился вступить на мою землю? Кто позволил тебе, несчастный, вдыхать аромат моих роз, целовать лепестки моих невест?» А Хасан, воспитанный в лучших кавказских традициях, отвечал: «Извините меня, пожалуйста, я не подумал, что у этого прекрасного цветника есть хозяин. Я думал, что это дар Всевышнего всем тем, кто его почитает, и решил взять для своей суженой несколько роз. Если нужно, я готов заплатить, но только позвольте мне сейчас унести с собой заветный букет. Будем считать, что это Ваш бесценный подарок нам на свадьбу, а я в долгу не останусь». Но никакие уговоры, обещания не могли растопить сердце этого чудовища. Наверное, подумал Хасан, он никогда не был влюблен, и ему стало его даже жалко. Хасан уже хотел извиниться и уйти, когда чудовище предложило ему сделку. «Хорошо, - сказал вампал, - я разрешаю тебе взять букет при одном условии – первую ночь твоя невеста должна провести со мной, а не то – не быть ей и твоей женой». Оскорбленный и удивленной такой наглостью Хасан невольно выхватил кинжал и тут же пожалел: ведь по горским обычаям, вынутый из ножен кинжал должен быть пущен в ход. Между ними завязалась смертельная схватка. Хасан дрался как настоящий нарт, но удары его
- 2 -
шашки высекали только искры из твердого тела вампала, а после каждого его удара вампал оглашал горы хохотом. А от ударов вампала на теле Хасана оставались глубокие кровоточащие раны. От льющегося от них пота вокруг образовалась грязь, от их дыхания поднялся густой туман, своими ногами они уже растоптали почти все розы. Наконец юноша изловчился и со всех сил всадил кинжал в единственный глаз вампала, из которого потоком полилась черная, густая кровь, которая затопила всю поляну. От его крика задрожали горы, пригнулись к земле уцелевшие цветы, и чудовище испустило последний дух. Хасан с трудом стоял на ногах, но очень велика была его любовь к Залине, чтобы умереть здесь, рядом с этим чудовищем, и не увидеть ее еще раз.
По дороге домой он с трудом, истекаемый кровью, достал из нагрудного кармана дорогой сердцу подарок невесты – батистовый платочек и, завернув в него нежную, обагренную его кровью розу, приложил его к сердцу.
Лошадь принесла его почти бездыханное тело к дому суженой. Когда его сняли с лошади и осторожно положили на землю, рядом упал и платочек с завернутой в него розой. Залина, узнав лошадь Хасана и, почуяв любящим сердцем неладное, вопреки всем горским обычаям, выбежала во двор и опустилась на колени рядом с любимым. Хасан открыл глаза, поблагодарил ее за честь, которой она удостоила его, дав согласие стать его женой, передал свой подарок и попросил, чтобы она не носила по нему траур более сорока дней, и как можно скорее, устроила свою судьбу. Он сказал, что будет счастлив на том свете, если она выберет достойного жениха…
Прошло два года. Старый князь горевал вместе с дочерью. Он отказывал многим именитым женихам, устал от назойливых сватов. Однажды он решился на разговор с дочерью, напомнив ей, что это было последнее желание Хасана. Отец попросил разрешить ему принять у себя сыновей кавказских князей, претендующих на ее руку и устроить в их честь той. «Кто знает, может среди них найдется юноша достойный тебя», - сказал князь. Залина не стала перечить отцу, дала согласие присутствовать на празднике.
И вот стали собираться в просторном дворе князя женихи из Грузии, Абхазии, Кабарды, Дагестана, Осетии, Чечни – все княжеские сыновья, сыновья знаменитых на весь Кавказ людей. Приехал на праздник и юноша Али из Ингушетии – вдовий сын.(У ингушей князей не было, каждый ингуш был достаточно уважаем в своем народе, все они были одного сословия, все были равны). Залина из окна своей комнаты наблюдала за тем, как въезжают во двор на дорогих конях изнеженные княжеские сыновья, видела, как бесцеремонно соскакивают они со своих коней и передают вожжи обслуживающим их юношам. И тут
- 3 -
взгляд ее упал на стройного молодого юношу, который еще на улице, спокойно спешился и сам повел коня во двор. Поспешившего оказать ему услугу юношу он почтительно поблагодарил и вежливо передал ему вожжи. Залина отметила его красоту, грацию и выдержку. И, действительно, Али был воспитан своей матерью, рано потерявшей мужа, в лучших традициях ингушского этикета, главными из которых были понятия чести, долга, выдержки и человечности.
