Патриотизм – любовь к Родине
«Любовь к своей Родине – это нечто отвлеченное; это – любовь к своему народу, к своей местности к памятникам ее культуры, гордость своей историей » Д.С. Лихачев. Еще о памятниках прошлого.//Письма о добром.
Любовь к своей Родине занимает очень важное место в человеческой психологии. И вполне логично желание в этом разобраться. А труды академика Д.С.Лихачева помогают нам в этом и позволяют выстроить жесткий монолит фундамента правильного мировосприятия, основа которого - моральные устои. А ведь они формируются у этносов тысячелетиями!
28 ноября 1906 год Санкт-Петербург. В это день появился на свет удивительный человек – Дмитрий Сергеевич Лихачев. Отец — Сергей Михайлович Лихачёв, инженер-электрик, мать — Вера Семеновна Лихачёва, урождённая Коняева. Уже в студенческие годы был осужден за доклад о русской орфографии, "попранной и искаженной врагом Церкви Христовой и народа российского". 8 августа 1932 года освобожден. Женился на Зинаиде Александровне Макаровой. Защитил диссертацию на степень доктора филологических наук на тему: "Очерки по истории литературных форм летописания XI -XVI вв.". Член Организационного комитета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, член Комиссии по охране памятников культуры при Союзе художников РСФСР. Этот список можно продолжать очень долго. На мой взгляд, нельзя обойтись без этих фактов. Ведь именно они являются основой восприятия мира конкретного человека. Д.С.Лихачев считал, что отношение к миру формируется мелочами и крупными явлениями. Их воздействие на человека известно, не вызывает сомнений, и самое важное — мелочи, из которых складывается личность человека, его мировосприятие, отношение к миру. «Многое… — писал он, — начинается с мелочей, зарождается в детстве и юности». Ему было суждено создавать великое и оставить за собой яркий след в истории Государства! Это был достойный сын своего отечества и своего времени!
Стоит разобраться, почему человек привязан к Родине, к тому, что с ней связано? Что такое Родина? Что такое патриотизм? На эти и еще некоторые вопросы я попытаюсь ответить, основываясь на собственных размышлениях и наследии талантливых людей, таких как Д.С.Лихачев.
Тщательно проанализировав обстановку не только страны, но и мира, можно заметить, что влияние традиционных идей, основанных на гуманизме, чувстве прекрасного и других нравственно правильных идеалах , искажаются и подмениваются ложными представлениями. Происходит это и с патриотизмом. Любые, по- настоящему патриотические, движения русской души пытаются выдать за национализм, отрицательное влияние которого на культуру известно. Неужели простое желание гордиться своей Родиной - это национализм. Нет более страшной неправды, которую нам внушают! Ведь стремление познать свою историю- тоже часть патриотизма, а у народа без прошлого не может быть будущего!
Ф.И. Тютчев
К РУСИ
Ужасный сон отяготел над нами,
Ужасный, безобразный сон:
В крови до пят мы бьёмся с мертвецами,
Воскресшими для новых похорон.
Веков уж двадцать длятся эти битвы,
Геройский пыл, предательство и ложь,
Притон разбойничий в дому молитвы,
В одной руке - распятие и нож.
И целый мир, как опьянённый ложью,
Все виды зла, все ухищренья зла!
Нет, никогда так дерзко Правду Божью
Людская кривда к бою не звала!
И этот клич сочувствия слепого,
Всемирный клич к неистовой борьбе,
Разврат умов и искаженье слова
Всё поднялось и всё грозит тебе.
О край родной!
Такого ополчения
Мир не видал с первоначальных дней...
Велико, знать, о Русь, твоё значенье!
Мужайся,
Стой,
Крепись и
Одолей!
Эти строки прекрасного русского поэта частично отражают положение дел сегодня и цель на будущее – устоять и одолеть! И возрождать исконные традиции!
