Сказ о небольшой девочке с помыслами неясными, знаниями непрочными и делами невеликими, а также бабушке её, по имени Жизнь.
Сказ о небольшой девочке с помыслами неясными, знаниями непрочными и делами невеликими, а также бабушке её, по имени Жизнь.
В некотором царстве, в некотором государстве живёт-почивает маленькая девочка Наденька. И есть у неё бабушка необыкновенная. Древняя такая бабушка, а вернее прапрабабушка. Разменяла та бабушка, как сама говорит, десятый десяток. Всё в ней удивительно: и слова певуче-мягкие, и рассказов россыпь великая, и доброта ко всему живому чуткая, и мудрость непочатая, и имя о многом говорящее – Зоя. Но самое невероятное то, что всю жизнь была баба Зоя хозяйкою леса или «лесничихой», как называли её в те давние-предавние времена, и говорить о лесе может нескончаемо.
Бабуля и сейчас любит бывать в лесу. Тут её совсем не узнать: от берёзки к осине бродит, здоровается, нежно гладит их и что-то ласковое говорит. Дуб батюшкой называет и что-то строго наказывает ему, а у самой слёзы на глазах. Девочка говорит, что нельзя с неживыми предметами разговаривать, а она сердится:
- Как так неживые, ты почём знаешь, ну-ка, подь сюда. Обойми-ка берёзоньку, закрой глаза, молчи и слушай.
И чувствует девчушка: берёза живая, тёплая и родная какая-то. Бабушка говорит, что каждое дерево, как человек, душу свою имеет, только души у деревьев чистые-чистые, и чистоту эту дарят они людям через воздух.
-Думашь, почему люди сейчас обасурманились? Почему не берегут богатства природы-матушки? В гости к лесу редко ходят, а наведывались бы, добрее, спокойнее, лучше были бы. А ходить в лес лучше по одному и молча, лес мудростью напоит, только когда умеешь слушать загадочный шелест листвы, потаённый треск сучьев, вопрошающие пересвисты птиц и …оглушающую тишину, какая только в лесу бывает, ну, может быть, ещё в лугах. Вот научится этому человек и снизойдёт на него вековая мудрость деревьев-долгожителей. Ты не гордися, прильни к землице-то, сравняться с нею - тебе польза будет.
Прижалась девочка щекой к земле, разметала руки – не обхватить её, сильная, мягкая и надёжная, как мама. Так вот почему бабуля землю матушкой зовёт.
Приподняла голову, а в траве между кустами жизнь кипит во всю: муравьишко куда-то спешит; муха крылышки на веточке чистит; букашка по кругу гоняет, что-то ищет; гусеница лениво ползает. Теперь Наде понятны слова бабушки о том, что жизнь леса скрытная.
Перевернулась девочка на спину, глянула вверх, а там тянутся деревья-исполины к небу и дружелюбно машут ей ветвями-руками, защищая её от зноя летнего. И почувствовала она их заботу и радушие. Теперь понятно, почему б. Зоя называет лес живым.
А ещё бабушка прозвище имеет – Лосиха. Обидно Наде за неё, а та даже гордится:
- Пойми, внуча, не от злобы люди меня так назвали. Вот смотри, что лесничиха, что Лосиха одинаково. Да в молодости я и похожа была на этого зверя: такая же сильная, выносливая и большую часть жизни в лесу проводила. И красивая была, как лосиха! Сяду на лошадь бывало, скачу меж дерев, аж ветер свистит, а промеж кустов-то и не сразу разберёшь: то ли лось продирается, то ли Зойка на коне мчится.
Потом бабушка молчит. С ней девочка тоже может долго молчать, глядит в родное лицо и видит: точно, прорисовывается гордое спокойное животное. Но вскоре Надю беспокойство охватывает:
- Баб, а как же волки? В лесу ведь волки. Лоси их боятся? А ты?
- Чего медика-то бояться?
- Какого медика?
- Ну, волков санитарами леса зовут, аль не слыхала? И бабушка долго и обстоятельно разъясняет. Для девчушки это новые знания.
А бабушка продолжает:
- Для леса и лесных жителей страшен не волк. Самое жуткое – это огонь. Вот помню случай был, где-то в году 58-ом. Загорелся Монастырь (так берёзовая роща называется). Её ещё в конце века девятнадцатого монашки высаживали и выхаживали. Там средь леса монастырь был, настоящий, красивый. Потом всё разгромили, разогнали. Разрушенное осело, ушло в землю, поросло кустарниками и травой, и осталось только название, сама роща да уважение людское к этому месту. А тут такое! Уж и не помню, как там все оказались, но отстаивали рощу всем миром деревенским. Кто пиджаком огонь сбивал, кто топтал, кто воду с водовозки таскал, кто лопатой землю кидал. Да разве побьёшь силищу такую. Это огонь. Я тоже бестолку всё суетилась, всё в огонь бросалась, только все брови и волосы опалила. А как услышала треск и стон Монастыря, повалилась на землю и тоже застонала-завыла. Всю ночь никто не ушёл: погибали вместе с милой рощицей. А как рассвело, увидали страшное пепелище, опять завыли с бабами. Смотрю, разводы от сажи и слёз на лице и у мужиков. Во как переживали. А я-то, сама знашь, баба боевая, сколотила отряд и через год засадили Монастырь новыми саженцами. Щас вона как всё выперло, да только нет красоты прежней. Не то.