Княжеская дочь следила за всеми гостями: как едят за праздничным столом, какой манере поведения придерживаются, как относятся к старшим, как танцуют, как спят…
На второй день князь решил узнать, чем больше всего дорожат юноши, каковы их нравственные принципы и устроил конкурс загадок.
Первая загадка: «Какую ты выбрал бы?»
- Стоят три кружки. Одна – золотая, вторая – серебряная, третья – оловянная. Скажите,какую кружку вы выбрали бы, чтобы напиться?»
Сослан и многие другие ответили, что выбрали бы золотую, и только Али ответил, что выбрал бы серебряную. Он объяснил это так: он не высокомерен, но вместе с тем не считает себя хуже других.
Вторая загадка: «Что это?»
- Сотворили его вместе с сотворением мира, исчезнет оно лишь с исчезновением Вселенной, не сгниет оно даже, если закопать в землю, не сгорит оно, даже если бросить его в огонь. Что же это».
Разные были ответы: золото, богатство… и только Али ответил, что это благородство и честь. Почетные старики и все собравшиеся единодушно отметили, что самые умные ответы дал Али, и что он человек высокого этикета и морали, человек чести. Он оказался на недосягаемой для других степени совершенства.
На празднике присутствовал и сын знаменитого кабардинского князя Элберда - Сослан, который был уверен, что Залина выберет его. Его отец пообещал ему, что не пожалеет ни денег, ни скакунов, ни золота, чтобы сосватать ему Залину. Но с первых же минут Сослан заметил, что Залина присматривается к Али и попросил своих друзей навести о нем справку. С каждым конкурсом он все больше убеждался, что красавица выберет Али. Его ненависть к юноше достигла предела. И ночью, после долгих зажигательных кавказских танцев, когда юноши стали расходиться на отведенные им для ночлега места, Сослан на глазах у многих, видела это и Залина, как бы невзначай, сбил с головы Али папаху. Юноша думал, что Сослан сделал это нечаянно и, спокойно подняв свою папаху, похлопал Сослана по плечу. Это был жест, который означал, что в суматохебывает все. Но
- 4 -
Сослан не собирался так просто отпускать Али и язвительно сказал ему: «Если ты не можешь как подобает настоящему мужчине дорожить шапкой, то я могу тебе предложить платок твоей матери, которая неизвестно с кем проводила время пока ты рос».
Мать Али была уважаема и почитаема всеми, кто ее знал. Всю свою жизнь она прожила достойно, соблюдая все правила приличия, необходимые вдове и посвятила себя воспитанию единственного сына. Его так еще никогда не оскорбляли. Он мог бы простить все, но задета честь его матери, а этого простить он не сможет.
Ничего не ответив обидчику, он явился к хозяину дома, поблагодарил его за гостеприимство, за оказанную ему честь и, сказав, что ему срочно нужно ехать домой, выехал со двора князя. Перед тем, как выехать он попросил юношу, который ему помогал седлать лошадь, чтобы он передал Сослану, что завтра, после завершения праздника, он будет ждать его на развилке дорог между Кабардой и Ингушетией.