Патриотизм – это одна из основ мировосприятия, вокруг которой сейчас собираются морально здоровые силы общества, так как только нравственно живые души еще способны чувствовать боль души и желание действовать на благо. Он придает смысл жизни и делам. Помогает объединиться. Развитие нового витка патриотизма будет достаточно сложным по причинам того, что это наследник патриотизма Российской империи и Советского Союза, но это и новое, качественно иное явление. Патриотизм - основа единения современных россиян, сохраняющая самобытность человеческого сообщества. Патриотизм – это и черта характера, и сложная морально – этическая база, и даже политика, выражающая самые высокие чувства человека по отношению к своему Отечеству.
Конечно, чтобы понять развитие патриотизма, сейчас нельзя обойтись без взгляда в одну из моих любимых отраслей науки – историю. Есть такие моменты при развитии обществ, когда многие идеи патриотизма составляют основу мировоззрения. В основном это различные переломные моменты политического развития, это даже называют временем национального выздоровления. Тогда как раз появляется много произведений, основная идея которых - патриотизм. Идея патриотизма вложена в «Повесть временных лет». Её писатель с любовью говорит о родной земле. «Зачем, – написано в летописи, - губим Русскую землю, сами на себя ссоры навлекая?.. Объединимся чистосердечно и будем охранять Русскую землю». (Повесть временных лет. – М., 1950. С.364).
Яркий пример патриотизма русского народа и гордости его за свою страну дает «Слово о полку Игореве». Основная мысль его – единство Руси и служение общенациональным интересам. В древнерусской литературе проявилась идея патриотизма, основанного на представлениях о единстве людей, их истории, но лишенная чувства национальной исключительности, глупого и бессмысленного шовинизма. Именно тогда сформировался тот самый широкий взгляд на весь мир.
Великой любовью к Родине наполнены и героические былины. Древне – русская литература о патриотизме говорила языком образов, эмоций. Определенные явления истории, например, распад Киевской Руси, по-своему повлияли на развитие патриотизма. У людей не сформировалось представление о централизованном государстве. Интересно, что в произведениях домонгольского периода главное место занимает патриотическая формула «за Русскую землю», встречающаяся в основном в рассказах о борьбе с внешним агрессором. Весьма показательно, что выражение «Русская земля» употребляется скорее в географическом, чем в политическом значении и обозначает территорию древнерусского государства.
В литературе древней Руси встречаются призывы к объединению. «Зачем губим Русскую землю, сами на себя ссоры навлекая?.. – осуждает княжеские междоусобицы «Повесть временных лет». – Объединимся чистосердечно, и будем охранять Русскую землю» (Повесть временных лет.Подг. текста Д.С.Лихачева и Б.А. Романова; под ред. В.П.Андриановой-Перетц. – Ч.1. –М..1950. –С.364). «Но почему князья земли Русской не живут друг с другом как братья! – задается вопросом тверской купец Афанасий Никитин. – Пусть устроится Русская земля, а то мало в ней справедливости» ( Хождение за три моря Афанасия Никитина ( Изд. Подг.. Я.С. Лурье, Л.С.Семенов.. – Л..1986. – С.53.) Подобные высказывания типичны для древнерусской литературы.
Сформировавшийся в древней Руси образ Отечества включал биографические элементы – участие в судьбе своего народа, проявлявшееся, как правило, в жертвовании индивидом своей жизнью ради монарха и наоборот.
Так, тверской летописец передает следующие слова, сказанные тверским князем Михаилом перед его отъездом на ханский суд в Золотую Орду, где его ждет неминуемая смерть: «умысли положити душу свою за отечество, избави множество от смерти своею кровию»(Цит. По: Кучкин В.А. Повести о Михаиле Тверском. Историко-текстологическое исследование –М., 1974. –С.263). Тема жертвы «за други своя» получила особое звучание в произведениях «Куликовского цикла»: «Задонщине», «Сказании о Мамаевом побоище», «Житии великого князя Дмитрия Донского» и др.
Говоря о древней Руси, крупнейший отечественный литературовед Д.С.Лихачев замечал, что в этот период «сформировалось представление о единстве мира, о единстве человека и его истории, сочетавшееся с глубоким патриотизмом, - патриотизмом, лишенным чувства национальной исключительности, тупого и узкого шовинизма» (Лихачев Д.С. Великий путь: становление русской литературы Х1-ХУ11 веков. –М., 1987. –С.26). Ко второй половине ХУ1 в. патриотическая идеология достигла актуализированного уровня, включающего в себя конкретные действия, основанные на патриотических ценностях и идеалах. В этот период патриотизм приобретает конкретные патриотические очертания, становится синонимом служения великому князю, а затем – царю.
