Море и я
МОРЕ И Я
I
При упоминании о Владивостоке у большинства россиян возникает обязательная ассоциация с морем. Сами же владивостокцы как-то не задумываются об этом: океан для них, прежде всего место отдыха «на природе», а также зона активного рыболовства. Достаточно безосновательным будет утверждать, что море - всего лишь значительная масса воды. Нет, оно представляет собой нечто другое, что, пожалуй, будет трудно описать. Не думаю, что искусством нужно заниматься только для искусства. Нет, искусство должно, прежде всего служить для нравственного испытания человека.
Итак, что же такое море? Существуют три варианта ответа:
Море - это пространство, где океан взаимодействует с сушей, где находится особый живой мир, где этот мир как влияет на людей, так и испытывает их влияние.
Я упомянул уже, как море ощущают обыкновенные люди, теперь же обращусь к художественной литературе.
Наиболее глубоко писатели воспринимали море в эпоху романтизма. Море присутствует в строчках и Байрона, и Шелли, и Пушкина. Писал о нём и Иван Александрович Гончаров, участвовавший в кругосветном путешествии. Море не радует его, скорее наоборот, вызывает неприятное чувство: он не видит в нём нечто исконно русское.
Для меня море - это живая акварель. Да, действительно, акварель с подвижными, волнующимися берегами, состоящими из материальной воды. Кстати, слово «акварель» происходит от латинского «вода».
Но отдаленная часть моря, лишь видимая, но не осязаемая и не слышимая - это всего лишь акварель. И море в моем восприятии уже никогда не будет цельным: в нескольких десятках метров от берега водная его часть заканчивается и начинается живая, меняющая цвета с голубого до зеленоватого, акварель.
I I
Совсем недавно я упоминал про цвета моря и способность менять их. Да, в этом отношении море - вода-хамелеон. Я помню, как впервые увидел его серым. О, это было страшное зрелище! Мне показалось, что тогда над сушей нагромождалось несколько кубических километров ртути. Это уже не «свободная стихия», а мрачная бездна. И в тот же день я увидел его голубым - «цвета распускающегося колокольчика», но оно опять же своим видом не вызывало никакой радости. В море тогда чувствовалось какое-то электрическое напряжение, готовое разразиться молнией - олицетворением сильнейшей тревоги и нарастающего страха. Очень неприятным мне показалось море во время грозы, неожиданно нас заставшей. Это был тёмный синий цвет. Я помню, тогда уже начинали вспыхивать молнии, но дождь ещё не пошёл. И море предстало в виде совершенно гладкой поверхности очень толстого стекла, точнее, льда, покрывающего собой маленькое глубокое озеро. Над Русским островом прочертилась почти вертикальная, лишь в начале, около основания в туче, изломанная линия - молния. Тёмная синева воды превратилась на треть секунды в светлую «колокольчиковую» голубизну, и в центре её появилась точно такая же, разве что немного более бледная, зарница. Вторая молния мелькнула на противоположной стороне неба, и раздались после этого ослепительного света оглушительные раскаты грома, словно на землю стали падать десятки огромных металлических листов. Затем прошло не более двадцати секунд затишья, и перпендикулярными поверхности земли ручьями полилась вода...
То была страшная, сильная, но непродолжительная гроза. Уже через два часа оранжево сияло заходящее солнце, а море приобрело свой естественный тёмно-голубой цвет, и посреди него легла желтоватая закатная полоса.
III
Но достаточно об этом. Ясно, что море меняет цвета и оттенки в зависимости не только от погоды, но и в зависимости от настроения человека оно видится ему по-разному. И диапазон этих различий бывает очень велик.
Ещё одно замечательное свойство моря - его способность отображать собой для каждого человека его собственные чувства. Стоит подойти к нему в раздражённом состоянии - и оно начинает казаться беспокойным и тревожным. Но вот ты восхищаешься - и оно уже светится изнутри, мерцает водными бликами, словно голубой топаз под солнечными лучами. А если посмотреть на море, будучи напуганным чем-то, оно превратится в зияющую перед глазами синюю бездну.
Море разнолико. Оно и шумит и бьётся у ног, и шуршит о прибрежную гальку, пенится и шипит на отмели, и водоворотами бурлит в лиманах во время шторма. Зимой его покрывает плавучий лёд в одних местах, а в других сковывает намертво холодный белый, ослепительно белый покров. В штиль оно почти правильно отражает берега, лишь слегка подёрнув их очертания дымкой. А когда поднимается ветер, на нём горизонтальными маленькими полосками вспыхивают барашки волн.
Тысячелетиями люди пытались приручить и подчинить море, но, глядя на безупречно прямой горизонт, за который медленно опускается солнце, трудно не подумать, что оно - загадка Земли.
