Его имя известно.
Его имя известно каждому жителю России. Его жизнь - пример для подражания, а его личность- идеал интеллигентности.
Богатейшее эпистолярное наследие, которое оставил нам выдающийся ученый, по праву можно считать учебником жизни, по которому мы, молодое поколение, учимся быть интеллигентными, воспитываем в себе высокие нравственные качества, активную жизненную позицию.
В наш век, когда нравственные ценности девальвируются, обесцениваются очень энергично, как никогда необходимы нравственные принципы, которых придерживался Д.С.Лихачев.
«Дмитрий Сергеевич Лихачев разделил с Россией все испытания , сохранив при этом в себе то , что и является, по существу, главным национальным достоянием :абсолютную порядочность в любых условиях, внутреннюю независимость вопреки внешней несвободе, то есть , проще говоря, природное человеческое достоинство», - вспоминает директор государственного русского музея В.А.Гусева.
«Природное человеческое достоинство»-это ничто иное как честь, «честь истинная – всегда в соответствии с совестью». Не случайно Д.С.Лихачева называют совестью нашей эпохи. Он жил по чести, по совести. Великий ученый считал, что «…честь должна быть в гармонии с совестью», и строго следовал своему убеждению.
Честь и совесть. Эти два понятия, я считаю, неразделимы. Хотя Д.С.Лихачев и указывал на некоторые различия между совестью и честью : «Между совестью и честью есть одно существенное различие. Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются. Совесть «грызет». Совесть не бывает ложной».
А что же с честью? Честь, по мнению великого Учителя, бывает истинной и ложной.»Честь ложная –мираж в пустыне человеческой души». Но оставим честь ложную.
Остановим свое внимание на той чести, которая «всегда в соответствии с совестью» и которая является достоинством нравственно живущего человека. На истинной чести.
Человек, обладающий этим достоинством, никогда не будет равнодушным и безразличным в своем отношении к гражданской жизни, долгу, обязанностям, никогда не совершит подлость, никогда не предаст.
Только человек чести и долга может быть настоящим интеллигентом и истинным патриотом своей Родины. Каким был и остается для нас Д.С.Лихачев. Учитель. Учёный. Гражданин.
Цель моей работы – попытаться понять Д.С. Лихачева, «понять лучшее, что есть в России, понять те крупицы хорошего и ценного, что есть в нас самих, а также донести до людей главную идею Д.С.Лихачева- «человека нужно воспитывать не извне- человек должен воспитать себя из себя», заветную мечту великого Учителя – « чтобы все ценности принадлежали всем и служили всем…»
И, наконец, опираясь на статьи, письма Д. С.Лихачёва, попытаться ответить на такие сложные ответы, как: «Что же такое честь, совесть, порядочность, интеллигентность? Нужны ли они? Зачем?»
Нужны. Необходимы. Совесть, по мнению Д.С.Лихачева, - ангел- хранитель человеческой чести, страж порядочности. А в наш век, без сомнения, эти ценности нужны как никогда.
Так как считаю, что нравственной личностью можно стать лишь тогда, когда в душе человека поселится совесть, стыд, ответственность и долг. Эти четыре важнейших источника, которые питают человеческую доблесть и карьеру. Они взаимосвязаны, тесно переплетаются между собой.
В совести гармонически сочетаются знание и чувствование нашего долга перед обществом, перед людьми, а отсюда – перед самим собой.
С малых лет мы должны учиться жить так, чтобы нам было хорошо, приятно, когда мы сделали хорошо для людей, и неприятно, когда мы сделали что-то плохое, предосудительное.
Совесть живет в человеческой душе лишь на питательной почве совестливости стыда; совесть- это знание, многократно умноженное на переживания, чувствование, производным же от этого действия являются стыд, ответственность и долг, долженствование.
Только человек совестливый, во всех аспектах порядочный , имеющий в своей душе свои святыни, свои непреложные непререкаемые истины, правила, принципы, может быть достоин уважения и гордости, а значит, его по праву можно назвать человеком чести, который способен на благородные поступки и великие дела.
«Совесть – понятие сложное и, конечно, сложно требовать от каждого человека совестливости. Но требовать чести можно, потому, что бесчестный поступок на виду, он явно замечается общественным мнением». И еще мы должны помнить, что «совесть не бывает ложной. Она бывает приглушенной или слишком преувеличенной (крайне редко) Но представления о чести бывают совершенно ложными, и эти ложные представления наносят( относятся, в основном , к « чести мундира») колоссальный ущерб обществу, ведут к расточительству, созидают ложные цели, а иногда приводят и к гибели подлинных ценностей. Поэтому честь должна быть в гармонии с совестью.