Утром к указанному месту подъехал Сослан со своими друзьями, подъехали и другие гости князя. Али предложил извиниться перед ним за оскорбление его матери, но у Сослана были другие цели. Он надеялся, что убив в честной схватке соперника, может расчитывать на руку и сердце девушки. Сослан первый выхватил кинжал и начал размахивать его перед Али. Началось сражение. Оказалось, что Али великолепно владеет шашкой. Силы были равны. Уже на теле обоих были многочисленные раны, но сдаваться никто не собирался. И вот на опушке леса показался всадник на белом коне, он сам был во всем белом и, казалось, что он сросся с конем. По мере приближения все в нем узнали Залину. Она на ходу соскочила с коня, стянула с головы тонкий шелковый платок и бросила его между дерущимися. Схватка прекратилась в тот же миг. Все трое стояли, потупив в землю очи и не зная, что делать дальше. Но здесь подоспел старый князь и его односельчане. Он уже был в курсе дела и был очень благодарен Али за выдержку, за то, что он не испортил всем праздник, хотя понимал, как тяжело было Али не ответить оскорблением на оскорбление.
Князь объявил всем присутствующим, что его дочь выбрала себе в женихи достойного юношу, представителя славного ингушского народа – Али. Все очень удивились, когда он заявил, что он не берет у Али за дочь традиционного калыма, а сам отдает дочери в качестве приданного половину своего состояния. Удивление перешло в восторг, когда князь благословил молодых и сказал, что Али прямо сейчас может забирать свою невесту и ехать домой. В Ингушетии уже знали, как достойно вел себя Али на празднике и что едет с самой красивой девушкой Кавказа домой. На границе Ингушетии их встречал многочисленный кортеж, который добрался до дома Али только
- 5 -
через трое суток, потому что всю дорогу молодежь танцевала, веселилась, девушки -ингушки пели хвалебные песни в честь Али и Залины:
Долгих лет тому, кто рожден быть благородным и смелым,
Долгих лет тому, кто рожден быть гордым средь сверстников.
Пусть не падут честь и слава твои, Али!
Восходящее солнце славит тебя Али!
***
Пусть ничто и никогда не разлучит вас!
Пусть всегда будут в ваших домах
Всей страною чтимые гости!
Пусть всегда и любовь и дружба меж вами царят!
А когда старая Гучи увидела невесту, она на радостях сварила в большом котле кашу и лихо станцевала на ней лезгинку, не нарушив пленки, которая образовалась на ее поверхности.
«Снежные вершины, громады скал, от сотворения мира в хаосе поднявшиеся к небу, дремучие леса, кипящие потоки шумных рек, луга, охваченные радугой цветенья и ароматом трав, и гордый человек, готовый умереть за дружбу, честь, свободу,- все это с незапамятных времен наречено в поэзии народа страной былин и именем Кавказ», - так начинается бессмертный роман известного ингушского классика Идриса Базоркина «Из тьмы веков».
И, действительно, Кавказ – это уникальное явление в истории мировой цивилизации, это та территория, где сформировалась кавказская этническая и культурная общность, это страна, где представлены все мировые религии. На многих языках звучит здесь человеческая речь, живет здесь братство множества народов.
Невозможно представить Кавказ без традиционной культуры ингушей – коренного населения Кавказа, исконных носителей общекавказской цивилизации. В качестве культурных традиций и обычаев ингушей можно назвать беспрекословный авторитет старших по возрасту людей, тончайшая и щепетильная этика взаимоотношений, куначество, гостеприимство, мужская доблесть, трепетное отношение к оружию и военным аксессуарам, к понятиям долга, чести, совести, достоинства, милосердия.
Плодородные почвы и обширные естественные пастбища, горные смешанные леса из ценных пород деревьев и водные ресурсы, разнообразные минеральные, сероводородные и термальные источники – вот, что такое благословенная Всевышним ингушская земля.
Ингуши помнят былые прекрасные обычаи, связанные с культом женщины. Женский платок, брошенный между дерущимися мужчинами, заставлял опускать занесенные кинжалы, ружья, направленные друг на друга в яростной схватке. Этот прекрасный ингушский обычай – использовать платок для примирения враждующих – заимствовали все кавказские народы.
Хорошо по этому поводу сказал русский поэт Николай Краснов в своей поэме «Седые камни»:
…Джигиты ухватились за кинжалы,
И был бы поединок их жесток,
Но женщина седая подбежала
И между ними бросила платок!