I
При упоминании о Владивостоке у большинства россиян возникает обязательная ассоциация с морем. Сами же владивостокцы как-то не задумываются об этом: океан для них, прежде всего место отдыха «на природе», а также зона активного рыболовства. Достаточно безосновательным будет утверждать, что море - всего лишь значительная масса воды. Нет, оно представляет собой нечто другое, что, пожалуй, будет трудно описать. Не думаю, что искусством нужно заниматься только для искусства. Нет, искусство должно, прежде всего служить для нравственного испытания человека.
Итак, что же такое море? Существуют три варианта ответа:
Море - это пространство, где океан взаимодействует с сушей, где находится особый живой мир, где этот мир как влияет на людей, так и испытывает их влияние.
Я упомянул уже, как море ощущают обыкновенные люди, теперь же обращусь к художественной литературе.
Наиболее глубоко писатели воспринимали море в эпоху романтизма. Море присутствует в строчках и Байрона, и Шелли, и Пушкина. Писал о нём и Иван Александрович Гончаров, участвовавший в кругосветном путешествии. Море не радует его, скорее наоборот, вызывает неприятное чувство: он не видит в нём нечто исконно русское.
Для меня море - это живая акварель. Да, действительно, акварель с подвижными, волнующимися берегами, состоящими из материальной воды. Кстати, слово «акварель» происходит от латинского «вода».
Но отдаленная часть моря, лишь видимая, но не осязаемая и не слышимая - это всего лишь акварель. И море в моем восприятии уже никогда не будет цельным: в нескольких десятках метров от берега водная его часть заканчивается и начинается живая, меняющая цвета с голубого до зеленоватого, акварель.
I I
Совсем недавно я упоминал про цвета моря и способность менять их. Да, в этом отношении море - вода-хамелеон. Я помню, как впервые увидел его серым. О, это было страшное зрелище! Мне показалось, что тогда над сушей нагромождалось несколько кубических километров ртути. Это уже не «свободная стихия», а мрачная бездна. И в тот же день я увидел его голубым - «цвета распускающегося колокольчика», но оно опять же своим видом не вызывало никакой радости. В море тогда чувствовалось какое-то электрическое напряжение, готовое разразиться молнией - олицетворением сильнейшей тревоги и нарастающего страха. Очень неприятным мне показалось море во время грозы, неожиданно нас заставшей. Это был тёмный синий цвет. Я помню, тогда уже начинали вспыхивать молнии, но дождь ещё не пошёл. И море предстало в виде совершенно гладкой поверхности очень толстого стекла, точнее, льда, покрывающего собой маленькое глубокое озеро. Над Русским островом прочертилась почти вертикальная, лишь в начале, около основания в туче, изломанная линия - молния. Тёмная синева воды превратилась на треть секунды в светлую «колокольчиковую» голубизну, и в центре её появилась точно такая же, разве что немного более бледная, зарница. Вторая молния мелькнула на противоположной стороне неба, и раздались после этого ослепительного света оглушительные раскаты грома, словно на землю стали падать десятки огромных металлических листов. Затем прошло не более двадцати секунд затишья, и перпендикулярными поверхности земли ручьями полилась вода...
То была страшная, сильная, но непродолжительная гроза. Уже через два часа оранжево сияло заходящее солнце, а море приобрело свой естественный тёмно-голубой цвет, и посреди него легла желтоватая закатная полоса.
III
Но достаточно об этом. Ясно, что море меняет цвета и оттенки в зависимости не только от погоды, но и в зависимости от настроения человека оно видится ему по-разному. И диапазон этих различий бывает очень велик.
Ещё одно замечательное свойство моря - его способность отображать собой для каждого человека его собственные чувства. Стоит подойти к нему в раздражённом состоянии - и оно начинает казаться беспокойным и тревожным. Но вот ты восхищаешься - и оно уже светится изнутри, мерцает водными бликами, словно голубой топаз под солнечными лучами. А если посмотреть на море, будучи напуганным чем-то, оно превратится в зияющую перед глазами синюю бездну.
Море разнолико. Оно и шумит и бьётся у ног, и шуршит о прибрежную гальку, пенится и шипит на отмели, и водоворотами бурлит в лиманах во время шторма. Зимой его покрывает плавучий лёд в одних местах, а в других сковывает намертво холодный белый, ослепительно белый покров. В штиль оно почти правильно отражает берега, лишь слегка подёрнув их очертания дымкой. А когда поднимается ветер, на нём горизонтальными маленькими полосками вспыхивают барашки волн.
Тысячелетиями люди пытались приручить и подчинить море, но, глядя на безупречно прямой горизонт, за который медленно опускается солнце, трудно не подумать, что оно - загадка Земли.
Братко Александр, 13 лет, Владивосток
Рейтинг: 25
Комментарии ВКонтакте
Комментарии
Добавить сообщение
Связаться с фондом
Вход
Помощь проекту
Сделать пожертвование через систeму элeктронных пeрeводов Яndex Деньги на кошeлёк: 41001771973652 |