Честь, совесть, порядочность…Их не может быть наполовину или приблизительно. Они или есть, или нет. Их не купишь и не продашь. Вот поэтому Д.С.Лихачев очень высоко ценил эти качества. Настолько высоко, что поставил знак равенства между ними и человеческим здоровьем. Он писал: «Честь, порядочность, совесть- это качества, которыми дорожить нужно так же, как мы дорожим своим здоровьем, ибо без этих качеств человек – не человек.»
Наша страна всегда будет оставаться самой богатой, самой сильной, самой- самой, потому что нигде мы не встретим таких людей, которые живут честно и по велению «совести»,
«по правде, по-доброму» и которые трепетно относятся к своему историческому прошлому. Ведь без прошлого нет настоящего, а тем более, будущего.
В письме сороковом «О памяти» Д.С.Лихачев пишет : «Память – основа совести и нравственности , память – основа культуры, «накоплений» культуры, память- одна из основ поэзии – эстетического понимания культурных ценностей. Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками. Память – наше богатство».
Я согласна с утверждением Д.С.Лихачева, что память противостоит уничтожающей силе времени, что память может преодолевать не только время, но и смерть.
Поэтому нужно изо дня в день воспитывать в себе память семейную, народную и культурную, так как без памяти нет совести. А совесть – основа чести.
Д.С.Лихачев в своих «Письмах о добром», в статье «Еще о памятниках прошлого» настаивал на том, чтобы в средней школе изучали краеведение, занимались в кружках по истории и природе своего края, чтобы в программах по преподаванию истории предусматривали уроки по местной истории. Потому что, по его глубокому убеждению, «любовь к своей Родине – это не нечто отвлеченное, это – и любовь к своему народу, к своей местности, к памятникам ее культуры, гордость своей истории».
«Мудрые слова», и с ними нельзя не согласиться. Тем более я горда тем, что в нашей школе всем этим занимаются. Уже пятый год в школе ведется кубановедение, на котором мы знакомимся с историей, географией, культурой своего родного края. Кубань нельзя не любить. Это интереснейший регион со своими обычаями, своим уникальным языком, с песнями кубанских казаков, с ее тружеником – народом. Из года в год учащиеся нашей школы занимают призовые места по олимпиаде по этому предмету в районе, показывают хорошие результаты в зональном этапе. Я горда вдвойне, потому что это заслуги моей мамы, учителя обществознания и кубановедения. Кроме того, в школе ведется поисковая, исследовательская работа в плане изучения истории родного края, станицы. В 2009 году в результате поисковой работы был выявлен еще один сын Кубани- Герой Советского Союза Дубинец А.П. И самое интересное, что он уроженец нашей станицы.
Учащиеся нашей школы участвуют в различных творческих конкурсах краевого, межрегионального, федерального уровней, в Интернет- конкурсах в этой области. Среди участников есть лауреаты, кандидаты в лауреаты, призеры и победители.
А ещё в честь 65-я Великой Победы в нашей школе состоялось открытие музейной комнаты. Но, я думаю, что скоро музейная комната обретёт более высокий статус. Статус музея.
Д.С. Лихачев часто размышлял о воспитании в людях
«нравственной оседлости». Особенно его волновала проблема отношения к могилам и кладбищам. Я думаю, что в нашей станице этой проблемы не существует.
Во-первых, ни одна могила не остается без внимания. Станичники свято хранят память об умерших. В основном, эту работу проводят учителя и ученики нашей школы, организуя различные акции: «Милосердие», «Забота» и другие.
А уход за памятником Неизвестному солдату, героям- разведчикам, а также за Мемориалом Славы – это святое дело учеников нашей школы.
Поэтому учащиеся нашей школы с честью выполняют одну из заповедей Д.С.Лихачева : «Чти родителей и прародителей своих ,и все сотворенное ими охраняй и почитай».
Мы не хотим быть «беспамятными», похожими на степные растения перекати-поле, так как очень любим свою маленькую Родину и стараемся «воспитывать в себе любовь к родным местам, воспитывать духовную оседлость». Ведь любовь к родной стране вырастает без малого из любви к своей маленькой родине, к ее корням.