Особенно ярко последняя тенденция появилась при Иване Грозном, когда измена правителю стала расцениваться как измена Отечеству. Весьма любопытной в этом отношении является переписка царя с Андреем Курбским. В ней отчетливо прослеживается влияние прежнего, удельного, и нового, монархического, патриотизма. Бывший боярин Ивана Грозного считает себя вольным человеком, который сам способен выбирать Отечество и служить тому государю, который его устраивает. Иван Грозный, напротив, подчеркивает, что Российскому государству и русскому царю нельзя изменять, их следует любить и защищать.
Понимание патриотизма как служение царю характерно и для другого литературного произведения той эпохи, «Домостроя», принадлежащего, как полагают исследователи, перу сподвижника Ивана 1У, священника Сильвестра. «Царя бойся и служи ему верою, и всегда о ном Бога моли, и тем паче не лги ему, но с почтении ем правду ему говори, как самому Богу, и во всем повинуйся ему», - предписывает «Домострой» (Домострой.)Памятники литературы Древней Руси: Середина ХУ1 века ( Вступ. Ст. Д.С.Лихачева; Сост. И общ. Ред. Л.А.Дмитриева и Д.С.Лихачева. – М., 1985. – С.75).
Такой взгляд на патриотизм пронизывает и другие литературные произведения той эпохи: «Степенную книгу и грандиозное собрание летописей «Лицевой свод», в редактировании последнего тома которого принимал участие сам Иван Грозный.
Вместе с тем, сакрализация царской власти, нашедшая свое окончательное завершение в сформировавшейся патриотической идеологии : «Москва – третий Рим», привела, в конечном счете, к эволюции царской власти в сторону деспотизма, к осознанию своей абсолютной роли в государстве, что ярче всего продемонстрировало правление Ивана Грозного.
Символом сформировавшегося у людей Смутного времени образа Отечества в условиях польско-шведской интервенции продолжала оставаться православная вера. Одним из самых распространенных патриотических призывов, звучащих в тот период, был призыв постоять «за православную веру, и за святыя Божия церкви, и за свои души, и за свое отечество, и за достояние, еже нам Господь дал».Бороться с врагами за «православную христианскую веру и свое отечество» призывал в окружной грамоте вставший во главе нижегородского ополчения князь Дмитрий Пожарский. Особенностью патриотической психологии периода Смутного времени, по сравнению с предыдущим периодом, стало отождествление Отечества не с конкретным монархом, а с монархическим способом организации жизни страны. Исходя из этого, участие индивида в жизни страны расценивалось, прежде всего, с точки зрения его пользы монархическому государству (царству). В многочисленных грамотах того времени синонимом слова «патриот» стало выражение - человек ,«доброхотящий Российскому царству», а сторонники интервентов именовались «изменниками всему нашему великому царству». Патриотическая деятельность, в свою очередь, заключалась, прежде всего, в совместных действиях общества, направленных на восстановление монархии. При этом важно отметить, что идея возрождения центральной власти вырастала из глубины страны, героизм и жертвенность русского народа способствовали восстановлению монархической государственности и укреплению страны.
Начиная с 17в., Россия вступает в новую фазу своего развития своего развития, и именно в этот период оформляется патриотическая идея и убеждения. Идеалом политического деятеля , прежде всего царя, по иной идеологии является человек, заботящийся об общем благе России. В соответствии с этим идеалом, программный уровень новой патриотической идеологии включает в себя требования службы правителя и его поданных во имя «общего блага» Отечества.
Весьма показательно, что сам термин «патриотизм» вошел в русский язык именно во второй половине восемнадцатого века, благодаря сочинениям русских просветителей .П.А Левашева, А.Т. Болтова, Н.М. Дмитриева.