В своей сказке я хочу использовать этот красивый обычай, связанный с культом женщины, и прекрасный обычай гостеприимства, который до сих пор хранят многие кавказские народы.
Али - сын Гучи
Дочь знаменитого кабардинского князя Залина была счастлива – до свадьбы с любимым Хасаном оставались считанные дни, уже были разосланы по всему Кавказу гонцы с приглашениями на свадьбу.
Сердце Хасана согревал тончайший батистовый платок, вышитый Залиной и тайно переданный ему через посредницу, как знак согласия стать его женой. Счастливый жених не знал, какой подарок сделать невесте, чем ее удивить. И он решил пойти в горы, дойти до прекрасной долины роз и принести ей благоухающий букет. Многие влюбленные юноши отправлялись туда, но никто не возвращался.
Еще до рассвета оседлал он своего верного коня, пообещал вернуться до наступления сумерек и направился в сторону гор. Солнце уже было высоко, когда Хасан добрался до заветной долины. Зачарованный этой красотой и опьяненный ароматом роз он немного постоял, потом спешился, привязал своего верного коня к дереву и, осторожно ступая, чтобы ненароком не наступить и не повредить цветы, приблизился к цветнику. Он глубоко вдыхал в себя их аромат, нежно гладил их лепестки, прикасался к ним губами и уже приготовился сорвать первый цветок для любимой, как внезапно погасло солнце, вокруг все потемнело, поднялся страшный ветер, и он услышал злое рычание. Рядом с ним выросло огромное чудовище – одноглазый вампал, который зарычал: «Кто осмелился вступить на мою землю? Кто позволил тебе, несчастный, вдыхать аромат моих роз, целовать лепестки моих невест?» А Хасан, воспитанный в лучших кавказских традициях, отвечал: «Извините меня, пожалуйста, я не подумал, что у этого прекрасного цветника есть хозяин. Я думал, что это дар Всевышнего всем тем, кто его почитает, и решил взять для своей суженой несколько роз. Если нужно, я готов заплатить, но только позвольте мне сейчас унести с собой заветный букет. Будем считать, что это Ваш бесценный подарок нам на свадьбу, а я в долгу не останусь». Но никакие уговоры, обещания не могли растопить сердце этого чудовища. Наверное, подумал Хасан, он никогда не был влюблен, и ему стало его даже жалко. Хасан уже хотел извиниться и уйти, когда чудовище предложило ему сделку. «Хорошо, - сказал вампал, - я разрешаю тебе взять букет при одном условии – первую ночь твоя невеста должна провести со мной, а не то – не быть ей и твоей женой». Оскорбленный и удивленной такой наглостью Хасан невольно выхватил кинжал и тут же пожалел: ведь по горским обычаям, вынутый из ножен кинжал должен быть пущен в ход. Между ними завязалась смертельная схватка. Хасан дрался как настоящий нарт, но удары его
- 2 -
шашки высекали только искры из твердого тела вампала, а после каждого его удара вампал оглашал горы хохотом. А от ударов вампала на теле Хасана оставались глубокие кровоточащие раны. От льющегося от них пота вокруг образовалась грязь, от их дыхания поднялся густой туман, своими ногами они уже растоптали почти все розы. Наконец юноша изловчился и со всех сил всадил кинжал в единственный глаз вампала, из которого потоком полилась черная, густая кровь, которая затопила всю поляну. От его крика задрожали горы, пригнулись к земле уцелевшие цветы, и чудовище испустило последний дух. Хасан с трудом стоял на ногах, но очень велика была его любовь к Залине, чтобы умереть здесь, рядом с этим чудовищем, и не увидеть ее еще раз.
По дороге домой он с трудом, истекаемый кровью, достал из нагрудного кармана дорогой сердцу подарок невесты – батистовый платочек и, завернув в него нежную, обагренную его кровью розу, приложил его к сердцу.