Дмитрий Сергеевич считал, и я с ним согласна, что обычному человеку в обыденной жизни важно вести себя достойно, то есть жить по принципам чести и совести. Главное определиться в «самом большом»: «увеличивать добро в окружающем мире, хранить верность тем большим принципам, которыми должен руководствоваться человек в большом и малом, верность своей безупречной молодости, своей родине в широком и в узком смысле этого понятия, верность семье, друзьям, городу, стране, народу, верность правде- правде – истине и правде справедливости.»
Есть ли такие люди вокруг меня?
Да! Это станичники, которые честно трудятся на полях родной станицы. Это учителя, дающие мне знания и путевку в жизнь. Это мои одноклассники, которые добиваются хороших успехов в учебе, совершают поступки, достойные уважения. Да и все люди, которые живут по законам добра, по принципам верности и которые берегут «честь смолоду». Видимо , это самое главное пожелание для человека.
И самый достойный жизненный путь, правда, и самый трудный. Есть и другой- полегче, попроще. Но там низость, подлость, бесчестье. Мне бы хотелось не свернуть с первого!
Чтобы выбрать правильный путь в жизни, ту большую цель, о которой говорил Д.С.Лихачев, нам помогут, я думаю, следующие тезисы из статей ученого:
-Кто-то сказал: живи так, как если бы ты должен умереть сегодня, и одновременно так, как если бы ты был бессмертен; работай так, как если бы культура только росла и развивалась и, одновременно, так, как если бы она погибнет завтра. Это значит: надо и завершить свою жизнь достижением единой большой цели, и заканчивать каждый день, сознавая, что ты что-то сегодня сделал доброе…
-Одно из самых человеческих качеств – индивидуальность. Она приобретается от рождения, «даётся судьбой» и развивается искренностью: быть самим собой во всём – от выбора профессии до манеры говорить и до походки. Искренность может быть в себе воспитанная.
-…Человек обладает свободной волей и обязан выбирать, обязан создавать новое.
Он – творческое существо. Если он перестанет быть творческим существом и быть устремлённым в будущее, он перестанет быть Человеком.
-Друзья создаются в юности. Затем становится всё труднее и труднее подружиться. Запомните это.
Мне кажется, эти тезисы должны служить руководством к действию для нас, молодых. Они помогут нам воспитать в себе чувство совести и стремление жить по чести.
Интересными мне показались и эти выдержки из работ выдающегося педагога:
- Природа- чудо из чудес. И человек – высшая точка в развитии природы. Человек, как наиболее сознательное явление мироздания, обязан помогать животным, птицам, растениям, даже « неживой природе». Помогать, не ожидая немедленной награды.
-Главная жизненная задача « должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему народу, стране, ко всей Вселенной».( Из книги «Письма о добром и прекрасном». Письмо шестое. «Цель и самооценка»).
-Нет лучшей «музыки в человеке», чем скромность и умение помогать, не выдвигаться на первое место.( «Не быть смешным» из книги « Земля родная».)
«…будьте правдивы. Стремящийся обмануть, прежде всего, обманывается сам». («Не быть смешным» из книги « Земля родная».)
-Простота и «тишина» в человеке, правдивость, отсутствие претензий в одежде и поведении – вот самая привлекательная « форма» в человеке, которая становится и его самым элегантным « содержанием».
-Понимать математику - надо учиться. Понимать музыку - надо учиться. Понимать живопись тоже надо учиться!( «Искусство открывает нам большой мир!» Из книги « Земля родная».)
-Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает.( «Учиться говорить и писать» из книги « Земля родная»).
-Награждённый даром понимать искусство, человек становится нравственно лучше, а следовательно, и счастливее.
-Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума…
И так можно продолжать до бесконечности. На любой вопрос мы можем найти ответ у великого Учителя жизни. Потому что слово у Лихачёва пронзительное, запоминающееся. Академик смотрит далеко в будущее, обращается к людям с призывом сохранить культуру, уберечь души свои от чёрствости и равнодушия. Это призыв человека, который болеет за судьбу нашей Родины. И мы не вправе не прислушаться к нему, потому что только от нас зависит, какой будет наша « Земля родная».
Д.С. Лихачёва называют «последним интеллигентом» нашей эпохи. Грустное звание, конечно, но не безосновательное. Академик понимал, что отношение к культурному достоянию государства, интеллигентность закладываются в раннем возрасте, а поэтому огромное внимание уделял воспитанию нового поколения страны. Учёный воспитывал словом, ибо верил в его удивительную силу.