Любовь к своей Родине занимает очень важное место в человеческой психологии. И вполне логично желание в этом разобраться. А труды академика Д.С.Лихачева помогают нам в этом и позволяют выстроить жесткий монолит фундамента правильного мировосприятия, основа которого - моральные устои. А ведь они формируются у этносов тысячелетиями!
28 ноября 1906 год Санкт-Петербург. В это день появился на свет удивительный человек – Дмитрий Сергеевич Лихачев. Отец — Сергей Михайлович Лихачёв, инженер-электрик, мать — Вера Семеновна Лихачёва, урождённая Коняева. Уже в студенческие годы был осужден за доклад о русской орфографии, "попранной и искаженной врагом Церкви Христовой и народа российского". 8 августа 1932 года освобожден. Женился на Зинаиде Александровне Макаровой. Защитил диссертацию на степень доктора филологических наук на тему: "Очерки по истории литературных форм летописания XI -XVI вв.". Член Организационного комитета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, член Комиссии по охране памятников культуры при Союзе художников РСФСР. Этот список можно продолжать очень долго. На мой взгляд, нельзя обойтись без этих фактов. Ведь именно они являются основой восприятия мира конкретного человека. Д.С.Лихачев считал, что отношение к миру формируется мелочами и крупными явлениями. Их воздействие на человека известно, не вызывает сомнений, и самое важное — мелочи, из которых складывается личность человека, его мировосприятие, отношение к миру. «Многое… — писал он, — начинается с мелочей, зарождается в детстве и юности». Ему было суждено создавать великое и оставить за собой яркий след в истории Государства! Это был достойный сын своего отечества и своего времени!
Стоит разобраться, почему человек привязан к Родине, к тому, что с ней связано? Что такое Родина? Что такое патриотизм? На эти и еще некоторые вопросы я попытаюсь ответить, основываясь на собственных размышлениях и наследии талантливых людей, таких как Д.С.Лихачев.
Тщательно проанализировав обстановку не только страны, но и мира, можно заметить, что влияние традиционных идей, основанных на гуманизме, чувстве прекрасного и других нравственно правильных идеалах , искажаются и подмениваются ложными представлениями. Происходит это и с патриотизмом. Любые, по- настоящему патриотические, движения русской души пытаются выдать за национализм, отрицательное влияние которого на культуру известно. Неужели простое желание гордиться своей Родиной - это национализм. Нет более страшной неправды, которую нам внушают! Ведь стремление познать свою историю- тоже часть патриотизма, а у народа без прошлого не может быть будущего!
Ф.И. Тютчев
К РУСИ
Ужасный сон отяготел над нами,
Ужасный, безобразный сон:
В крови до пят мы бьёмся с мертвецами,
Воскресшими для новых похорон.
Веков уж двадцать длятся эти битвы,
Геройский пыл, предательство и ложь,
Притон разбойничий в дому молитвы,
В одной руке - распятие и нож.
И целый мир, как опьянённый ложью,
Все виды зла, все ухищренья зла!
Нет, никогда так дерзко Правду Божью
Людская кривда к бою не звала!
И этот клич сочувствия слепого,
Всемирный клич к неистовой борьбе,
Разврат умов и искаженье слова
Всё поднялось и всё грозит тебе.
О край родной!
Такого ополчения
Мир не видал с первоначальных дней...
Велико, знать, о Русь, твоё значенье!
Мужайся,
Стой,
Крепись и
Одолей!
Эти строки прекрасного русского поэта частично отражают положение дел сегодня и цель на будущее – устоять и одолеть! И возрождать исконные традиции!
Патриотизм – это одна из основ мировосприятия, вокруг которой сейчас собираются морально здоровые силы общества, так как только нравственно живые души еще способны чувствовать боль души и желание действовать на благо. Он придает смысл жизни и делам. Помогает объединиться. Развитие нового витка патриотизма будет достаточно сложным по причинам того, что это наследник патриотизма Российской империи и Советского Союза, но это и новое, качественно иное явление. Патриотизм - основа единения современных россиян, сохраняющая самобытность человеческого сообщества. Патриотизм – это и черта характера, и сложная морально – этическая база, и даже политика, выражающая самые высокие чувства человека по отношению к своему Отечеству.