Лошадь принесла его почти бездыханное тело к дому суженой. Когда его сняли с лошади и осторожно положили на землю, рядом упал и платочек с завернутой в него розой. Залина, узнав лошадь Хасана и, почуяв любящим сердцем неладное, вопреки всем горским обычаям, выбежала во двор и опустилась на колени рядом с любимым. Хасан открыл глаза, поблагодарил ее за честь, которой она удостоила его, дав согласие стать его женой, передал свой подарок и попросил, чтобы она не носила по нему траур более сорока дней, и как можно скорее, устроила свою судьбу. Он сказал, что будет счастлив на том свете, если она выберет достойного жениха…
Прошло два года. Старый князь горевал вместе с дочерью. Он отказывал многим именитым женихам, устал от назойливых сватов. Однажды он решился на разговор с дочерью, напомнив ей, что это было последнее желание Хасана. Отец попросил разрешить ему принять у себя сыновей кавказских князей, претендующих на ее руку и устроить в их честь той. «Кто знает, может среди них найдется юноша достойный тебя», - сказал князь. Залина не стала перечить отцу, дала согласие присутствовать на празднике.
И вот стали собираться в просторном дворе князя женихи из Грузии, Абхазии, Кабарды, Дагестана, Осетии, Чечни – все княжеские сыновья, сыновья знаменитых на весь Кавказ людей. Приехал на праздник и юноша Али из Ингушетии – вдовий сын.(У ингушей князей не было, каждый ингуш был достаточно уважаем в своем народе, все они были одного сословия, все были равны). Залина из окна своей комнаты наблюдала за тем, как въезжают во двор на дорогих конях изнеженные княжеские сыновья, видела, как бесцеремонно соскакивают они со своих коней и передают вожжи обслуживающим их юношам. И тут
- 3 -
взгляд ее упал на стройного молодого юношу, который еще на улице, спокойно спешился и сам повел коня во двор. Поспешившего оказать ему услугу юношу он почтительно поблагодарил и вежливо передал ему вожжи. Залина отметила его красоту, грацию и выдержку. И, действительно, Али был воспитан своей матерью, рано потерявшей мужа, в лучших традициях ингушского этикета, главными из которых были понятия чести, долга, выдержки и человечности.
Княжеская дочь следила за всеми гостями: как едят за праздничным столом, какой манере поведения придерживаются, как относятся к старшим, как танцуют, как спят…
На второй день князь решил узнать, чем больше всего дорожат юноши, каковы их нравственные принципы и устроил конкурс загадок.
Первая загадка: «Какую ты выбрал бы?»
- Стоят три кружки. Одна – золотая, вторая – серебряная, третья – оловянная. Скажите,какую кружку вы выбрали бы, чтобы напиться?»
Сослан и многие другие ответили, что выбрали бы золотую, и только Али ответил, что выбрал бы серебряную. Он объяснил это так: он не высокомерен, но вместе с тем не считает себя хуже других.
Вторая загадка: «Что это?»
- Сотворили его вместе с сотворением мира, исчезнет оно лишь с исчезновением Вселенной, не сгниет оно даже, если закопать в землю, не сгорит оно, даже если бросить его в огонь. Что же это».
Разные были ответы: золото, богатство… и только Али ответил, что это благородство и честь. Почетные старики и все собравшиеся единодушно отметили, что самые умные ответы дал Али, и что он человек высокого этикета и морали, человек чести. Он оказался на недосягаемой для других степени совершенства.
На празднике присутствовал и сын знаменитого кабардинского князя Элберда - Сослан, который был уверен, что Залина выберет его. Его отец пообещал ему, что не пожалеет ни денег, ни скакунов, ни золота, чтобы сосватать ему Залину. Но с первых же минут Сослан заметил, что Залина присматривается к Али и попросил своих друзей навести о нем справку. С каждым конкурсом он все больше убеждался, что красавица выберет Али. Его ненависть к юноше достигла предела. И ночью, после долгих зажигательных кавказских танцев, когда юноши стали расходиться на отведенные им для ночлега места, Сослан на глазах у многих, видела это и Залина, как бы невзначай, сбил с головы Али папаху. Юноша думал, что Сослан сделал это нечаянно и, спокойно подняв свою папаху, похлопал Сослана по плечу. Это был жест, который означал, что в суматохебывает все. Но
- 4 -
Сослан не собирался так просто отпускать Али и язвительно сказал ему: «Если ты не можешь как подобает настоящему мужчине дорожить шапкой, то я могу тебе предложить платок твоей матери, которая неизвестно с кем проводила время пока ты рос».
