Мое восприятие Чехова
Мое восприятие Чехова
Автор: Шанько Анна (Краснодарский край, г.Сочи, гимназия № 6).
Руководитель: Гордиенко Ирина Борисовна.
В 2010 году исполняется 150 лет со дня рождения моего любимого писателя, сатирика, драматурга, Антона Павловича Чехова. Наверное, в нашей стране нет ни одного человека, который был бы равнодушен к его коротким сатирическим рассказам, новеллам, повестям. Каждый хоть раз в жизни видел спектакль или экранизацию его живых, ярких пьес. «Чехов – странный писатель, бросает слова как будто некстати, а между тем все у него живет и столько ума! Никогда у него нет лишних подробностей, всякая или нужна, или прекрасна», - писал о нем его великий современник Л.Н.Толстой.
Предметом исследования Антона Павловича Чехова, как Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского, стал внутренний мир человека. Но художественные приемы, использованные писателями, различны.
Чехов считается мастером короткого рассказа. За долгие годы работы в журналах ему пришлось научиться в минимум объема вкладывать максимум содержания. В маленьком рассказе невозможны пространственные описания, развернутые диалоги. Поэтому на первое место выступает у Чехова деталь. Именно детали несут у Антона Павловича основную смысловую нагрузку.
Давайте посмотрим, как буквально одна фраза может поведать все о человеке. Возьмем, например, рассказ «Смерть чиновника», где главный герой многими чертами напоминает Акакия Акакиевича Башмачкина из повести Н.В.Гоголя «Шинель». В театре, чихнув, чиновник Червяков случайно обрызгал лысину генерала Бризжалова. Это так поразило главного героя, что он стал постоянно просить прощения за содеянное. Бризжалов, человек незлой, сначала благосклонно принимает извинения. Но позже генерал, доведенный до исступления назойливостью своего обидчика, прогоняет его. Червяков, искренне не понимая причины столь сильного раздражения начальства, приходит к выводу, что на его карьере поставлен крест, и умирает по возвращении домой. В последней фразе дано объяснение всему: «придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и … помер». Чиновничья униформа словно приросла к герою. Страх перед вышестоящим лицом убил человека.
Героиня рассказа «Дама с собачкой» Анна Сергеевна приехала в Ялту, когда была не в состоянии переносить обстановку своего дома и общество мужа, которого она не любила и не уважала. В определенном смысле она была готова к роману с Дмитрием Дмитричем Гуровым. Он был для Анны Сергеевны «человеком из лучшей жизни».
Символом того мира, который «дама с собачкой» пытается покинуть, является лорнетка: перед тем, как полюбить Гурова, главная героиня теряет ее, что является началом «бегства». Позже в театре Дмитрий Дмитрич видит ее с «вульгарной лорнеткой» в руках – «бегство» не удалось. Эта деталь послужила символом возврата к прежней жизни.
Ищем другие важные детали. Беликов, герой рассказа «Человек в футляре»,- противоположность Анне Сергеевне. Он не пытается ничего изменить в своей жизни, как-то разнообразить ее. В этом, а также в разрешении себе чего-то нового для Беликова скрывалась неопределенность, которая побуждала героя спрятаться в «оболочку», защитить себя. Отсюда многочисленные чехлы и футлярчики, скрывавшие от посторонних глаз его вещи. Беликова пугала жизнь. Потому-то после смерти на его лице было счастливое выражение: он попал в футляр, из которого не надо больше выходить.
В рассказе «Душечка» Чехов несколько раз упоминает о том, что Оленька Племянникова жила хорошо и счастливо. Эта деталь наводит на мысль о том, что жизнь главной героини вовсе не казалась автору достойной восхищения. Оленька не имеет ни собственных мыслей, ни желаний, ни, кажется, своей жизни.
«Душечка» чем-то схожа с героиней рассказа «Попрыгунья». Ольга Ивановна также зависима от чужого мнения. Но Оленька не была привередлива в своих знакомствах, Ольга Ивановна же ценила знаменитостей и прочих необыкновенных людей, к коим причисляла и себя.
Большие произведения Чехова не имеют лишних подробностей. Например, в пьесе «Три сестры» Наташа впервые появляется перед читателями в красном платье с зеленым поясом – деталь, говорящая о полном отсутствии вкуса, о душевных качествах героини больше, чем развернутая характеристика.
Использование подробностей важно и в «Вишневом саде». Вспомним «многоуважаемый шкаф», звук лопнувшей струны как раз перед продажей сада, стук топоров в конце пьесы. Все это несет смысловую нагрузку и важно и для раскрытия особенностей персонажей, и для действия самой пьесы.
Бесспорно, Чехов мастерством детального описания доказал, что наша жизнь складывается из мелочей, которые могут нести гораздо больше смысла и важности, чем какое-нибудь крупное событие. «Чем больше мы обращаем внимания на детали, тем ярче становится жизнь. Попробуйте, и сами увидите», - говорят многие. Может все-таки стоит так сделать?
Автор: Шанько Анна (Краснодарский край, г.Сочи, гимназия № 6).
Руководитель: Гордиенко Ирина Борисовна.
В 2010 году исполняется 150 лет со дня рождения моего любимого писателя, сатирика, драматурга, Антона Павловича Чехова. Наверное, в нашей стране нет ни одного человека, который был бы равнодушен к его коротким сатирическим рассказам, новеллам, повестям. Каждый хоть раз в жизни видел спектакль или экранизацию его живых, ярких пьес. «Чехов – странный писатель, бросает слова как будто некстати, а между тем все у него живет и столько ума! Никогда у него нет лишних подробностей, всякая или нужна, или прекрасна», - писал о нем его великий современник Л.Н.Толстой.