Интеллигент… Какого человека можно считать интеллигентом, а какого нет? Заглянем в «Словарь русского языка» С. Ожегова: «Интеллигенция (понимающий, мыслящий, разумный) – работники умственного труда, обладающие образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры».
Д.С.Лихачёв даёт своё определение этому понятию: «Интеллигент же это представитель профессии, связанной с умственным трудом «инженер, врач, учёный, художник, писатель», и человек, обладающий умственной порядочностью».
Снова мы встречаемся с понятием « порядочность».
Как это понять?
Читаем дальше: «К интеллигенции, по моему жизненному опыту принадлежат только люди свободные в своих убеждениях, независящие от принуждений экономических, партийных, государственных, не подчиняющихся идеологическим обязательствам. Основной принцип интеллигентности – интеллектуальная свобода, - свобода как нравственная категория. Не свободен интеллигентный человек только от своей совести и своей мысли». И снова знакомое нам понятие – совесть.
И так, кого же, по мнению Д.С.Лихачёва, можно назвать интеллигентом?
Тех людей, которые обладают следующими качествами, представленными в схеме.
Схема № 1
Все эти качества русских интеллигентов способствовали тому, что в разные исторические эпохи они подвергались преследованию со стороны властей, особенно со стороны Советской власти.
«Мужество русской интеллигенции, десятки лет сохранявшей свои убеждения в условиях жесточайшего произвола идеологизированной советской власти и погибавшей в полной безвестности, меня поражало и поражает до сих пор, - признаётся Д.С.Лихачёв. Можно было бы привести пример сотен и тысяч учёных, художников, музыкантов, которые сохраняли свою духовную самостоятельность или даже активно сопротивлялись идеологическому террору- в исторической науке, литературоведении, в биологии, философии, лингвистике и так далее».
К ним можно отнести А.С.Пушкина, М.М.Лермонтова, А.Солженицина, М.Булгакова, которые не мирились с произволом властей, не боялись высказывать свои мысли, отстаивать свои убеждения.
По глубокому убеждению академика, «первые настоящие, типично русские интеллигенты появились в конце XVIII - начале XIX века». Вот их имена: Сумароков, Новиков, Радищев, Карамзин, декабристы.
Я думаю, что и в наше время, размышляя о чести, думаешь исключительно о честных, порядочных, интеллигентных людях. Очень жаль, что сейчас таким людям приходится трудно. Как же выжить интеллигенту, если в обществе исчезают понятия чести, совести, человеческого достоинства, верности своим принципам, правдивости, беспристрастности, порядочности, благородства.
Тридцатого сентября 1999 года перестало биться сердце академика Д.С.Лихачёва, которого мы по праву называем великим сыном своей Родины, земли родной. Трепетно любя Родину, он отдавал ей свой талант педагога и учёного, заботился о нравственном воспитании молодёжи. Не стало человека, чья биография вместила в себя все испытания и беды прошлого столетия и чей уникальный научный и человеческий опыт гармонично сочетался с проницательной оценкой состояния культуры и общественных нравов. Не боюсь повториться: « Его жизнь- пример для подражания, а его личность- идеал интеллигентности.»
Я думаю, что каждый из нас впустит в свое сердце частичку этой мудрости и станет относиться к окружающей действительности, следуя советам ,которые оставил нам в наследство Д.С.Лихачев.
Мы , молодое поколение, взяв за основу идеи великого Учителя, ученого и гражданина, постараемся жить по законам чести и совести, опираясь на опыт и житейскую мудрость своих предков. Обещаем бережно хранить завещание Д.С.Лихачева: строго следовать десяти заповедям человечности. Постараемся исполнить напутствие великого человека к нам, молодому поколению : «Спешите учиться, спешите получать образование. Образованность- это основа умения честно прожить жизнь, насладиться ею, получить радость от познания мира». Обещаем служить какому-то делу, идти путями доброты, так как «в жизни ценнее всего доброта», «умная , целенаправленная». Будем стремиться быть интеллигентными, думать о смысле своей жизни – оглядывать прошлое и заглядывать в будущее, стараться жить не только для себя, но и для других, чтобы после себя оставить добрый след и остаться в памяти потомков ,которые могли бы с гордостью сказать о нас: «Это человек чести и долга».