Мать Али была уважаема и почитаема всеми, кто ее знал. Всю свою жизнь она прожила достойно, соблюдая все правила приличия, необходимые вдове и посвятила себя воспитанию единственного сына. Его так еще никогда не оскорбляли. Он мог бы простить все, но задета честь его матери, а этого простить он не сможет.
Ничего не ответив обидчику, он явился к хозяину дома, поблагодарил его за гостеприимство, за оказанную ему честь и, сказав, что ему срочно нужно ехать домой, выехал со двора князя. Перед тем, как выехать он попросил юношу, который ему помогал седлать лошадь, чтобы он передал Сослану, что завтра, после завершения праздника, он будет ждать его на развилке дорог между Кабардой и Ингушетией.
Утром к указанному месту подъехал Сослан со своими друзьями, подъехали и другие гости князя. Али предложил извиниться перед ним за оскорбление его матери, но у Сослана были другие цели. Он надеялся, что убив в честной схватке соперника, может расчитывать на руку и сердце девушки. Сослан первый выхватил кинжал и начал размахивать его перед Али. Началось сражение. Оказалось, что Али великолепно владеет шашкой. Силы были равны. Уже на теле обоих были многочисленные раны, но сдаваться никто не собирался. И вот на опушке леса показался всадник на белом коне, он сам был во всем белом и, казалось, что он сросся с конем. По мере приближения все в нем узнали Залину. Она на ходу соскочила с коня, стянула с головы тонкий шелковый платок и бросила его между дерущимися. Схватка прекратилась в тот же миг. Все трое стояли, потупив в землю очи и не зная, что делать дальше. Но здесь подоспел старый князь и его односельчане. Он уже был в курсе дела и был очень благодарен Али за выдержку, за то, что он не испортил всем праздник, хотя понимал, как тяжело было Али не ответить оскорблением на оскорбление.
Князь объявил всем присутствующим, что его дочь выбрала себе в женихи достойного юношу, представителя славного ингушского народа – Али. Все очень удивились, когда он заявил, что он не берет у Али за дочь традиционного калыма, а сам отдает дочери в качестве приданного половину своего состояния. Удивление перешло в восторг, когда князь благословил молодых и сказал, что Али прямо сейчас может забирать свою невесту и ехать домой. В Ингушетии уже знали, как достойно вел себя Али на празднике и что едет с самой красивой девушкой Кавказа домой. На границе Ингушетии их встречал многочисленный кортеж, который добрался до дома Али только
- 5 -
через трое суток, потому что всю дорогу молодежь танцевала, веселилась, девушки -ингушки пели хвалебные песни в честь Али и Залины:
Долгих лет тому, кто рожден быть благородным и смелым,
Долгих лет тому, кто рожден быть гордым средь сверстников.
Пусть не падут честь и слава твои, Али!
Восходящее солнце славит тебя Али!
***
Пусть ничто и никогда не разлучит вас!
Пусть всегда будут в ваших домах
Всей страною чтимые гости!
Пусть всегда и любовь и дружба меж вами царят!
А когда старая Гучи увидела невесту, она на радостях сварила в большом котле кашу и лихо станцевала на ней лезгинку, не нарушив пленки, которая образовалась на ее поверхности.
Саутиева Зарета, 16 лет, сп.Инарки
Рейтинг: 1
Комментарии ВКонтакте
Комментарии
Добавить сообщение
Связаться с фондом
Вход
Помощь проекту
Сделать пожертвование через систeму элeктронных пeрeводов Яndex Деньги на кошeлёк: 41001771973652 |