Б.Зоя опять задумалась. Наденька не мешает ей молчать, терпеливо ёрзает рядом. Вдруг, затуманенные воспоминанием глаза старушки проясняются:
- Надюш, ты вот послушай мечту мою: хочу, чтоб ты тоже Лосихою стала.
У девочки изумлённо округляются глаза.
- Да, постой, не спорь, окаянная. Поди уж скоро не станет меня. Я тебя Христом Богом прошу, не лазь ты в этот интернет, всю душу он вам выжигает, как тот пожар. Мёртвое это всё. Ты почаще в лес заглядывай, и этих своих … «предков» тащи туда. Больно редко там бываете. А вот я думаю, будешь лесничихою, будешь в лесу, будешь здоровенькой, и мысли будут здравые, и знаний почерпнёшь немерянно, и дела будешь ворочать громадные: леса оберегать и преумножать. Ты пойми, связаны мы с тобой не только кровью, а ещё и именами. Я кто? Зоя - Жизнь. Ты кто? Наденька – Надежда. И хочу, чтоб ты была надеждой и опорой не только для меня и родителей, но и для нашего батюшки-леса.
P.S.Спрашиваю у моей семьи:
- Ну как наша с бабушкой сказка?
Папа пожал плечами с насмешкой:
- Толстой и рядом не стоял.
Мама как-то недоверчиво обняла:
- Сочинитель мой.
А старшая сестра, вредная, пропищала:
- Откуда скатала? С интернета?
Вот так всегда. Обидно.
И только бабушка хитро заглянула мне в глаза:
- Постой серчать-то. Нешто про меня это? Вот дожилась – в рассказ попала. А вы, погодьте, вот минет поболе десятка лет и станет девочка большая, помыслы ясными, знания прочными, а дела великими. Надежда для Жизни ой как нужна. Вот и сказ весь.
В некотором царстве, в некотором государстве живёт-почивает маленькая девочка Наденька. И есть у неё бабушка необыкновенная. Древняя такая бабушка, а вернее прапрабабушка. Разменяла та бабушка, как сама говорит, десятый десяток. Всё в ней удивительно: и слова певуче-мягкие, и рассказов россыпь великая, и доброта ко всему живому чуткая, и мудрость непочатая, и имя о многом говорящее – Зоя. Но самое невероятное то, что всю жизнь была баба Зоя хозяйкою леса или «лесничихой», как называли её в те давние-предавние времена, и говорить о лесе может нескончаемо.
Бабуля и сейчас любит бывать в лесу. Тут её совсем не узнать: от берёзки к осине бродит, здоровается, нежно гладит их и что-то ласковое говорит. Дуб батюшкой называет и что-то строго наказывает ему, а у самой слёзы на глазах. Девочка говорит, что нельзя с неживыми предметами разговаривать, а она сердится:
- Как так неживые, ты почём знаешь, ну-ка, подь сюда. Обойми-ка берёзоньку, закрой глаза, молчи и слушай.
И чувствует девчушка: берёза живая, тёплая и родная какая-то. Бабушка говорит, что каждое дерево, как человек, душу свою имеет, только души у деревьев чистые-чистые, и чистоту эту дарят они людям через воздух.
-Думашь, почему люди сейчас обасурманились? Почему не берегут богатства природы-матушки? В гости к лесу редко ходят, а наведывались бы, добрее, спокойнее, лучше были бы. А ходить в лес лучше по одному и молча, лес мудростью напоит, только когда умеешь слушать загадочный шелест листвы, потаённый треск сучьев, вопрошающие пересвисты птиц и …оглушающую тишину, какая только в лесу бывает, ну, может быть, ещё в лугах. Вот научится этому человек и снизойдёт на него вековая мудрость деревьев-долгожителей. Ты не гордися, прильни к землице-то, сравняться с нею - тебе польза будет.
Прижалась девочка щекой к земле, разметала руки – не обхватить её, сильная, мягкая и надёжная, как мама. Так вот почему бабуля землю матушкой зовёт.
Приподняла голову, а в траве между кустами жизнь кипит во всю: муравьишко куда-то спешит; муха крылышки на веточке чистит; букашка по кругу гоняет, что-то ищет; гусеница лениво ползает. Теперь Наде понятны слова бабушки о том, что жизнь леса скрытная.