Богатейшее эпистолярное наследие, которое оставил нам выдающийся ученый, по праву можно считать учебником жизни, по которому мы, молодое поколение, учимся быть интеллигентными, воспитываем в себе высокие нравственные качества, активную жизненную позицию.
В наш век, когда нравственные ценности девальвируются, обесцениваются очень энергично, как никогда необходимы нравственные принципы, которых придерживался Д.С.Лихачев.
«Дмитрий Сергеевич Лихачев разделил с Россией все испытания , сохранив при этом в себе то , что и является, по существу, главным национальным достоянием :абсолютную порядочность в любых условиях, внутреннюю независимость вопреки внешней несвободе, то есть , проще говоря, природное человеческое достоинство», - вспоминает директор государственного русского музея В.А.Гусева.
«Природное человеческое достоинство»-это ничто иное как честь, «честь истинная – всегда в соответствии с совестью». Не случайно Д.С.Лихачева называют совестью нашей эпохи. Он жил по чести, по совести. Великий ученый считал, что «…честь должна быть в гармонии с совестью», и строго следовал своему убеждению.
Честь и совесть. Эти два понятия, я считаю, неразделимы. Хотя Д.С.Лихачев и указывал на некоторые различия между совестью и честью : «Между совестью и честью есть одно существенное различие. Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются. Совесть «грызет». Совесть не бывает ложной».
А что же с честью? Честь, по мнению великого Учителя, бывает истинной и ложной.»Честь ложная –мираж в пустыне человеческой души». Но оставим честь ложную.
Остановим свое внимание на той чести, которая «всегда в соответствии с совестью» и которая является достоинством нравственно живущего человека. На истинной чести.
Человек, обладающий этим достоинством, никогда не будет равнодушным и безразличным в своем отношении к гражданской жизни, долгу, обязанностям, никогда не совершит подлость, никогда не предаст.
Только человек чести и долга может быть настоящим интеллигентом и истинным патриотом своей Родины. Каким был и остается для нас Д.С.Лихачев. Учитель. Учёный. Гражданин.
Цель моей работы – попытаться понять Д.С. Лихачева, «понять лучшее, что есть в России, понять те крупицы хорошего и ценного, что есть в нас самих, а также донести до людей главную идею Д.С.Лихачева- «человека нужно воспитывать не извне- человек должен воспитать себя из себя», заветную мечту великого Учителя – « чтобы все ценности принадлежали всем и служили всем…»
И, наконец, опираясь на статьи, письма Д. С.Лихачёва, попытаться ответить на такие сложные ответы, как: «Что же такое честь, совесть, порядочность, интеллигентность? Нужны ли они? Зачем?»
Нужны. Необходимы. Совесть, по мнению Д.С.Лихачева, - ангел- хранитель человеческой чести, страж порядочности. А в наш век, без сомнения, эти ценности нужны как никогда.
Так как считаю, что нравственной личностью можно стать лишь тогда, когда в душе человека поселится совесть, стыд, ответственность и долг. Эти четыре важнейших источника, которые питают человеческую доблесть и карьеру. Они взаимосвязаны, тесно переплетаются между собой.
В совести гармонически сочетаются знание и чувствование нашего долга перед обществом, перед людьми, а отсюда – перед самим собой.
С малых лет мы должны учиться жить так, чтобы нам было хорошо, приятно, когда мы сделали хорошо для людей, и неприятно, когда мы сделали что-то плохое, предосудительное.
Совесть живет в человеческой душе лишь на питательной почве совестливости стыда; совесть- это знание, многократно умноженное на переживания, чувствование, производным же от этого действия являются стыд, ответственность и долг, долженствование.
Только человек совестливый, во всех аспектах порядочный , имеющий в своей душе свои святыни, свои непреложные непререкаемые истины, правила, принципы, может быть достоин уважения и гордости, а значит, его по праву можно назвать человеком чести, который способен на благородные поступки и великие дела.
«Совесть – понятие сложное и, конечно, сложно требовать от каждого человека совестливости. Но требовать чести можно, потому, что бесчестный поступок на виду, он явно замечается общественным мнением». И еще мы должны помнить, что «совесть не бывает ложной. Она бывает приглушенной или слишком преувеличенной (крайне редко) Но представления о чести бывают совершенно ложными, и эти ложные представления наносят( относятся, в основном , к « чести мундира») колоссальный ущерб обществу, ведут к расточительству, созидают ложные цели, а иногда приводят и к гибели подлинных ценностей. Поэтому честь должна быть в гармонии с совестью.