Предметом исследования Антона Павловича Чехова, как Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского, стал внутренний мир человека. Но художественные приемы, использованные писателями, различны.
Чехов считается мастером короткого рассказа. За долгие годы работы в журналах ему пришлось научиться в минимум объема вкладывать максимум содержания. В маленьком рассказе невозможны пространственные описания, развернутые диалоги. Поэтому на первое место выступает у Чехова деталь. Именно детали несут у Антона Павловича основную смысловую нагрузку.
Давайте посмотрим, как буквально одна фраза может поведать все о человеке. Возьмем, например, рассказ «Смерть чиновника», где главный герой многими чертами напоминает Акакия Акакиевича Башмачкина из повести Н.В.Гоголя «Шинель». В театре, чихнув, чиновник Червяков случайно обрызгал лысину генерала Бризжалова. Это так поразило главного героя, что он стал постоянно просить прощения за содеянное. Бризжалов, человек незлой, сначала благосклонно принимает извинения. Но позже генерал, доведенный до исступления назойливостью своего обидчика, прогоняет его. Червяков, искренне не понимая причины столь сильного раздражения начальства, приходит к выводу, что на его карьере поставлен крест, и умирает по возвращении домой. В последней фразе дано объяснение всему: «придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и … помер». Чиновничья униформа словно приросла к герою. Страх перед вышестоящим лицом убил человека.
Героиня рассказа «Дама с собачкой» Анна Сергеевна приехала в Ялту, когда была не в состоянии переносить обстановку своего дома и общество мужа, которого она не любила и не уважала. В определенном смысле она была готова к роману с Дмитрием Дмитричем Гуровым. Он был для Анны Сергеевны «человеком из лучшей жизни».
Символом того мира, который «дама с собачкой» пытается покинуть, является лорнетка: перед тем, как полюбить Гурова, главная героиня теряет ее, что является началом «бегства». Позже в театре Дмитрий Дмитрич видит ее с «вульгарной лорнеткой» в руках – «бегство» не удалось. Эта деталь послужила символом возврата к прежней жизни.
Ищем другие важные детали. Беликов, герой рассказа «Человек в футляре»,- противоположность Анне Сергеевне. Он не пытается ничего изменить в своей жизни, как-то разнообразить ее. В этом, а также в разрешении себе чего-то нового для Беликова скрывалась неопределенность, которая побуждала героя спрятаться в «оболочку», защитить себя. Отсюда многочисленные чехлы и футлярчики, скрывавшие от посторонних глаз его вещи. Беликова пугала жизнь. Потому-то после смерти на его лице было счастливое выражение: он попал в футляр, из которого не надо больше выходить.
В рассказе «Душечка» Чехов несколько раз упоминает о том, что Оленька Племянникова жила хорошо и счастливо. Эта деталь наводит на мысль о том, что жизнь главной героини вовсе не казалась автору достойной восхищения. Оленька не имеет ни собственных мыслей, ни желаний, ни, кажется, своей жизни.
«Душечка» чем-то схожа с героиней рассказа «Попрыгунья». Ольга Ивановна также зависима от чужого мнения. Но Оленька не была привередлива в своих знакомствах, Ольга Ивановна же ценила знаменитостей и прочих необыкновенных людей, к коим причисляла и себя.
Большие произведения Чехова не имеют лишних подробностей. Например, в пьесе «Три сестры» Наташа впервые появляется перед читателями в красном платье с зеленым поясом – деталь, говорящая о полном отсутствии вкуса, о душевных качествах героини больше, чем развернутая характеристика.
Использование подробностей важно и в «Вишневом саде». Вспомним «многоуважаемый шкаф», звук лопнувшей струны как раз перед продажей сада, стук топоров в конце пьесы. Все это несет смысловую нагрузку и важно и для раскрытия особенностей персонажей, и для действия самой пьесы.
Бесспорно, Чехов мастерством детального описания доказал, что наша жизнь складывается из мелочей, которые могут нести гораздо больше смысла и важности, чем какое-нибудь крупное событие. «Чем больше мы обращаем внимания на детали, тем ярче становится жизнь. Попробуйте, и сами увидите», - говорят многие. Может все-таки стоит так сделать?
Шанько Анна, 17 лет, Сочи
Рейтинг: 5
Комментарии ВКонтакте
Комментарии
Добавить сообщение
кн.
романы-эпопеи - это всегда ощущение гармоничности, закругленности мира. Такими, воспринимающими мир как нечто цельное, были, на мой взгляд, Толстые - Л.Н. и А.Н. и быть может, отчасти Пастернак (хотя не знаю, не знаю ;)) Разрозненность, отрывковость как у Бунина и Чехова, говорит об их ощущении дисгармонии. уж не помню, откуда это. Кажется из "Литература в школе", год этак двухтысяча второй. =_=
романы-эпопеи - это всегда ощущение гармоничности, закругленности мира. Такими, воспринимающими мир как нечто цельное, были, на мой взгляд, Толстые - Л.Н. и А.Н. и быть может, отчасти Пастернак (хотя не знаю, не знаю ;)) Разрозненность, отрывковость как у Бунина и Чехова, говорит об их ощущении дисгармонии. уж не помню, откуда это. Кажется из "Литература в школе", год этак двухтысяча второй. =_=
Связаться с фондом
Вход
Помощь проекту
Сделать пожертвование через систeму элeктронных пeрeводов Яndex Деньги на кошeлёк: 41001771973652 |