Перевернулась девочка на спину, глянула вверх, а там тянутся деревья-исполины к небу и дружелюбно машут ей ветвями-руками, защищая её от зноя летнего. И почувствовала она их заботу и радушие. Теперь понятно, почему б. Зоя называет лес живым.
А ещё бабушка прозвище имеет – Лосиха. Обидно Наде за неё, а та даже гордится:
- Пойми, внуча, не от злобы люди меня так назвали. Вот смотри, что лесничиха, что Лосиха одинаково. Да в молодости я и похожа была на этого зверя: такая же сильная, выносливая и большую часть жизни в лесу проводила. И красивая была, как лосиха! Сяду на лошадь бывало, скачу меж дерев, аж ветер свистит, а промеж кустов-то и не сразу разберёшь: то ли лось продирается, то ли Зойка на коне мчится.
Потом бабушка молчит. С ней девочка тоже может долго молчать, глядит в родное лицо и видит: точно, прорисовывается гордое спокойное животное. Но вскоре Надю беспокойство охватывает:
- Баб, а как же волки? В лесу ведь волки. Лоси их боятся? А ты?
- Чего медика-то бояться?
- Какого медика?
- Ну, волков санитарами леса зовут, аль не слыхала? И бабушка долго и обстоятельно разъясняет. Для девчушки это новые знания.
А бабушка продолжает:
- Для леса и лесных жителей страшен не волк. Самое жуткое – это огонь. Вот помню случай был, где-то в году 58-ом. Загорелся Монастырь (так берёзовая роща называется). Её ещё в конце века девятнадцатого монашки высаживали и выхаживали. Там средь леса монастырь был, настоящий, красивый. Потом всё разгромили, разогнали. Разрушенное осело, ушло в землю, поросло кустарниками и травой, и осталось только название, сама роща да уважение людское к этому месту. А тут такое! Уж и не помню, как там все оказались, но отстаивали рощу всем миром деревенским. Кто пиджаком огонь сбивал, кто топтал, кто воду с водовозки таскал, кто лопатой землю кидал. Да разве побьёшь силищу такую. Это огонь. Я тоже бестолку всё суетилась, всё в огонь бросалась, только все брови и волосы опалила. А как услышала треск и стон Монастыря, повалилась на землю и тоже застонала-завыла. Всю ночь никто не ушёл: погибали вместе с милой рощицей. А как рассвело, увидали страшное пепелище, опять завыли с бабами. Смотрю, разводы от сажи и слёз на лице и у мужиков. Во как переживали. А я-то, сама знашь, баба боевая, сколотила отряд и через год засадили Монастырь новыми саженцами. Щас вона как всё выперло, да только нет красоты прежней. Не то.
Б.Зоя опять задумалась. Наденька не мешает ей молчать, терпеливо ёрзает рядом. Вдруг, затуманенные воспоминанием глаза старушки проясняются:
- Надюш, ты вот послушай мечту мою: хочу, чтоб ты тоже Лосихою стала.
У девочки изумлённо округляются глаза.
- Да, постой, не спорь, окаянная. Поди уж скоро не станет меня. Я тебя Христом Богом прошу, не лазь ты в этот интернет, всю душу он вам выжигает, как тот пожар. Мёртвое это всё. Ты почаще в лес заглядывай, и этих своих … «предков» тащи туда. Больно редко там бываете. А вот я думаю, будешь лесничихою, будешь в лесу, будешь здоровенькой, и мысли будут здравые, и знаний почерпнёшь немерянно, и дела будешь ворочать громадные: леса оберегать и преумножать. Ты пойми, связаны мы с тобой не только кровью, а ещё и именами. Я кто? Зоя - Жизнь. Ты кто? Наденька – Надежда. И хочу, чтоб ты была надеждой и опорой не только для меня и родителей, но и для нашего батюшки-леса.
P.S.Спрашиваю у моей семьи:
- Ну как наша с бабушкой сказка?
Папа пожал плечами с насмешкой:
- Толстой и рядом не стоял.
Мама как-то недоверчиво обняла:
- Сочинитель мой.
А старшая сестра, вредная, пропищала:
- Откуда скатала? С интернета?
Вот так всегда. Обидно.
И только бабушка хитро заглянула мне в глаза:
- Постой серчать-то. Нешто про меня это? Вот дожилась – в рассказ попала. А вы, погодьте, вот минет поболе десятка лет и станет девочка большая, помыслы ясными, знания прочными, а дела великими. Надежда для Жизни ой как нужна. Вот и сказ весь.
Попкова Надежда, 9 лет, п.Линёво
Рейтинг: 0
Комментарии ВКонтакте
Комментарии
Добавить сообщение
Связаться с фондом
Вход
Помощь проекту
Сделать пожертвование через систeму элeктронных пeрeводов Яndex Деньги на кошeлёк: 41001771973652 |