Честь, совесть, порядочность…Их не может быть наполовину или приблизительно. Они или есть, или нет. Их не купишь и не продашь. Вот поэтому Д.С.Лихачев очень высоко ценил эти качества. Настолько высоко, что поставил знак равенства между ними и человеческим здоровьем. Он писал: «Честь, порядочность, совесть- это качества, которыми дорожить нужно так же, как мы дорожим своим здоровьем, ибо без этих качеств человек – не человек.»
Наша страна всегда будет оставаться самой богатой, самой сильной, самой- самой, потому что нигде мы не встретим таких людей, которые живут честно и по велению «совести»,
«по правде, по-доброму» и которые трепетно относятся к своему историческому прошлому. Ведь без прошлого нет настоящего, а тем более, будущего.
В письме сороковом «О памяти» Д.С.Лихачев пишет : «Память – основа совести и нравственности , память – основа культуры, «накоплений» культуры, память- одна из основ поэзии – эстетического понимания культурных ценностей. Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками. Память – наше богатство».
Я согласна с утверждением Д.С.Лихачева, что память противостоит уничтожающей силе времени, что память может преодолевать не только время, но и смерть.
Поэтому нужно изо дня в день воспитывать в себе память семейную, народную и культурную, так как без памяти нет совести. А совесть – основа чести.
Д.С.Лихачев в своих «Письмах о добром», в статье «Еще о памятниках прошлого» настаивал на том, чтобы в средней школе изучали краеведение, занимались в кружках по истории и природе своего края, чтобы в программах по преподаванию истории предусматривали уроки по местной истории. Потому что, по его глубокому убеждению, «любовь к своей Родине – это не нечто отвлеченное, это – и любовь к своему народу, к своей местности, к памятникам ее культуры, гордость своей истории».
«Мудрые слова», и с ними нельзя не согласиться. Тем более я горда тем, что в нашей школе всем этим занимаются. Уже пятый год в школе ведется кубановедение, на котором мы знакомимся с историей, географией, культурой своего родного края. Кубань нельзя не любить. Это интереснейший регион со своими обычаями, своим уникальным языком, с песнями кубанских казаков, с ее тружеником – народом. Из года в год учащиеся нашей школы занимают призовые места по олимпиаде по этому предмету в районе, показывают хорошие результаты в зональном этапе. Я горда вдвойне, потому что это заслуги моей мамы, учителя обществознания и кубановедения. Кроме того, в школе ведется поисковая, исследовательская работа в плане изучения истории родного края, станицы. В 2009 году в результате поисковой работы был выявлен еще один сын Кубани- Герой Советского Союза Дубинец А.П. И самое интересное, что он уроженец нашей станицы.
Учащиеся нашей школы участвуют в различных творческих конкурсах краевого, межрегионального, федерального уровней, в Интернет- конкурсах в этой области. Среди участников есть лауреаты, кандидаты в лауреаты, призеры и победители.
А ещё в честь 65-я Великой Победы в нашей школе состоялось открытие музейной комнаты. Но, я думаю, что скоро музейная комната обретёт более высокий статус. Статус музея.
Д.С. Лихачев часто размышлял о воспитании в людях
«нравственной оседлости». Особенно его волновала проблема отношения к могилам и кладбищам. Я думаю, что в нашей станице этой проблемы не существует.
Во-первых, ни одна могила не остается без внимания. Станичники свято хранят память об умерших. В основном, эту работу проводят учителя и ученики нашей школы, организуя различные акции: «Милосердие», «Забота» и другие.
А уход за памятником Неизвестному солдату, героям- разведчикам, а также за Мемориалом Славы – это святое дело учеников нашей школы.
Поэтому учащиеся нашей школы с честью выполняют одну из заповедей Д.С.Лихачева : «Чти родителей и прародителей своих ,и все сотворенное ими охраняй и почитай».
Мы не хотим быть «беспамятными», похожими на степные растения перекати-поле, так как очень любим свою маленькую Родину и стараемся «воспитывать в себе любовь к родным местам, воспитывать духовную оседлость». Ведь любовь к родной стране вырастает без малого из любви к своей маленькой родине, к ее корням.
Дмитрий Сергеевич считал, и я с ним согласна, что обычному человеку в обыденной жизни важно вести себя достойно, то есть жить по принципам чести и совести. Главное определиться в «самом большом»: «увеличивать добро в окружающем мире, хранить верность тем большим принципам, которыми должен руководствоваться человек в большом и малом, верность своей безупречной молодости, своей родине в широком и в узком смысле этого понятия, верность семье, друзьям, городу, стране, народу, верность правде- правде – истине и правде справедливости.»
