Природа, культура, человек
Существует ли взаимосвязь между природой и культурой? Есть ли у них «точки соприкосновения»? Очень точно ответил на эти вопросы академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв, сказав, что «…в экологии есть два раздела: экология биологическая и экология культурная, нравственная. Убить человека биологически может несоблюдение законов первой, убить человека нравственно может несоблюдение законов второй».
Природа необходима человеку для его биологической жизни, а культурная среда – естественная составляющая духовной, нравственной жизни, ориентир привязанности его к родным местам, «следование заветам предков».
Необходимо видеть различие между экологией природы и экологией культуры. Д.С.Лихачёв считает, что «…до известных пределов утраты в природе восстановимы». Безусловно, мы можем очистить реки, моря, озёра; в силах человека восстановить лесные массивы, сохранить и увеличить поголовье исчезающих видов животных… Главное не перешагнуть ту грань, за которой человечество будет ожидать Пустота.
Я рада, что у нас на Белгородчине сохранению природной среды уделяется большое внимание. Выполняются основные природоохранные нормативные акты Российской Федерации, а также администрации Белгородской области. Создаются заповедники, природные парки. Изданы Красная книга растений Белгородской области, Красная книга почв Белгородской области, Красная книга животных Белгородской области.
Листая прекрасно оформленные книги и буклеты, я испытываю чувство гордости за свою малую Родину – Вейделевский район. Ведь многие из растений, занесённых в Красную книгу, сохранены и произрастают у нас в районе. Бережное, трепетное отношение к ним позволяет не только остановить процесс исчезновения, но и восстановить их численность. Не случайно на гербе нашего района изображён пион узколистный (один из исчезающих видов, находящийся под охраной).
И если мы, люди двадцать первого века, своей хозяйственной деятельностью способствовали резкому сокращению количества некоторых видов растений и животных, наша прямая задача – сохранить и увеличить их численность. Только в таком случае природа будет сама помогать человеку. Нельзя не согласиться с Д.С.Лихачёвым, утверждающим, что «…она (природа) залечивает раны, нанесённые ей извне: пожарами или вырубками, или ядовитой пылью, газами, сточными водами…»
Иначе обстоит дело с памятниками культуры. Восстановить их невозможно. Каждый памятник разрушается навечно. Для истории это невосполнимая утрата. Не могу забыть вторжения американцев в Ирак несколько лет назад. Средства массовой информации сухо констатировали потери и утраты. Был разграблен Национальный иракский музей. А через две недели с экрана телевизора прозвучали слова о единичных уцелевших музейных экспонатах с тысячелетней историей.
О проблеме утраты культурных ценностей писал Николай Рерих ещё в тысяча девятьсот двадцать девятом году. Он подготовил и опубликовал на разных языках мира проект заключения международного договора об охране культурных и научных ценностей в военное время, впоследствии названный Пакт Рериха. Этот договор стал первым международно-правовым актом, специально посвящённым охране культурных и научных ценностей, единственным соглашением, принятым в этой области. В истории человечества подобных документов не было.
Наблюдая во время путешествия по старинным городам России, как разрушаются памятники архитектуры, уцелевшие со времён монголо-татарского нашествия, Н.Рерих глубоко осознавал необходимость сохранения культурного наследия прошлого: «Без охраны достижений культуры человечество вернётся к временам варварства худшего вида…»
Н. Рерих придавал Пакту большое значение. Он говорил, что этот документ должен действовать не только во времена военных действий, но «…каждодневно, когда без грома пушек часто совершаются такие же непоправимые ошибки против культуры». Он также считал, что Пакт необходим и как образовательный закон, который «…с первых школьных дней будет воспитывать молодое поколение с благородными идеями о сохранении истинных ценностей всего человечества».
Мы видим, что сохранение культурной среды не менее важно, чем сохранение окружающей природы. Мне близки взгляды двух великих мыслителей Н.Рериха и Д.Лихачёва. Они отражают и моё понимание проблемы сохранения культурного и природного наследия. В будущем я планирую связать свою деятельность с этой сферой и внести посильный вклад в развитие моей родной Белгородской земли, в охрану и восстановление природных и культурных памятников моей малой Родины.
