Великая сила искусства ( или один день в музее)
Осеннее утро было прекрасным! Деревья оделись в багрянец. Стоят, задумавшись, перед моим домом, тихонько роняя свои последние резные листья. Внезапный порыв ветра безжалостно срывает осеннюю красу с грустных деревьев. Очень нежно выглядят золотые березки, они опустили ветки, на которых трепещется последняя паутинка. Прохладен и чист воздух. Но это чудесное утро меня не радует. Не радуют и долгожданные каникулы. Накануне мы поссорились с мамой. Казалось, ничего особенного, но это была не та ссора, как раньше, когда мы через пять минут уже заговорщицким видом шептались о виновнике нашей ссоры (моем брате Максиме), а через минуту уже подшучивали над ним. Сейчас все было иначе. Мама не разговаривала, я тоже. Мы поссорились! Как тяжело на душе! Я старалась забыть обидные слова, которые грубо выкрикивала маме. Было больно, тоскливо и одиноко. Мы даже не смотрели в сторону друг друга, потому что каждая из нас не считала себя виноватой, Я не могла вспомнить, с чего же все началось, с какой – то мелочи, ерунды. Загруженная тяжелыми мыслями, я с трудом открыла в школу дверь. Навстречу мне выспали, как горох, мои одноклассники с плохой новостью, возможно поездка в музей отменится в очередной раз. Заболел классный руководитель. Ребята всей гурьбой подались к завучу, но она их успокоила, что поездка в любом случае состоится.
Всю дорогу ребята шутили, дурачились. От долгого ожидания для них эта экскурсия была еще радостней. Я завидовала им, совсем недавно я также беззаботно веселилась, и на душе у меня было спокойно и хорошо. А сейчас? Что же случилось между мной и мамой? Да просто она меня не понимает! Старалась я себя оправдать. Тяжелые мысли камнем давили на меня и не давали покоя всю дорогу. Под шутки и смех незаметно автобус подкатил к городу. Саранск открылся перед нами во всей своей осенней городской суете. Громыхали, лязгая дверьми троллейбусы, торопилось «зеленоглазое такси», спешил куда-то людской поток, какими - то необычными гигантами казались высотные дома, нам, приехавшим из небольшого поселка, окруженного со всех сторон лесом, и не привыкшим к городской пестроте. Светофор, подмигивая зеленым глазом, давал нашей толпе путь через дорогу. Мы оказались на улице Коммунистической, около здания очень красивого по своему архитектурному строению. Это музей изобразительных искусств. От волнения билось сердце, несмотря на то, что я много читала о жизни и творчестве великого мордовского скульптора С. Д. Эрьзи, это было моим первым знакомством с его скульптурами.
Войдя в зал, я как завороженная смотрела в глаза женщине со скульптуры. Экскурсовод тихо подошла и сказала: «Портрет матери», дорабатывался в течение ряда лет». Вглядываясь в скульптуру, я почувствовала, что за этим мужественным лицом, неукротимым порывом, кроется своя судьба, единственный и неповторимый жизненный путь. Вспомнились прочитанные строки «ветер сердито трепал волосы, вода доходила до пояса, женщина с трудом открыла двери, Степан из чердачного окна наблюдал за разбушевавшейся рекой и за матерью, которая оказалась сильнее стихии, ни богиня воды Ведь – ава, ни богиня ветра Варма – ава не смогли ее одолеть». А руки! Сильные, натруженные руки, большие и ласковые, женские «золотые руки», такие же, как у моей мамы. Скульптура «Портрет матери», несущая добро и красоту, раскрывающая материнские чувства, олицетворяющая лучшие человеческие качества, глубоко вошла в мое сердце. Это красота мужественной и по – своему прекрасной женщины, которую автор почти обожествляет.
И все – таки, что есть красота в понимании С.Д. Эрьзи? Каков был идеал женской красоты для него? Наверное, для автора такого глубокого понимания характера идеалом послужила земная женщина, которую он возвысил в своих работах из благородного дерева альгарробо и кебрачо, мрамора. Загадочная красота проявляется в скульптуре «Каприз», мне даже захотелось потрогать ее. Я уловила похожий взгляд, знакомый наклон головы, свою надменную улыбку, на миг мне захотелось ощутить себя скульптурой, быть немножко капризной и избалованной. Наверное, это свойственно каждой девушке, в каком бы веке она не жила. А самое главное, присмотреться к себе и к окружающим, увидеть только хорошее и прекрасное в нашей жизни.
Любуясь творениями великого мастера, я твердо убедилась в том, что они учат нас умению прощать и быть прощенным, любить человека, ценить в нем то, прекрасное, что дано ему от Бога.