Есть ли такие люди вокруг меня?
Да! Это станичники, которые честно трудятся на полях родной станицы. Это учителя, дающие мне знания и путевку в жизнь. Это мои одноклассники, которые добиваются хороших успехов в учебе, совершают поступки, достойные уважения. Да и все люди, которые живут по законам добра, по принципам верности и которые берегут «честь смолоду». Видимо , это самое главное пожелание для человека.
И самый достойный жизненный путь, правда, и самый трудный. Есть и другой- полегче, попроще. Но там низость, подлость, бесчестье. Мне бы хотелось не свернуть с первого!
Чтобы выбрать правильный путь в жизни, ту большую цель, о которой говорил Д.С.Лихачев, нам помогут, я думаю, следующие тезисы из статей ученого:
-Кто-то сказал: живи так, как если бы ты должен умереть сегодня, и одновременно так, как если бы ты был бессмертен; работай так, как если бы культура только росла и развивалась и, одновременно, так, как если бы она погибнет завтра. Это значит: надо и завершить свою жизнь достижением единой большой цели, и заканчивать каждый день, сознавая, что ты что-то сегодня сделал доброе…
-Одно из самых человеческих качеств – индивидуальность. Она приобретается от рождения, «даётся судьбой» и развивается искренностью: быть самим собой во всём – от выбора профессии до манеры говорить и до походки. Искренность может быть в себе воспитанная.
-…Человек обладает свободной волей и обязан выбирать, обязан создавать новое.
Он – творческое существо. Если он перестанет быть творческим существом и быть устремлённым в будущее, он перестанет быть Человеком.
-Друзья создаются в юности. Затем становится всё труднее и труднее подружиться. Запомните это.
Мне кажется, эти тезисы должны служить руководством к действию для нас, молодых. Они помогут нам воспитать в себе чувство совести и стремление жить по чести.
Интересными мне показались и эти выдержки из работ выдающегося педагога:
- Природа- чудо из чудес. И человек – высшая точка в развитии природы. Человек, как наиболее сознательное явление мироздания, обязан помогать животным, птицам, растениям, даже « неживой природе». Помогать, не ожидая немедленной награды.
-Главная жизненная задача « должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему народу, стране, ко всей Вселенной».( Из книги «Письма о добром и прекрасном». Письмо шестое. «Цель и самооценка»).
-Нет лучшей «музыки в человеке», чем скромность и умение помогать, не выдвигаться на первое место.( «Не быть смешным» из книги « Земля родная».)
«…будьте правдивы. Стремящийся обмануть, прежде всего, обманывается сам». («Не быть смешным» из книги « Земля родная».)
-Простота и «тишина» в человеке, правдивость, отсутствие претензий в одежде и поведении – вот самая привлекательная « форма» в человеке, которая становится и его самым элегантным « содержанием».
-Понимать математику - надо учиться. Понимать музыку - надо учиться. Понимать живопись тоже надо учиться!( «Искусство открывает нам большой мир!» Из книги « Земля родная».)
-Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает.( «Учиться говорить и писать» из книги « Земля родная»).
-Награждённый даром понимать искусство, человек становится нравственно лучше, а следовательно, и счастливее.
-Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума…
И так можно продолжать до бесконечности. На любой вопрос мы можем найти ответ у великого Учителя жизни. Потому что слово у Лихачёва пронзительное, запоминающееся. Академик смотрит далеко в будущее, обращается к людям с призывом сохранить культуру, уберечь души свои от чёрствости и равнодушия. Это призыв человека, который болеет за судьбу нашей Родины. И мы не вправе не прислушаться к нему, потому что только от нас зависит, какой будет наша « Земля родная».
Д.С. Лихачёва называют «последним интеллигентом» нашей эпохи. Грустное звание, конечно, но не безосновательное. Академик понимал, что отношение к культурному достоянию государства, интеллигентность закладываются в раннем возрасте, а поэтому огромное внимание уделял воспитанию нового поколения страны. Учёный воспитывал словом, ибо верил в его удивительную силу.
Интеллигент… Какого человека можно считать интеллигентом, а какого нет? Заглянем в «Словарь русского языка» С. Ожегова: «Интеллигенция (понимающий, мыслящий, разумный) – работники умственного труда, обладающие образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры».