Конечно, чтобы понять развитие патриотизма, сейчас нельзя обойтись без взгляда в одну из моих любимых отраслей науки – историю. Есть такие моменты при развитии обществ, когда многие идеи патриотизма составляют основу мировоззрения. В основном это различные переломные моменты политического развития, это даже называют временем национального выздоровления. Тогда как раз появляется много произведений, основная идея которых - патриотизм. Идея патриотизма вложена в «Повесть временных лет». Её писатель с любовью говорит о родной земле. «Зачем, – написано в летописи, - губим Русскую землю, сами на себя ссоры навлекая?.. Объединимся чистосердечно и будем охранять Русскую землю». (Повесть временных лет. – М., 1950. С.364).
Яркий пример патриотизма русского народа и гордости его за свою страну дает «Слово о полку Игореве». Основная мысль его – единство Руси и служение общенациональным интересам. В древнерусской литературе проявилась идея патриотизма, основанного на представлениях о единстве людей, их истории, но лишенная чувства национальной исключительности, глупого и бессмысленного шовинизма. Именно тогда сформировался тот самый широкий взгляд на весь мир.
Великой любовью к Родине наполнены и героические былины. Древне – русская литература о патриотизме говорила языком образов, эмоций. Определенные явления истории, например, распад Киевской Руси, по-своему повлияли на развитие патриотизма. У людей не сформировалось представление о централизованном государстве. Интересно, что в произведениях домонгольского периода главное место занимает патриотическая формула «за Русскую землю», встречающаяся в основном в рассказах о борьбе с внешним агрессором. Весьма показательно, что выражение «Русская земля» употребляется скорее в географическом, чем в политическом значении и обозначает территорию древнерусского государства.
В литературе древней Руси встречаются призывы к объединению. «Зачем губим Русскую землю, сами на себя ссоры навлекая?.. – осуждает княжеские междоусобицы «Повесть временных лет». – Объединимся чистосердечно, и будем охранять Русскую землю» (Повесть временных лет.Подг. текста Д.С.Лихачева и Б.А. Романова; под ред. В.П.Андриановой-Перетц. – Ч.1. –М..1950. –С.364). «Но почему князья земли Русской не живут друг с другом как братья! – задается вопросом тверской купец Афанасий Никитин. – Пусть устроится Русская земля, а то мало в ней справедливости» ( Хождение за три моря Афанасия Никитина ( Изд. Подг.. Я.С. Лурье, Л.С.Семенов.. – Л..1986. – С.53.) Подобные высказывания типичны для древнерусской литературы.
Сформировавшийся в древней Руси образ Отечества включал биографические элементы – участие в судьбе своего народа, проявлявшееся, как правило, в жертвовании индивидом своей жизнью ради монарха и наоборот.
Так, тверской летописец передает следующие слова, сказанные тверским князем Михаилом перед его отъездом на ханский суд в Золотую Орду, где его ждет неминуемая смерть: «умысли положити душу свою за отечество, избави множество от смерти своею кровию»(Цит. По: Кучкин В.А. Повести о Михаиле Тверском. Историко-текстологическое исследование –М., 1974. –С.263). Тема жертвы «за други своя» получила особое звучание в произведениях «Куликовского цикла»: «Задонщине», «Сказании о Мамаевом побоище», «Житии великого князя Дмитрия Донского» и др.
Говоря о древней Руси, крупнейший отечественный литературовед Д.С.Лихачев замечал, что в этот период «сформировалось представление о единстве мира, о единстве человека и его истории, сочетавшееся с глубоким патриотизмом, - патриотизмом, лишенным чувства национальной исключительности, тупого и узкого шовинизма» (Лихачев Д.С. Великий путь: становление русской литературы Х1-ХУ11 веков. –М., 1987. –С.26). Ко второй половине ХУ1 в. патриотическая идеология достигла актуализированного уровня, включающего в себя конкретные действия, основанные на патриотических ценностях и идеалах. В этот период патриотизм приобретает конкретные патриотические очертания, становится синонимом служения великому князю, а затем – царю.