Всю обратную дорогу меня, как Нину Карнаухову, грызла беспощадная совесть. «Скорей, скорей!»- торопила я мысленно автобус. - К дому, к маме!» Показалась полоска родного леса. Он был беспощадно красив, все играло яркими осенними красками. Я взлетела на крыльцо своего дома, обняла крепко маму и протянула ей подарок. Набор открыток «Скульптуры Д.Ф. Эрьзи», купленных неподалеку от музея, в маленьком киоске. Мама улыбнулась и сказала: « Психологи считают, что «переходной возраст» длится два, три года, а нам хватило одного дня.- Но какого! Так ведь Машутка!»
У Ф.М. Достоевского есть замечательное высказывание известное всему миру «красотой спасется мир». И, действительно, в нашем доме она точно спасет «мир»!
Всю дорогу ребята шутили, дурачились. От долгого ожидания для них эта экскурсия была еще радостней. Я завидовала им, совсем недавно я также беззаботно веселилась, и на душе у меня было спокойно и хорошо. А сейчас? Что же случилось между мной и мамой? Да просто она меня не понимает! Старалась я себя оправдать. Тяжелые мысли камнем давили на меня и не давали покоя всю дорогу. Под шутки и смех незаметно автобус подкатил к городу. Саранск открылся перед нами во всей своей осенней городской суете. Громыхали, лязгая дверьми троллейбусы, торопилось «зеленоглазое такси», спешил куда-то людской поток, какими - то необычными гигантами казались высотные дома, нам, приехавшим из небольшого поселка, окруженного со всех сторон лесом, и не привыкшим к городской пестроте. Светофор, подмигивая зеленым глазом, давал нашей толпе путь через дорогу. Мы оказались на улице Коммунистической, около здания очень красивого по своему архитектурному строению. Это музей изобразительных искусств. От волнения билось сердце, несмотря на то, что я много читала о жизни и творчестве великого мордовского скульптора С. Д. Эрьзи, это было моим первым знакомством с его скульптурами.
Войдя в зал, я как завороженная смотрела в глаза женщине со скульптуры. Экскурсовод тихо подошла и сказала: «Портрет матери», дорабатывался в течение ряда лет». Вглядываясь в скульптуру, я почувствовала, что за этим мужественным лицом, неукротимым порывом, кроется своя судьба, единственный и неповторимый жизненный путь. Вспомнились прочитанные строки «ветер сердито трепал волосы, вода доходила до пояса, женщина с трудом открыла двери, Степан из чердачного окна наблюдал за разбушевавшейся рекой и за матерью, которая оказалась сильнее стихии, ни богиня воды Ведь – ава, ни богиня ветра Варма – ава не смогли ее одолеть». А руки! Сильные, натруженные руки, большие и ласковые, женские «золотые руки», такие же, как у моей мамы. Скульптура «Портрет матери», несущая добро и красоту, раскрывающая материнские чувства, олицетворяющая лучшие человеческие качества, глубоко вошла в мое сердце. Это красота мужественной и по – своему прекрасной женщины, которую автор почти обожествляет.
И все – таки, что есть красота в понимании С.Д. Эрьзи? Каков был идеал женской красоты для него? Наверное, для автора такого глубокого понимания характера идеалом послужила земная женщина, которую он возвысил в своих работах из благородного дерева альгарробо и кебрачо, мрамора. Загадочная красота проявляется в скульптуре «Каприз», мне даже захотелось потрогать ее. Я уловила похожий взгляд, знакомый наклон головы, свою надменную улыбку, на миг мне захотелось ощутить себя скульптурой, быть немножко капризной и избалованной. Наверное, это свойственно каждой девушке, в каком бы веке она не жила. А самое главное, присмотреться к себе и к окружающим, увидеть только хорошее и прекрасное в нашей жизни.
Любуясь творениями великого мастера, я твердо убедилась в том, что они учат нас умению прощать и быть прощенным, любить человека, ценить в нем то, прекрасное, что дано ему от Бога.
Всю обратную дорогу меня, как Нину Карнаухову, грызла беспощадная совесть. «Скорей, скорей!»- торопила я мысленно автобус. - К дому, к маме!» Показалась полоска родного леса. Он был беспощадно красив, все играло яркими осенними красками. Я взлетела на крыльцо своего дома, обняла крепко маму и протянула ей подарок. Набор открыток «Скульптуры Д.Ф. Эрьзи», купленных неподалеку от музея, в маленьком киоске. Мама улыбнулась и сказала: « Психологи считают, что «переходной возраст» длится два, три года, а нам хватило одного дня.- Но какого! Так ведь Машутка!»
У Ф.М. Достоевского есть замечательное высказывание известное всему миру «красотой спасется мир». И, действительно, в нашем доме она точно спасет «мир»!
Костина Мария, 14 лет, п. Пеньково
Рейтинг: 0
Комментарии ВКонтакте
Комментарии
Добавить сообщение
Связаться с фондом
Вход
Помощь проекту
Сделать пожертвование через систeму элeктронных пeрeводов Яndex Деньги на кошeлёк: 41001771973652 |