Д.С.Лихачёв даёт своё определение этому понятию: «Интеллигент же это представитель профессии, связанной с умственным трудом «инженер, врач, учёный, художник, писатель», и человек, обладающий умственной порядочностью».
Снова мы встречаемся с понятием « порядочность».
Как это понять?
Читаем дальше: «К интеллигенции, по моему жизненному опыту принадлежат только люди свободные в своих убеждениях, независящие от принуждений экономических, партийных, государственных, не подчиняющихся идеологическим обязательствам. Основной принцип интеллигентности – интеллектуальная свобода, - свобода как нравственная категория. Не свободен интеллигентный человек только от своей совести и своей мысли». И снова знакомое нам понятие – совесть.
И так, кого же, по мнению Д.С.Лихачёва, можно назвать интеллигентом?
Тех людей, которые обладают следующими качествами, представленными в схеме.
Схема № 1
Все эти качества русских интеллигентов способствовали тому, что в разные исторические эпохи они подвергались преследованию со стороны властей, особенно со стороны Советской власти.
«Мужество русской интеллигенции, десятки лет сохранявшей свои убеждения в условиях жесточайшего произвола идеологизированной советской власти и погибавшей в полной безвестности, меня поражало и поражает до сих пор, - признаётся Д.С.Лихачёв. Можно было бы привести пример сотен и тысяч учёных, художников, музыкантов, которые сохраняли свою духовную самостоятельность или даже активно сопротивлялись идеологическому террору- в исторической науке, литературоведении, в биологии, философии, лингвистике и так далее».
К ним можно отнести А.С.Пушкина, М.М.Лермонтова, А.Солженицина, М.Булгакова, которые не мирились с произволом властей, не боялись высказывать свои мысли, отстаивать свои убеждения.
По глубокому убеждению академика, «первые настоящие, типично русские интеллигенты появились в конце XVIII - начале XIX века». Вот их имена: Сумароков, Новиков, Радищев, Карамзин, декабристы.
Я думаю, что и в наше время, размышляя о чести, думаешь исключительно о честных, порядочных, интеллигентных людях. Очень жаль, что сейчас таким людям приходится трудно. Как же выжить интеллигенту, если в обществе исчезают понятия чести, совести, человеческого достоинства, верности своим принципам, правдивости, беспристрастности, порядочности, благородства.
Тридцатого сентября 1999 года перестало биться сердце академика Д.С.Лихачёва, которого мы по праву называем великим сыном своей Родины, земли родной. Трепетно любя Родину, он отдавал ей свой талант педагога и учёного, заботился о нравственном воспитании молодёжи. Не стало человека, чья биография вместила в себя все испытания и беды прошлого столетия и чей уникальный научный и человеческий опыт гармонично сочетался с проницательной оценкой состояния культуры и общественных нравов. Не боюсь повториться: « Его жизнь- пример для подражания, а его личность- идеал интеллигентности.»
Я думаю, что каждый из нас впустит в свое сердце частичку этой мудрости и станет относиться к окружающей действительности, следуя советам ,которые оставил нам в наследство Д.С.Лихачев.
Мы , молодое поколение, взяв за основу идеи великого Учителя, ученого и гражданина, постараемся жить по законам чести и совести, опираясь на опыт и житейскую мудрость своих предков. Обещаем бережно хранить завещание Д.С.Лихачева: строго следовать десяти заповедям человечности. Постараемся исполнить напутствие великого человека к нам, молодому поколению : «Спешите учиться, спешите получать образование. Образованность- это основа умения честно прожить жизнь, насладиться ею, получить радость от познания мира». Обещаем служить какому-то делу, идти путями доброты, так как «в жизни ценнее всего доброта», «умная , целенаправленная». Будем стремиться быть интеллигентными, думать о смысле своей жизни – оглядывать прошлое и заглядывать в будущее, стараться жить не только для себя, но и для других, чтобы после себя оставить добрый след и остаться в памяти потомков ,которые могли бы с гордостью сказать о нас: «Это человек чести и долга».
Тимофеева Наталья, 17 лет, ст.Новоивановская
Рейтинг: 0
Комментарии ВКонтакте
Комментарии
Добавить сообщение
Связаться с фондом
Вход
Помощь проекту
Сделать пожертвование через систeму элeктронных пeрeводов Яndex Деньги на кошeлёк: 41001771973652 |