Особенно ярко последняя тенденция появилась при Иване Грозном, когда измена правителю стала расцениваться как измена Отечеству. Весьма любопытной в этом отношении является переписка царя с Андреем Курбским. В ней отчетливо прослеживается влияние прежнего, удельного, и нового, монархического, патриотизма. Бывший боярин Ивана Грозного считает себя вольным человеком, который сам способен выбирать Отечество и служить тому государю, который его устраивает. Иван Грозный, напротив, подчеркивает, что Российскому государству и русскому царю нельзя изменять, их следует любить и защищать.
Понимание патриотизма как служение царю характерно и для другого литературного произведения той эпохи, «Домостроя», принадлежащего, как полагают исследователи, перу сподвижника Ивана 1У, священника Сильвестра. «Царя бойся и служи ему верою, и всегда о ном Бога моли, и тем паче не лги ему, но с почтении ем правду ему говори, как самому Богу, и во всем повинуйся ему», - предписывает «Домострой» (Домострой.)Памятники литературы Древней Руси: Середина ХУ1 века ( Вступ. Ст. Д.С.Лихачева; Сост. И общ. Ред. Л.А.Дмитриева и Д.С.Лихачева. – М., 1985. – С.75).
Такой взгляд на патриотизм пронизывает и другие литературные произведения той эпохи: «Степенную книгу и грандиозное собрание летописей «Лицевой свод», в редактировании последнего тома которого принимал участие сам Иван Грозный.
Вместе с тем, сакрализация царской власти, нашедшая свое окончательное завершение в сформировавшейся патриотической идеологии : «Москва – третий Рим», привела, в конечном счете, к эволюции царской власти в сторону деспотизма, к осознанию своей абсолютной роли в государстве, что ярче всего продемонстрировало правление Ивана Грозного.
Символом сформировавшегося у людей Смутного времени образа Отечества в условиях польско-шведской интервенции продолжала оставаться православная вера. Одним из самых распространенных патриотических призывов, звучащих в тот период, был призыв постоять «за православную веру, и за святыя Божия церкви, и за свои души, и за свое отечество, и за достояние, еже нам Господь дал».Бороться с врагами за «православную христианскую веру и свое отечество» призывал в окружной грамоте вставший во главе нижегородского ополчения князь Дмитрий Пожарский. Особенностью патриотической психологии периода Смутного времени, по сравнению с предыдущим периодом, стало отождествление Отечества не с конкретным монархом, а с монархическим способом организации жизни страны. Исходя из этого, участие индивида в жизни страны расценивалось, прежде всего, с точки зрения его пользы монархическому государству (царству). В многочисленных грамотах того времени синонимом слова «патриот» стало выражение - человек ,«доброхотящий Российскому царству», а сторонники интервентов именовались «изменниками всему нашему великому царству». Патриотическая деятельность, в свою очередь, заключалась, прежде всего, в совместных действиях общества, направленных на восстановление монархии. При этом важно отметить, что идея возрождения центральной власти вырастала из глубины страны, героизм и жертвенность русского народа способствовали восстановлению монархической государственности и укреплению страны.
Начиная с 17в., Россия вступает в новую фазу своего развития своего развития, и именно в этот период оформляется патриотическая идея и убеждения. Идеалом политического деятеля , прежде всего царя, по иной идеологии является человек, заботящийся об общем благе России. В соответствии с этим идеалом, программный уровень новой патриотической идеологии включает в себя требования службы правителя и его поданных во имя «общего блага» Отечества.
Весьма показательно, что сам термин «патриотизм» вошел в русский язык именно во второй половине восемнадцатого века, благодаря сочинениям русских просветителей .П.А Левашева, А.Т. Болтова, Н.М. Дмитриева.
Козлов Станислав, 17 лет, п. Ахтырский
Рейтинг: 11
Комментарии ВКонтакте
Комментарии
Добавить сообщение
Связаться с фондом
Вход
Помощь проекту
Сделать пожертвование через систeму элeктронных пeрeводов Яndex Деньги на кошeлёк: 41001771973652 |