Природа необходима человеку для его биологической жизни, а культурная среда – естественная составляющая духовной, нравственной жизни, ориентир привязанности его к родным местам, «следование заветам предков».
Необходимо видеть различие между экологией природы и экологией культуры. Д.С.Лихачёв считает, что «…до известных пределов утраты в природе восстановимы». Безусловно, мы можем очистить реки, моря, озёра; в силах человека восстановить лесные массивы, сохранить и увеличить поголовье исчезающих видов животных… Главное не перешагнуть ту грань, за которой человечество будет ожидать Пустота.
Я рада, что у нас на Белгородчине сохранению природной среды уделяется большое внимание. Выполняются основные природоохранные нормативные акты Российской Федерации, а также администрации Белгородской области. Создаются заповедники, природные парки. Изданы Красная книга растений Белгородской области, Красная книга почв Белгородской области, Красная книга животных Белгородской области.
Листая прекрасно оформленные книги и буклеты, я испытываю чувство гордости за свою малую Родину – Вейделевский район. Ведь многие из растений, занесённых в Красную книгу, сохранены и произрастают у нас в районе. Бережное, трепетное отношение к ним позволяет не только остановить процесс исчезновения, но и восстановить их численность. Не случайно на гербе нашего района изображён пион узколистный (один из исчезающих видов, находящийся под охраной).
И если мы, люди двадцать первого века, своей хозяйственной деятельностью способствовали резкому сокращению количества некоторых видов растений и животных, наша прямая задача – сохранить и увеличить их численность. Только в таком случае природа будет сама помогать человеку. Нельзя не согласиться с Д.С.Лихачёвым, утверждающим, что «…она (природа) залечивает раны, нанесённые ей извне: пожарами или вырубками, или ядовитой пылью, газами, сточными водами…»
Иначе обстоит дело с памятниками культуры. Восстановить их невозможно. Каждый памятник разрушается навечно. Для истории это невосполнимая утрата. Не могу забыть вторжения американцев в Ирак несколько лет назад. Средства массовой информации сухо констатировали потери и утраты. Был разграблен Национальный иракский музей. А через две недели с экрана телевизора прозвучали слова о единичных уцелевших музейных экспонатах с тысячелетней историей.
О проблеме утраты культурных ценностей писал Николай Рерих ещё в тысяча девятьсот двадцать девятом году. Он подготовил и опубликовал на разных языках мира проект заключения международного договора об охране культурных и научных ценностей в военное время, впоследствии названный Пакт Рериха. Этот договор стал первым международно-правовым актом, специально посвящённым охране культурных и научных ценностей, единственным соглашением, принятым в этой области. В истории человечества подобных документов не было.
Наблюдая во время путешествия по старинным городам России, как разрушаются памятники архитектуры, уцелевшие со времён монголо-татарского нашествия, Н.Рерих глубоко осознавал необходимость сохранения культурного наследия прошлого: «Без охраны достижений культуры человечество вернётся к временам варварства худшего вида…»
Н. Рерих придавал Пакту большое значение. Он говорил, что этот документ должен действовать не только во времена военных действий, но «…каждодневно, когда без грома пушек часто совершаются такие же непоправимые ошибки против культуры». Он также считал, что Пакт необходим и как образовательный закон, который «…с первых школьных дней будет воспитывать молодое поколение с благородными идеями о сохранении истинных ценностей всего человечества».
Мы видим, что сохранение культурной среды не менее важно, чем сохранение окружающей природы. Мне близки взгляды двух великих мыслителей Н.Рериха и Д.Лихачёва. Они отражают и моё понимание проблемы сохранения культурного и природного наследия. В будущем я планирую связать свою деятельность с этой сферой и внести посильный вклад в развитие моей родной Белгородской земли, в охрану и восстановление природных и культурных памятников моей малой Родины.
Ушатова Юлия, 17 лет, п.Вейделевка
Рейтинг: 2
Комментарии ВКонтакте
Комментарии
Добавить сообщение
Связаться с фондом
Вход
Помощь проекту
Сделать пожертвование через систeму элeктронных пeрeводов Яndex Деньги на кошeлёк: 41001771973652 |